+79139857900

Куда пропала Škoda

19 апреля 2021 в 19:36

Сегодня речь пойдет не о хорошо известных легковых автомобилях чешской марки, а о несколько другом. Все дело в том, что еще недавно это имя носили не только легковые автомобили, но и автобусы, троллейбусы и даже грузовики.

 О грузовиках, которые получили впоследствии имя LIAZ, наш канал рассказывал здесь. Этот материал вызвал живой отклик тех водителей, которые когда работали на дальнобое на этих автомобилях. Но сегодня мы расскажем о другой Škoda.

 После присоединения Крыма в 2014 году в его троллейбусном парке остались от Украины старые троллейбусы Škoda. Примечательно, что в РСФСР, как тогда называлась Российская Федерация, троллейбусы такой марки не поставлялись и в городах России днем с огнем не сыщешь троллейбусов марки Škoda.

Главным поставщиком «рогатого» транспорта в российские города был Завод имени Урицкого (ЗИУ), расположенный в г. Энгельсе Саратовской области. Предприятие  в те годы выпускало модель троллейбуса ЗИУ-9, затем ее модернизированную версию ЗИУ-682.   

skoda_9 tr_севастополь

Троллейбус Skoda 9 tr на площади Ушакова в Севастополе (фото 1975 г)

А вот в союзных республиках, столицы и другие нестоличные города которых имели троллейбусное сообщение, комплектовали свои парки троллейбусами, поставляемыми из Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР). Таково было распределение машин.

Дело в том, что во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева начался интересные процесс – бурное развитие троллейбусного движения в городах страны. На новый вид транспорта возлагали большие надежды. Ведь в отличие от трамвая троллейбус был более маневренен, для него не надо было строить отдельные от проезжей части рельсовые пути и т.п. Несмотря на контактную сеть выходило многим дешевле.

 skoda_9_tr_крым

Троллейбус Skoda 9 tr на маршруте в Крыму

Итак, емкий рынок нашей страны, состоящей из 15 союзных республик и более сотни троллейбусных городов, разделили между советским производителем ЗИУ и чешской Škoda

А теперь ответим на вопрос, как в Россию попали чешские троллейбусы? Ведь распределительная  система плановой советской экономики не давала сбоев.

Модель Skoda 9Tr выпускалась с 1961 по 1982 год чехословацким предприятием «Шкода-Остров. Если за все время из ЧССР в Советский Союз было поставлено более 5000 троллейбусов чешской марки, то только в Украинскую ССР количество поставленных чехословацких моделей составило более 3000 штук. Естественно, Крымский полуостров находящийся в составе этой союзной республики по разнарядкам и фондам получал только модели Škoda.

Все просто. Троллейбусное сообщение было в Ялте и Симферополе. Кроме того, здесь располагался уникальный междугородний троллейбусный маршрут Симферополь-Ялта проложенный по фактически горной трассе. Тут пару слов надо сказать об этом маршруте.

skoda_9_tr_межгород

Самый протяженный троллейбусный маршрут в мире 

Его открыли в 1959 году, протяженностью 96 км и является достопримечательностью Крыма. Это был первый беспрецедентный пример заботы об экологии — задолго до нынешней всемирной увлеченности и эскапад шведского подростка Греты Тунберг. Ведь Крым всегда был главной советской здравницей, и троллейбусы не загрязняли его уникальный воздух.

 Сегодня на этой трассе установлен памятник крымскому троллейбусу в виде модели Škoda 9Tr на Ангарском перевале в 2012 году. А через четыре года, когда Крым был уже в составе РФ все модели, работающие на этой междугородней трассе, были списаны. Правда, по сведениям крымчан, их не порезали на металлолом. Они все стоят в отстое.

Skoda_9_tr_памятник

Но самым большим долгожителем оказался троллейбус Škoda 9Tr, который трудился на маршрутной сети Симферополя и был списан в 2018 году. Это был последний экземпляр который трудился на территории Российской Федерации. 

Несведущий читатель спросит: ну и что это за легендарный троллейбус?

Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация. Это было связано с советской системой оплаты проезда — пассажиры входят через заднюю дверь, где находится кондуктор, и выходят через переднюю. В СССР поставлялось небольшое количество трёхдверных машин, но на машинах, предназначенных для трассы Симферополь-Алушта-Ялта, у них блокировали среднюю дверь, выравнивали пол и устанавливали дополнительные места. Škoda 9Tr была довольно комфортабельной машиной за счёт полумягких сидений и отопления салона, по данному критерию  превосходила отечественные модели. Например, в ЗиУ-9 даже в небольшой мороз было очень холодно. Чего не скажешь о Škoda 9Tr, хотя они поставлялись в республики с более мягким климатом.

 Время подтвердило, что оказалась весьма надёжной машиной — некоторые из них отработали более 40 (!!!) лет, а некоторые работают и поныне, правда, в городах других стран бывших союзных республик.

 skoda_14tr_Riga

Троллейбус Skoda 14 tr на маршруте в столице Латвийской ССР городе Риге

 Но еще в начале 80-ых годов прошлого века троллейбус модернизировали и по желанию заказчика сделали ее трехдверной. Так появилась модернизированная версия  Škoda 14Tr. Машины отличались более современным угловатым дизайном.  Эти троллейбусы в 1982-83 гг сначала начали поступать в города Прибалитки – Вильнюс и Ригу, а затем и в другие союзные республики – Грузию, Эстонию и на Украину.

Любопытно, что система управления троллейбуса данной модели была ТИСУ (тиристорно-импульсной системой управления). Она издавала такой подзавывающий звук, поэтому злые языки назвали эту модель «музыкальной». Но, комфорт все же этого троллебйбса был на уровне – полумягкие сидения, эффективная система отопления и т.д. То есть все лучшее перешло с предшественника на новую машину.  

Изготовлено этих троллейбусов было всего более 3 800 штук, а в поставках в СССР из ЧССР большая часть пришлась на Украину. В том числе эти троллейбусы попали  Алуштинское депо. Но самое интересное именно эта модель чешского троллейбуса была куплена в Сан-Франциско и Дейтон в США.

 В Россию в 90-ые и нулевые годы в условиях дефицита средств в тощих муниципальных бюджетах ряд городов брали подержанные машины. Так, в 2000 году Ростов-на-Дону взял партию выводимых из эксплуатации из чешского города Брно троллейбусы Škoda 14Tr. Это были вынужденные меры.

Что же касается Крымского троллейбуса, то там в 2017-2020 гг произошла массовая омологация троллейбусного парка. Чешские троллейбусы были заменены на российские модели – троллейбусы «Мегаполис» энгельского производства и вологодские «Авангарды». Вот такая история чешских троллейбусов Skoda.

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Малый грузовой формат

Рыночная ниша небольших грузопассажирских коммерческих автомобилей, известных как...

29 май 2021 в 10:50

Подробнее >
Photo

Китайские самосвалы готовы к новой волне, которая обрушится на Россию

В китайском сегменте сменился лидер

24 май 2021 в 14:59

Подробнее >
Photo

Зачем КАМАЗ ринулся вдогонку за МАЗом

КАМАЗ начал экспансию на рынок троллейбусов

23 май 2021 в 14:59

Подробнее >