Дороги были всегда «слабым» звеном российской реальности. Несколько лет назад экономическая конъюнктура и бюджетная политика позволила приступить к реализации программы дорожного обновления и строительства новых дорог. Однако по этим планам нанес серьезный удар экономический кризис. Многие дорожные стройки были остановлены и заморожены. После принятия изменений в бюджетном законодательстве, позволяющие создать в 2011 году специальный дорожный фонд, можно смело прогнозировать резкое увеличение активности, что самым непосредственным образом скажется на рынке спецтехники. Каков же сложившийся расклад в этом сегменте техники для дорожных работ? Какой дорожно-строительной технике отдадут предпочтение дорожные компании?
Власти и общество осознали остроту дорожной проблемы страны, поскольку состояние дорог ухудшается, а новое строительство и ремонт не поспевают за усиленно развивающимся процессом деградации отрасли. В кризис объемы финансирования дорожных строек резко сократились. Однако в 2010 году возобновлено финансирование дорожной отрасли по партийной программе «Новые дороги единой России», рассчитанное на три года. Помимо этого мощный импульс она получит от создания на федеральном и региональных уровнях дорожных фондов. В целом это резко подтолкнет объемы дорожно-строительных работ в регионах и на федеральных трассах.
Наш анализ посвящен сложившейся ситуации на рынке дорожно-строительных машин. Естественно, что реализация планов активизирует данный сегмент рынка и позволит увеличить как производство внутри страны, так и закупки импортной техники. В широкой гамме специальной техники для дорожного строительства на особом месте стоят автогрейдеры, дорожные катки и асфальтоукладчики.
Автогрейдеры: отечественный заповедник
В 2010 году рост показателей рынка автогрейдеров происходил за счет активности отечественных производителей. Как и прежде, на нем доминирует продукция трех отечественных заводов: ОАО «Брянский арсенал», ЗАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», которые входят в состав дивизиона «Спецтехника» машиностроительного холдинга Группы ГАЗ. Еще один производитель – ЗАО «Дормаш» (г.Орел). В прошлом году рост производства на «Брянском арсенале» составил 30% - выпущено 559 единиц техники. Конструкторы предприятия разработали несколько новых моделей техники, а также улучшили потребительские свойства выпускаемых автогрейдеров. Теперь кабины всех моделей автогрейдеров комплектуются системой кондиционирования. Одна из самых популярных моделей брянского автогрейдера ГС.14.02 с увеличенным тяговым усилием (масса 14 тонн), оснащена мостами ZF Passau, с тандемной тележкой NAF. Представлена новая версия автогрейдера ГС-14.03 с КПП 6WG-190 и двигателем Д-260.4 Минского моторного завода.
Доля импорта в этом сегменте в период кризиса снизилась. Но постепенно восстанавливается, хотя и имеет незначительные объемы количеством в несколько десятков единиц. Как отмечают аналитики отрасли, в поведении покупателей зарубежной техники нет каких-либо закономерностей и данные закупки имеют скорее всего разовый характер. Среди лидеров в импортных поставках китайские автогрейдеры XCMG. На второй позиции – Caterpillar. В прошлом году в специализированных СМИ шла агрессивная реклама линейки строительной техники американской компании John Deer, в которую входили и автогрейдеры. Техника этого производителя уже на третьем месте по объемам ввоза. Совсем небольшие объемы импорта грейдерной техники Volvo, HBM-Nobas и Komatsu.
Дорожный рынок оживает и на ближайшую перспективу этот фактор окажет самое непосредственное влияние на развитие рынка автогрейдеров, положительная динамика развития которых уже отмечена. Низкие объемы импорта лишь подчеркивают большую востребованность отечественной техники у российских компаний.
Уложить асфальт по-европейски
Сегмент асфальтоукладчиков – один из самых благополучных на рынке строительной техники. Асфальтоукладчики, как говорят эксперты; пользовались спросом и в кризис. Конкурентоспособную продукцию предлагают российские и немецкие производители. Традиционно в России используют европейскую технологию укладки с трамбующим брусом. Из отечественных поставщиков асфальтоукладчиков остались всего два – «Брянский арсенал» и «Ирмаш». Удивительно, но они до сих пор не только сопротивляются потоку импорта, но даже разрабатывают новые модели. В линейке «Брянского арсенала» два колесных и один гусеничный укладчик. В номенклатуре завода ОАО «Ирмаш» разработан модельный ряд из шести позиций; заявлена производительность от 250 до 500 тонн в час при рабочей ширине укладки от 2 до 9 метров.
Еще больший выбор предлагают немецкие компании. Традиционно дорожники смотрят в сторону европейской техники – у них репутация и собственно техника «на высоте». Если новая техника не по карману, то можно прицениться к б/у асфальтоукладчикам. Появляются на рынке и китайские модели.
Среди европейской техники особое место в наших дорожных компаниях занимает техника фирмы Joseph Vogele AG. Важным этапом в истории компании стал 1996 год, когда она вошла в состав большого немецкого концерна WIRTGEN Group. При этом компания сохранила свое направление деятельности и по сегодняшний день продолжает выпускать асфальтоукладчики под брендом Vogele. На отечественном рынке она предлагает обновленный модельный ряд укладчиков SUPER, по-прежнему оставаясь верной электроподогреву плиты. Линейка колесных машин с одной ведущей осью представлена четырьмя моделями с шириной укладки от 1,8 до 8 м у «старшей» модели и производительностью от 200 до 700 т/ч. Семейство гусеничных машин более обширно – девять моделей, начинается с компактных моделей SUPER 600 и 800 и заканчивается монстром SUPER 2500 с шириной укладки до 16 м. У новых моделей к обозначению добавлена цифра «2», означающая, что это второе поколение.
Существенные изменения произошли в компании Demag. Она теперь в составе группы Dynapac. Модельный ряд подрос и включает колесные укладчики и гусеничные укладчики. Техника корпораций Caterpillar также представлена на рынке, а Volvo CE которая интегрировала немецкую компанию ABG в свою производственную и маркетинговую систему. Текущая линейка колесных укладчиков включает три модели колесных и восемь моделей гусеничных укладчиков ABG.
В целом зарубежные производители предлагают отечественным дорожникам очень широкую линейку техники для асфальтоукладочных работ. Высокое качество и надежность сложной техники предопределили ее доминирование в парках дорожных фирм.
Катком по бездорожью
Сегодня на российском рынке представлены, пожалуй, все мировые производители виброкатков. Отечественная продукция выступает вполне достойно и занимает значительную долю рынка. Рыбинский завод «Раскат» (Ярославская область) входит в четверку лидеров российского рынка (включая зарубежные бренды) по поставкам новой техники. В 2010 году он поставил без малого 300 катков разного назначения, причем рост составил 3,5 раза по сравнению с 2009 годом. По состоянию на 2010 год доля «Раската» среди российских производителей превысила 80%. Стоит отметить, что на российском рынке дорожных катков очень значительна доля зарубежной техники.
Популярность уплотнительной техники марки «Раскат» заключается в использовании качественных и долговечных узлов и агрегатов при значительно более доступной цене. Модельный ряд катков «Раскат» включает вибрационные гладковальцовые катки массой от 1,5 до 11,5 тонн, комбинированные катки массой от 3 до 14 тонн и грунтовые катки массой от 13 до 21 тонны, а также уплотнитель полигонов РЭМ-25. Наиболее востребованных на российском рынке катки «Раскат» ДУ-99 и ДУ-98. Эта гладковальцовые и комбинированные катки обладают очень высокой производительностью, и выполняют значительный объем работ на дорогах общего назначения и внутрихозяйственных дорогах. В линейке моделей сформирована серия новой техники RV, на которые устанавливаются высокопроизводительные двигатели Kubota или Deutz, в зависимости от модели, учитываются все современные требования безопасности. На 2011 год рыбинское предприятие ставит амбициозную задачу - увеличение объема производства за счет вытеснения с рынка катков иностранного производства. Кроме того, предприятие «Раскат» обладает широкой сетью сервисных центров (15 на территории России) и ее техника хорошо обеспечена запчастями.
На рынке уплотнительной техники агрессивно работает белорусский «Амкодор». Из всей гаммы уплотнительной техники наибольшей популярностью на российском рынке пользуется вибрационный самоходный каток Амкодор-6712В, массой 11,5 т. Эта модель зарекомендовала себя как неприхотливый в обслуживании грунтовой каток. Ширина полосы, уплотняемой им, составляет 2100 мм, вынуждающая сила вибратора – 186 кН при частоте колебаний 30 Гц. Всего в модельном ряду уплотнительной техники «Амкодор» шесть наименований катков, различающихся техническими параметрами, массой и габаритными размерами.
Немецкие поставщики Bomag и Hamm периодически сменяют друг друга на позиции лидера рынка. Компания Volvo поставляет линейку тяжелых катков, основу которой составляют модели с сочлененной рамой.
В целом, рынок дорожно-строительной техники в сибирском регионе достаточно развит, на нем представлен широкий модельный ряд отечественной и зарубежной продукции. При этом у дорожных компаний уже сложились собственное представление об эксплуатационных возможностях тех или иных моделей.