+79139857900

Кто остановит исход иномарок из России

13 октября 2020 в 06:17

На фоне падения продаж автомобилей на российском авторынке снижается и количество моделей, представленных в салонах официальных дилеров. Причем данный процесс наблюдается уже длительное время. Вердикт экспертов автомобильного рынка неутешителен – былого богатства выбора как несколько лет назад уже не будет, а автопроизводители будут скрупулезно подсчитывать стоит ли выводить в продажу каждую новую модель в Россию.

Наш канал заглянул в модельные ряды зарубежных автопроизводителей шести-семилетней давности и обнаружил поразительную представленность модельных рядов зарубежных брендов в салонах, от которой и не осталось следа для покупателя.

За последние 6 лет количество моделей, как и объем реализации новых машин, уменьшился на 30%. Если в 2014 году на российском рынке было представлено 442 модели легковых и легких коммерческих автомобилей всех автобрендов, то в 2020 году их насчитывалось только 309. Таким образом, за 6 лет число моделей, предлагаемых автопроизводителями российским покупателям, снизилось на 133 единицы, или 30%.

В чем же причина такого оскуднения выбора? Почему большой по емкости российский рынок уступает по представленности автомобилей, например, маленькому по размеру австрийскому рынку, где число моделей под четыре сотни?

Впрямую сравнивать с австрийским или португальским рынком некорректно. Дело в том, что на территории Евросоюза действует единая система сертификации. И если модель прошла сертификацию, то независимо от емкости национального рынка будь то огромный французский или немецкий, или небольшой как австрийский или словацкий, такую модель можно купить везде от холодной Скандинавии до жаркой Италии, от Лиссабона до Вильнюса.

А вот на пути в Россию модели ждут как таможенные, так и сертификационные барьеры. Последние усугубились два года назад требованием установки устройства ЭРА-ГЛОНАСС.

Для автомобиля, имеющего европейский сертификат, для получения российского одобрения транспортного средства (ОТТС) необходима немалая сумма, кроме того, нужны машины для участия в краш-тестах. В целом, чтобы не увлекать читателя в различные процедуры, отметим, чтобы сертифицированная модель окупилась нужно продать в РФ не менее 1000 машин в год. Некоторые модели не преодолевают этот невысокий порог. Прежде всего, это относится к компактным хэтчбекам, универсалам, минивэнам, компактвэнам, кабриолетам, пикапам. И не только.

пеж301

Причина в том, что по мере приближения к российскому рынку и пересечения российской границы массовые зарубежные автомобили перестают быть таковыми. Вспомните пример неплохих автомобилей Peugeot-301 и Citroen Elysee, которые из-за того, что выпускались в Испании, изначально проиграли в цене своим конкурентам, производимым в РФ. А с девальвацией рубля в 2014 году, когда рубль упал в два раза им просто пришлось покинуть наш рынок.

В свою очередь, автомобили, которые разработаны с учетом требований российского рынка, да еще и вставшие на конвейер в РФ, могут себя спокойно и уверенно чувствовать на российском авторынке. Им также обещана господдержка в виде компенсаций утильсбора, ставки которого после 2012 года в несколько раз выросли.       

fabia-2_05

Или другой пример. Многие помнят очень интересный чешский хэтчбек Skoda Fabia. Но поскольку его путь из Чехии связан с преодолением всех таможенных и иных препятствий, то его ценник оказался выше, чем у производимой в Калуге старшей модели Skoda Rapid. Соответственно, естественным выглядит решение руководства чешской компании прекратить продажи модели Fabia в России и сосредоточиться на модели Rapid.

SKODA-RAPID

При этом, локально произведенная модель должна хорошо продаваться, ведь автопроизводителю нужно «отбить» инвестиции. Тут нужно угадать и попасть в точку, чтобы  интерес российского автолюбителя к автомобилю был высоким. В массовом сегменте нужно продавать не менее 30 тысяч автомобилей в год, чтобы инвестиции были отбиты. По идее, в России, по подсчетам аналитиков, можно рентабельно с гарантией возврата вложенных средств выпускать не более 30-40 локализованных  моделей в массовом сегменте. Таким образом, автопроизводителям лучше, если ассортимент модельного ряда будет меньше, тем быстрее отобьются инвестиции.

Но такая политика вступает в противоречие с потребностями отечественных автолюбителей. Потребитель хочет богатство выбора, но по факту имеет усеченный модельный ряд. В странах, где установлены высокие заградительные пошлины, и сделан упор на развитие местного автопрома, ассортимент всегда оказывается меньше, чем в странах с либеральным режимом.  В Бразилии, где традиционно высокие заградительные барьеры, на рынке всего около 180 моделей, в сравнении с которыми наши 309 моделей – это просто шикарный выбор. В Индии, где фактические таможенные сборы на машины от 60% до 100%, покупателям в автосалонах предложены чуть более 100 моделей суммарно.      

Но вернемся в наши пенаты. Вспомним, какие модели покинули наш рынок? Nissan Teana и Nissan Sentra, Nissan Juke и Nissan Tiida. Renault Fluence и Renault Scenic, Toyota Avensis и Honda Accord, VW Sharan. Да что там модели, уходили автопроизводители – SEAT, Ssangyong, Ford. Модельные ряды тех, кто оставался постепенно становились слишком куцыми, состоящими из пары-тройки моделей, как к примеру у таких марок, как Honda или Subaru.  

В процентном соотношении больше всего за это время «потеряли» американские марки (-48%). В этом году они были представлены 21 моделью, а 6 лет назад их было 40. Это связано с уходом GM, Ford и оптимизацией модельного ряда Chrysler.

Довольно ощутимо сократилось число моделей японских брендов – на 41%, сегодня японских моделей на рынке насчитывается 56. 

Но больше других в абсолютном значении покинули наш рынок модели европейских марок (-54 шт.). В нынешнем году европейцы представлены 151 моделью – на 26% меньше, чем в 2014-м. Что касается других брендов, то их потери существенно меньше. Например, количество моделей российских марок за рассматриваемый период снизилось с 22 до 16, корейских – с 33 до 26, китайских – с 47 до 39.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >