Европейские и американские грузовые автомобили стали в нашей стране символом процветания в так называемые «тучные» годы, поскольку они осуществляли основной объем международных и междугородних перевозок. Но во внутригородских перевозках свою нишу заняли корейские и японские грузовики. Во время кризиса, наряду с тяжелыми китайскими самосвалами, рынок новой техники испытал тяжелейший спад.
эксперты статьи:
Дмитрий Зыков, коммерческий директор ЗАО «Кенворт-Рус»
Максим Прохоров, директор дилерского центра «Комтранс-Сибирь» (Новосибирск)
Денис Филиппенко, старший менеджер продаж грузового автотранспорта ООО «Сибирский Технический Центр-МАН» (Новосибирск)
Ряд мер, принятых правительством для запрета ввоза импортной техники, не привел к существенному росту производства на сборочных заводах внутри страны, а отечественный автогигант «КамАЗ» пока не может предоставить рынку современную дальнобойную модель. В этих условиях наметилось оживление на рынке импортной коммерческой грузовой техники, который зафиксировала и официальная статистика.
Бери больше, вези дальше
Вернемся на три года назад. В стране экономический рост, потребление на внутреннем рынке растет, и это сказывается на грузоперевозках. Импортные грузовики идут к нам потоком. Европейских машин на площадках практически нет, за грузовой техникой стоят очереди. «Американцы», приходящие на паромах, продаются буквально «с колес». Как обычно, отечественные чиновники решили обложить налогом этот вал и… резко повысили пошлины на «пятилетки». Но это не останавливает покупателей грузовиков. Спрос высок. По данным таможни, в 2008 году было ввезено около 42 000 новых и подержанных тяжелых грузовиков и тягачей. Сорок тысяч тяжелых машин — это практически половина рынка. Для сравнения: отечественный гигант «КамАЗ» произвел в том же году 51 тыс. грузовиков. Неудивительно, что российский автомобильный парк кардинально изменился.
Если говорить о конкретных марках, то картина вырисовывается следующая. На рынке новых тяжелых машин в тот год лидерство захватил немецкий MAN, на второй строчке — его главный конкурент - Volvo. Третье место уверенно заняла Scania; остальные же фирмы «большой семерки» шли с некоторым отставанием. Среди тяжелого секонд-хэнда пристрастия перевозчиков распределяются так: на первом месте Volvo, сразу за ним – Freightliner и MAN. А четвертое и пятое место разделили DAF и Mercedes-Benz. Теперь о «китайцах». Пик продаж пришел для них годом ранее. А в 2008 году марка Howo встала на почетное четвертое место (годом ранее - на третьем месте в общем зачетном рейтинге продаж новых импортных грузовиков). Вот такая картина вырисовалась в тот последний предкризисный тучный год. Он завершил три предыдущих года эйфории. Но, как известно, все разом рухнуло в кризис.
К этому времени произошло распределение «ролей» на российском рынке грузовой техники. «Самосвальный» сектор стремительно захватили китайцы: хотя представители европейской «большой семерки» продолжали делать вид, что ничего не происходит, на долю китайской тогда уже приходилась треть. А вот дальнобойную нишу захватили европейцы и американцы. Анализируя цифры официальной статистики тех лет, приходишь к выводу, что соотношение по маркам тягачи/самосвалы/спецтехника по европейским маркам иногда достигает десятикратного перевеса в пользу дальнобойной техники. В китайском сегменте картина прямо противоположная. На долю самосвалов приходится подавляющая часть импортной тяжелой грузовой техники из Поднебесной. Объясняется все довольно просто. Китайский самосвал отлично удовлетворил образовавшийся во время строительного бума спрос и подошел по ряду параметров и критериев строителям и дорожникам. Его первоначальная цена оказалась главным аргументом в сравнении с российскими, белорусскими и подержанными европейскими и японскими самосвалами. Мощный грузовик из Поднебесной выиграл у конкурентов по первоначальной цене. Нельзя закрывать глаза и на тот факт, что в эти же годы на стройках появились в большом количестве и европейские самосвалы. Но их парк многократно пока уступает как китайским, так и отечественным моделям. Ценовой фактор также сказался на популярности их в строительном сегменте.
[«Один из главных вопросов при переговорах с покупателями — это, разумеется, цена продукта», - говорит Дмитрий Зыков, коммерческий директор ЗАО «Кенворт-Рус». ]
Дальнобойный же сегмент «очень тепло» воспринял как европейцев, так и американцев. При этом новые и подержанные грузовые автомобили примерно пополам поделили в тучные годы отечественный рынок. А вот нишу среднетоннажников и малотоннажников заняли японские и корейские марки — как новые так и подержанные. Директор дилерского центра «Комтранс-Сибирь» (Новосибирск) Максим Прохоров отмечает:
[«Корейские марки заняли сегмент внутригородских коммерческих перевозок. В плане популярности корейских тягачей для междугородних перевозок лимитрующим фактором стали распространенные стереотипы грузоперевозчиков, поскольку новая корейская техника не дороже подержанной европейской». ]
Дальнобойщики: американцы обыграли КамАЗ
Как известно, чудес не бывает, и годы экономического роста сменяются кризисными. Объемы продаж падают, кто-то выходит из бизнеса, заказчики становятся неплатежеспособными, банки перестают кредитовать. Все это нам теперь хорошо знакомо.
[ «По данным аналитиков, в 2009 году падение продаж в сегменте дилеров новых грузовиков в России составило около 90%, — в связи с тем, что рынок грузовой техники связан с секторами российской экономики, которые в первую очередь пострадали от кризиса, - отмечает Денис Филиппенко, старший менеджер продаж грузового автотранспорта ООО «Сибирский Технический Центр-МАН».]
В прошедший кризис в странах, имеющих собственное автостроение, правительства ввели ряд мер, которые помогли пережить производителям трудные времена. В нашей стране, не обремененной членством и договоренностями с Всемирной торговой организацией (ВТО), на вооружение был взят метод ограничения доступа иностранных автомобилей на внутренний рынок. Для легкового сегмента была запущена программа утилизации старых машин.
[«Прежде всего, стоит отметить, что ввозить технику, скажем, Евро-3, не запрещено. Запрещен выпуск техники в обращение - т.е. сертификация с последующей выдачей ОТТС. Но пошлины в 25% делают ввоз такой техники нецелесообразным», - отмечает Дмитрий Зыков.]
Таким образом, полузапретительные меры, по мнению властей, должны были простимулировать работу отечественных производителей. Ряд других мер государственной поддержки поддержали на плаву отечественных производителей и прежде всего Камский автомобильный завод. По данным агентства «Автостат», «директор по маркетингу КамАЗа Ашот Арутюнян сообщил, что предприятие планирует продать в 2010 году до 33 тысяч машин, из них 28-39 тысяч грузовиков – на внутреннем рынке и 4 тысячи – за рубежом». На следующий год предприятие планирует преодолеть планку в 40 тыс. грузовиков.
Искусственно созданный неконкурентный рынок для отечественных производителей фактически деформирует истинные рыночные спрос и предложение. Об этом говорит и такой факт, который произошел с премьером Путиным во время его памятной летней инспекционной поездки по трассе «Хабаровск-Чита». Владимир Путин сделал остановку на 791-ом километре трассы «Амур». На этом месте находится одна из немногих больших стоянок с кафе и техобслуживанием для большегрузных автомашин. На стоянке находились восемь фур, из них семь(!) - американских марок и один «КамАЗ».
Дальнобойщики рассказали премьеру, что автомобили «КамАЗ» неконкурентоспособны. По их словам, на американских машинах и управление легче, и места спальные широкие, даже холодильники стоят. «КамАЗ» ничего этого не имеет, да еще и очень дорог. Проще купить бэушного американца, чем новый «КамАЗ», считают водители.
Дальнобойщики также отметили, что габариты зарубежных грузовиков достаточно внушительные, а дороги наши узковаты. «А вы переходите на отечественные, - посоветовал Путин. - Они-то уж точно подойдут по габаритам». «И вообще мы строим дороги под свои машины», - сказал премьер, на что водители заметили: «А надо строить дороги для нас!». Вот такой неожиданный срез рынка. Этот разговор имел продолжение.
Премьер рассказал о встрече с дальнобойщиками руководителю «КамАЗа» Сергею Когогину. «Я обещал мужикам довести до вас и делаю это публично», - сказал Путин на межрегиональной конференции «Единой России». Он напомнил, что, по мнению дальнобойщиков, американские кабины более комфортны, да и силовая установка качественнее. В ответ гендиректор Камского автозавода Сергей Когогин пояснил, что «создать более комфортные условия для дальнобойщиков затруднительно, поскольку в этом случае произойдет удорожание перевозимых грузов, так как грузовики ограничены по своим параметрам». «Дело не в стандартах, а в том, чего ожидает потребитель, нужно на это ориентироваться», - отметил Путин, добавив при этом, что потребитель ориентируется не на стандарты и будет и дальше покупать подержанные американские машины.
«Американцы» активно используются у нас в качестве дальнобойной техники, но и не только. Следует отметить и такой интересный факт.
[«Забавно, но огромное число перевозчиков используют технику производства США абсолютно не по назначению. Американские тягачи всегда славились своей надежностью, долговечностью, комфортом, ремонтопригодностью, способностью выдерживать большие нагрузки. Видимо, это и побудило большое число владельцев техники использовать дорожные тягачи для перевозки самосвальных полуприцепов, - отмечает Дмитрий Зыков. - Конечно, автомобили Kenworth могут выполнять и такую работу, но для того, чтобы техника окупалась, приносила доход и удовольствие от обладания ею, требуются специальные модификации, а не машины, которые на просторах США перевозили, скажем, почту по хайвеям». ]
Возвращаясь к сопоставлению техники, отметим, что руководители КамАЗа заявляли, что не собираются принципиально обновлять модельный ряд до 2013 года. Иными словами, не заниматься в тепличных условиях обновлением модельного ряда и не менять рыночную ситуацию под себя, т.е. отечественные производители собираются «почивать на лаврах». А это дает повод утверждать, что в ближайшей перспективе расклад сил на рынке дальнобойной техники не претерпит существенного изменения. Камский автозавод не будет серьезным игроком в этом сегменте. Партнерство с немецким производителем Daimler-Benz не скоро даст позитивный результат. Следовательно, на дальнобойном рынке будут по-прежнему доминировать европейские и американские тягачи, — как подержанные, так и новые. Что касается подержанного сегмента, то он за годы кризиса снизился по сравнению с докризисным 2008 годом. На нем так же правят бал в тяжелом секторе европейцы и американцы. По данным «Грузовик-пресс», на вторичном рынке наиболее популярны грузовики Volvo (3%), MAN (2.3%), Scania (2,1%), Mercedes-Benz (1,9%), DAF (1,3%) и Freightliner (1,3%).
[«Пошлины на ввоз автомобилей с пробегом существенно выросли, соответственно, подскочили и цены на них. Цена автомобиля с пробегом уже подкрадывается к цене нового автомобиля, поэтому потребитель начинает задумываться, что ему важнее: переплатить 300-500 тыс. за новую машину или купить технику с пробегом», - отмечает Денис Филиппенко. ]
Рыночное оживление
Результаты продаж грузовой техники в 2010 году свидетельствуют о том, что наметилось некоторое оживление экономики. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в I полугодии текущего года продажи иностранного коммерческого транспорта в РФ выросли в целом на 27.8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 47 906 до 61 238 единиц техники). При этом рост продаж легких коммерческих автомобилей составил 22%, в сегменте средних грузовиков продажи увеличились на 47%. Но самый впечатляющий рост продаж зафиксирован среди тяжелых грузовиков массой более 16 тонн – на 155%: с 1861 единиц в I полугодии 2009 года до 4 747 в I полугодии 2010 года.
Чемпионом в классе тяжелых грузовиков стал немецкий MAN, реализовавший на российском рынке 1364 единицы новой техники (+258% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года).
[«MAN поработал над этим, выпустив новую серию тяжелых грузовиков TGS. Автомобили серии TGS отвечают всем современным запросам грузоперевозок. Мощные двигатели Common Rail и коробки передач ZF обеспечивают великолепный пробег при низких показателях расхода топлива. Прочная и в то же время легкая конструкция обеспечивает высокую полезную нагрузку. Эта модель обладает всем, что необходимо для получения высокой производительности при низких эксплуатационных затратах, - объясняет популярность марки Денис Филиппенко.]
За MAN следуют IVECO, продавший 1020 автомобилей (что в 7,8 раз больше, чем за аналогичный период 2009 года), Volvo, продавший 628 автомобилей (+41%), Scania (666, +61%), Mersedes-Benz (406, +283%), и Renault Track, реализовавший 337 машин и увеличивший продажи в 3,4 раза. Рост продаж тяжелых грузовиков свидетельствует об оживлении рынка международных и междугородних перевозок, где в основном используются новые автомобили иностранного производства.
Рост в среднетоннажном сегменте также показателен для ожившей экономики. На первом месте в общероссийском зачете новых автомобилей оказалась корейская марка Hyundai.Максим Прохоров отмечает:
[«В основе успеха оптимальное соотношение цена/качество, много клиентов переходят с подержанной японской техники. В нашем регионе популярны модели HD65, HD78». ]
Сложившийся расклад на рынке объясняет Денис Филиппенко:
[«До октября 2010 года рост продаж наблюдался во всех классах грузового транспорта. Особенно активно продавалась средне- и крупнотоннажная техника. Но с октября месяца, из-за непрерывного роста курса японской йены, организации, занимающиеся продажей японской техники, вынуждены были существенно поднять цены. Автомобили Isuzu выросли в цене примерно на 10%, ожидается рост цен и на другие японские бренды. Это дало весомое преимущество в цене корейским конкурентам (марки Daewoo и Hyundai)».]
В каком направлении будет развиваться рынок коммерческой техники? Пока все специалисты говорят о росте продаж в следующем году. Но среди аналитиков преобладает консервативный вариант прогноза. Дмитрий Зыков прогнозирует:
[«Не думаю, что продажи превысят докризисный уровень, однако налицо явное оживление рынка дорожной техники. Думаю, в 2011 году ожидается всплеск продаж дорожной техники, особенно техники, произведенной западными компаниями на сборочных предприятиях России».]
[«Динамика развития рынка грузовых автомобилей в Российской Федерации требует от участников оперативного реагирования на изменение ситуации. Учитывая постоянно возрастающий спрос на новые автомобили и повышение цен на технику с пробегом, дилеры будут планомерно увеличивать объемы поставок новых автомобилей, - отмечает Денис Филиппенко. - А в условиях современной конкурентной среды компаниям необходимо будет становиться более гибкими в своих подходах к клиентам».]
Отметим и такой факт: на рынке тяжелой техники заявил о себе новый игрок – Ford Trucks. Он занял седьмую позицию в рейтинге самой популярной тяжелой техники. Пока в Сибирском регионе о широкой известности марки говорить не приходится.