+79139857900

Кто разогреет фургонный рынок

16 июня 2012 в 10:29

Цельнометаллические фургоны являются самой существенной частью рынка легких коммерческих автомобилей (LCV). Сейчас на этом рынке самый динамичный рост среди всего грузового сегмента автомобильного рынка, и пока на нем доминируют отечественные группы. Но не за горами то время, когда конкурентная борьба резко усилится. За развитием рынка цельнометаллических фургонов пристально наблюдал наш корреспондент. 


Пикап, газель, маршрутка 


Легкие коммерческие автомобили или класс (LCV) подразделяют на несколько основных видов. Первый – это «малотоннажники» для грузовых перевозок. Чаще всего они представлены на рынке цельнометаллическими фургонами, когда кабина водителя составляет единое целое с грузовым отсеком. На рынке имеется и вариант с бортовой платформой с тентом для аналогичных целей. Но они, в отличие от цельнометаллических фургонов, обладает рядом недостатков, в том числе по особенностям сохранности грузов. Фургон лучше обеспечивает необходимую защиту груза и от осадков, и от хищений. Они удобны для погрузочно-разгрузочных работ: конструкция подавляющей части фургонов позволяет разместить одну или даже две боковые двери, помимо задних. 

Второй тип автомобилей класса LCV – это пикапы. Позиции российских автомобилей здесь слабы. В этом сегменте присутствует лишь одна модель – UAZ Pickup. Пикапы формально относятся к легкому коммерческому классу автомобилей, но часто в России их позиционируют как легковые автомобили. Однако грузоподъемность и западная статистика относят их к классу LCV. При этом их популярность и объем продаж на автомобильном рынке России невелики и не оказывают влияние на развитие малотоннажного класса. Да и для перевозки грузов такой автомобиль приспособлен хуже, чем фургон. Это скорее автомобиль для активного отдыха. 

Как ни покажется странным, к третьему типу автомобилей этого класса относятся автомобили для перевозки людей - микроавтобусы. Дело в том, что в России получил распространение бизнес по переоборудованию фургонов в «маршрутки» на базе зарубежных шасси. Пассажировместимость микроавтобуса порядка 13 человек, а чаще может быть и больше — при условии более длинной базы. Главными потребителями коммерческих автомобилей выступает чаще всего малый и средний бизнес, однако в парках крупных предприятий тоже есть такие машины. 

«Этими автомобилями пользуются те, кто занимается перевозками по городу, хотя область применения таких машин шире, например, у тех организаций, которые занимаются обслуживанием карьерной техники. На структуру продаж автомобильной техники в классе LCV сильно влияет региональная составляющая, - отмечаетАлександр Асташенко, руководитель отдела продаж компании ООО «КМПК-ТРЕЙД» (г.Кемерово). – Например, в Кузбассе, из-за особенностей организации пассажирских перевозок в городах региона, на пассажирские версии приходится порядка 10-15% продаж. В соседних регионах, Новосибирске и Алтайском крае, где иная структура организации перевозок, доля пассажирских вариаций больше». 

Стоит отметить и еще одну разновидность класса LCV – шасси этих малотоннажников используют как базовое для различных специальных автомобилей. На них устанавливают различные надстройки. Как и в случае переделки фургона в маршрутку, в результате получается специализированный автомобиль – рефрижератор, спецпогрузчик, бронеавтомобиль и др. Обычно в качестве шасси используют как отечественную (от «Газели»), так и все чаще зарубежную основу. 



Великолепная семерка 

С большим отрывом от других марок автомобилей класса LCV лидируют семь брендов, среди которых два отечественных и пять зарубежных. Если посчитать суммарно расстановку в этой группе, то окажется, что пять зарубежных в сумме не дотягивают до двух третей продаж отечественного лидера. Хотя еще пару лет назад отрыв был еще существеннее. Второй отечественный бренд держит пока примерно 15% рынка. До сих пор российским производителям удается удерживать столь значимые позиции прежде всего за счет более доступных цен. 

Но иностранцы уже «наступают на пятки». И здесь тенденции таковы. Еще недавно сильным игроком на этом рынке был итальянский FIAT, однако по ряду причин он хотя и остался в первой лиге игроков, несколько сбавил свои амбиции, о чем пойдет речь ниже. 

В первые ряды сейчас вышли Volkswagen (c моделями Transporter и Crafter) и Peugeot (прежде всего, модель Boxer). Если немецкий Volkswagen делает упор на коммерческие версии фургонов в своем освоении российского рынка, то бизнес-история французского Peugeot оказалась в России несколько иной. Вначале, в частности в Новосибирске, наибольшей популярностью стали пользоваться пассажирские версии автомобиля. 

Антон Федорищев, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании «Патриот Авто», отмечает: 

«Большая часть наших клиентов – индивидуальные предприниматели, те, кто работают на маршрутах пассажирских перевозок. Вторая часть клиентов – представители практически всех отраслей, где для осуществления грузоперевозок важен объем грузового отделения автомобиля, а не грузоподъемность. Поскольку разница в цене автомобилей с разной длиной базы несущественна, то спрос на коммерческие грузовики с малой базой ниже и составляет всего 10%. На автомобили с большой базой приходится 50%. Многим клиентам требуются надстройки (бортовые, промтоварные и изотермические), все зависит от специализации предприятия, а доля индивидуальных заказов - 1-2%». 

Аналогично Peugeot динамично продвигается другая французская марка - Citroen. Она представлена фургонами Boxer. Практически это двойник Peugeot: одинаковая конструктивная схема, использованы аналогичные и взаимозаменяемые узлы и детали. Новый автомобильный альянс между отечественной группой Sollers и Ford Motors сулит в перспективе блестящие позиции фургонам Ford Transit. Их выпуск освоен на мощностях Sollers в Татарстане (г. Елабуга). 

Растущая популярность зарубежных фургонов обусловлена подходом к ведению бизнеса у компаний, которые рассчитывают свои долгосрочные планы на длительную перспективу. 

Михаил Семенихин, руководитель марки «Volkswagen Коммерческие автомобили» в России отмечает: 

«Владелец небольшой компании у нас сейчас часто не строит долгосрочных планов, ему важно получить прибыль быстро и в кратчайшие сроки окупить вложения. Поэтому он выбирает российский автомобиль, который стоит вдвое дешевле и может без проблем прослужить хотя бы первые пару лет. Если же планировать свой бизнес на более долгосрочную перспективу, то здесь появляется такое понятие как total cost ownership — общая стоимость владения транспортным средством. И если рассчитывать бизнес на 5–10 лет, то получается, что приобретать иностранный автомобиль выгоднее, так как он реже ломается, экономичнее расходует топливо, у него выше процент остаточной стоимости, и поэтому общие расходы на автомобиль в процессе эксплуатации получаются меньше». 

Пока не раскрыт потенциал таких марок моделей как Renault Trafic, Mercedes-Benz Sprinter. Последняя модель, по информации автомобильных СМИ, планируется к выпуску на мощностях Горьковского автомобильного завода. Еще одним перспективным игроком отечественного рынка LCV может стать третье поколение фургона Renault Master. Три варианта колесной базы (3,1; 3,6 и 4,3 м), пять вариантов по вместимости версий, объем которых зависит от размера заднего свеса. В варианте со средней базой имеется заднеприводная модель. Но все зависит от того, станет ли альянс Renault-Nissan организовывать сборку фургонов в России. 



FIAT возвращается 

По итогам первого квартала текущего года статистика зафиксировала 60%-е падение продаж автомобилей класса LCV итальянской марки FIAT. Еще год назад FIAT Ducato был лидером иномарок в классе LCV, и ничто не предвещало такого развития событий. Стремительный рост популярности Ducato стал беспрецедентным примером, когда европейский автомобиль, практически сразу стал лидером в классе легкого коммерческого транспорта на отечественном автомобильном рынке. Главным фактором этого успеха было сотрудничество с отечественной автомобильной группой и локализация производства фургонов в России. Еще одной составляющей высокой популярности «итальянца» на нашем рынке была адаптация его к российским условиям эксплуатации: на них уже в базовой комплектации ставилась защита картера, генератор повышенной мощности и аккумулятор большей емкости и т.д. Немаловажно и то, что фургон предлагался с большим числом вариаций: с короткой, средней и длинной базой, с различной высотой крыши. Был освоен выпуск микроавтобусов FIAT Ducato, специальных машин – скорая помощь, инкассаторский и т.д. Отмечая популярность прежнего FIAT, Александр Асташенко - руководитель отдела продаж компании ООО «КМПК-ТРЕЙД» (г.Кемерово) - говорит: 

«Наиболее популярной грузовой версией Ducato является фургон с большим объемом, в процентном отношении на него приходилось порядка 60 процентов продаж, на среднюю базу пришлось около 30 процентов. Остальное – на короткую базу». 

Такая структура соответствует ментальности нашего заказчика – взять технику «с запасом». Однако в прошлом году партнерство отечественной группы Sollers и итальянского автопроизводителя FIAT было прекращено. Выпуск фургонов Ducato в Елабуге свернут в ноябре. Алескандр отмечает, что последние коммерческие автомобили отечественного производства были проданы в феврале. В начале июня начнутся продажи нового FIAT Ducato. 

«Это будет автомобиль совершенного другого уровня, - комментирует Александр Асташенко руководитель отдела продаж компании ООО «КМПК-ТРЕЙД», – более мощный и современный мотор, улучшенный интерьер, более надежная коробка передач, современный дизайн. Да и цена будет лишь на 100 тысяч рублей выше, чем прежнего FIAT Ducato». 

Данная модель итальянского коммерческого автомобиля собирается в Италии на заводе Sevel, одновременно с ней на одном конвейере ведется сборка аналогичных малотоннажных моделей Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Однако на модель Fiat устанавливается новый дизельный двигатель Multijet объемом 2,3 л. 

Александр Асташенко высоко оценивает перспективы обновленного FIAT на отечественном рынке коммерческих грузовиков: 

«При перевозках грузов внутри города одна из важнейших статей расходов - это затраты на топливо. Некоторые наши партнеры накручивают в месяц по 10000 км пробега, соответственно, за год пробег составляет более 120000 км. Экономичность автомобиля выходит на первый план, и у FIAT здесь есть преимущества, - говорит эксперт. - Другой фактор, который важен для грузоперевозчика, – простои техники. FIAT уже доказал свою конструктивную надежность. И еще один немаловажный фактор. Итальянский автопроизводитель скоро представит на базе Ducato бортовую модификацию. По нашему мнению, это вызовет несомненный интерес со стороны клиентов к данной модели». 

Как укрепляют Газель? 

Сегодня на пьедестале чемпионов авторынка класса LCV—продукция Горьковского автомобильного завода – нестареющая «Газель», однако ее доля в первом квартале 2012 года несколько снизилась. Если в аналогичный период прошлого года ее доля составила 50,9%, то в начале года она снизилась на четыре пункта (46,8%). И хотя объем продаж «газелевского» семейства не снизился, уменьшение доли – свидетельство того, что данный процесс может стать необратимым, а значит, Горьковскому автозаводу нужны срочные меры по расширению модельного ряда и внесению в модель конструктивных улучшений для повышения потребительских качеств продукта. Российские автостроители осознают необходимость принятия срочных мер. И они их принимают. Вот уже два года на берегах Волги выпускается новая модель «Газель-Бизнес», в которой увеличен межсервисный пробег с 10 до 15 тыс. км, что свидетельствует об увеличении ресурса и надежности машины. Безусловно, на пользу модели пошла и установка нового импортного дизельного двигателя Cummins при заявленном ресурсе в полмиллиона километров. Отметим, что на этот раз «вживление» дизеля увенчалось успехом, поскольку прежние попытки установить дизельный двигатель (в частности австрийский Steyr, позиционируемый как ГАЗ-560) были неудачными, да и рынок не принимал отечественный дизельный малотоннажник. Новый дизельный двигатель на «Газели-Бизнес», помимо низкого потребления топлива отличается от равного по объему бензинового двигателя УМЗ-4216 в полтора раза большим крутящим моментом, при том что и ульяновский бензиновый движок имеет хороший момент на низах. Поэтому удорожание более чем на 100 тыс. руб машины с дизельной версией окупается. Сейчас по данным маркетологов уже более 30% отечественного рынка LCV с дизельными моторами приходится на «газелевское семейство». 

Но все-таки даже обновленная «Газель-Бизнес» не имеет варианта с передним приводом, она как наследник старой «Газели» – той, что была явлена на свет в 1994 году. Конечно, старая «Газель» из середины 90-х, прародителем которой был Ford Transit образца 1986 г., была кардинально переработана. Как отмечали в одном известном автомобильном издании, там от «форда» остались только обводы. Для наших условий эксплуатации конструкторам Горьковского завода пришлось «посадить» машину на раму, рессоры и неразрезанные мосты. Такая основа оказалась очень живуча на российских дорогах. Потому и в «Газели-Бизнес» она фактически оставлена. 

И все же положение может измениться. 

Группа ГАЗ уже объявила о смене модельной линейки в будущем 2013 году. Сейчас проходят испытания и выпуск предсерийных образцов автомобиля «Газель Next». Серийное ее производство стартует в следующем году. В СМИ просачиваются какие-то отрывочные сведения о новом коммерческом автомобиле. Однозначно известно только одно – новое поколение «Газелей» будет немного больше по размерам по сравнению с ныне выпускаемой. Поколение Next будет оснащаться большим числом импортных узлов и комплектующих, среди которых современные тормоза, подушки безопасности, а также импортным двигателем. Очевидно, что на базе подобных «сливов» информации, не зная его технических характеристик, вряд ли пока можно судить о его рыночной перспективе. Еще одно, о чем можно говорить без сомнения, – цена автомобиля. Она, несомненно, вырастет. И хотя представители Группы ГАЗ утверждают, что ее уровень будет все же ниже, чем у зарубежных аналогов, однако, зная порочную практику отечественных автопроизводителей, их приверженность к постоянному росту цены на автомобили, можно не сомневаться, что ее изменения в сторону увеличения, в сравнении с первоначально заявленной, не будут играть в пользу отечественной техники. Примечателен и такой факт. Выпуск нынешнего семейства малотоннажных «Газелей-Бизнес» не будет свернут. Наверное, это маркетинговый ход Группы ГАЗ. Наличие двуз моделей одного класса в выпускаемой линейке Горьковского завода позволит сохранить лояльных клиентов в классе лоу-кост и одновременно обратить внимание на другую машину — со стороны более «денежных» заказчиков. Хотя такие шаги отчасти являются вынужденными и не всегда оправдываются на практике. Но только реальное испытание отечественным рынком в ближайшие годы может показать правильность или ошибочность такого шага. 

Что касается второго автопроизводителя группы Sollers, которая является владельцем Ульяновского автомобильного завода: он выпускает модель, прозванную в народе «буханкой», но о модернизации своей линейки там говорят осторожно, и в основном речь идет об установке усовершенствованных моторов. Еще одно, заслуживающее внимание заявление руководителей группы Sollers, гласит о том, что в более далекой перспективе УАЗ начнет выпуск автомобилей класса LCV на платформе своего зарубежного партнера – корейского производителя SsangYong. 

Основные модели отечественных производителей (особенно Ульяновского завода) находятся в конце своего жизненного цикла и нуждаются в срочном обновлении. Если в ближайшие два-три года не произойдет прорыва в обновлении модельного ряда, то их позиции будут стремительно ослабевать. Таким образом, ближайшие годы станут своеобразным экзаменом, проверкой на мобильность и экзаменом для отечественных производителей LCV. От того, удастся ли им обновить модельный ряд, повысить качество комплектующих и автомобилей в целом, будет зависеть сохранение их пока еще доминирующей доли на рынке. 
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >