+79139857900

Куда пропала Škoda

19 апреля 2021 в 19:36

Сегодня речь пойдет не о хорошо известных легковых автомобилях чешской марки, а о несколько другом. Все дело в том, что еще недавно это имя носили не только легковые автомобили, но и автобусы, троллейбусы и даже грузовики.

 О грузовиках, которые получили впоследствии имя LIAZ, наш канал рассказывал здесь. Этот материал вызвал живой отклик тех водителей, которые когда работали на дальнобое на этих автомобилях. Но сегодня мы расскажем о другой Škoda.

 После присоединения Крыма в 2014 году в его троллейбусном парке остались от Украины старые троллейбусы Škoda. Примечательно, что в РСФСР, как тогда называлась Российская Федерация, троллейбусы такой марки не поставлялись и в городах России днем с огнем не сыщешь троллейбусов марки Škoda.

Главным поставщиком «рогатого» транспорта в российские города был Завод имени Урицкого (ЗИУ), расположенный в г. Энгельсе Саратовской области. Предприятие  в те годы выпускало модель троллейбуса ЗИУ-9, затем ее модернизированную версию ЗИУ-682.   

skoda_9 tr_севастополь

Троллейбус Skoda 9 tr на площади Ушакова в Севастополе (фото 1975 г)

А вот в союзных республиках, столицы и другие нестоличные города которых имели троллейбусное сообщение, комплектовали свои парки троллейбусами, поставляемыми из Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР). Таково было распределение машин.

Дело в том, что во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева начался интересные процесс – бурное развитие троллейбусного движения в городах страны. На новый вид транспорта возлагали большие надежды. Ведь в отличие от трамвая троллейбус был более маневренен, для него не надо было строить отдельные от проезжей части рельсовые пути и т.п. Несмотря на контактную сеть выходило многим дешевле.

 skoda_9_tr_крым

Троллейбус Skoda 9 tr на маршруте в Крыму

Итак, емкий рынок нашей страны, состоящей из 15 союзных республик и более сотни троллейбусных городов, разделили между советским производителем ЗИУ и чешской Škoda

А теперь ответим на вопрос, как в Россию попали чешские троллейбусы? Ведь распределительная  система плановой советской экономики не давала сбоев.

Модель Skoda 9Tr выпускалась с 1961 по 1982 год чехословацким предприятием «Шкода-Остров. Если за все время из ЧССР в Советский Союз было поставлено более 5000 троллейбусов чешской марки, то только в Украинскую ССР количество поставленных чехословацких моделей составило более 3000 штук. Естественно, Крымский полуостров находящийся в составе этой союзной республики по разнарядкам и фондам получал только модели Škoda.

Все просто. Троллейбусное сообщение было в Ялте и Симферополе. Кроме того, здесь располагался уникальный междугородний троллейбусный маршрут Симферополь-Ялта проложенный по фактически горной трассе. Тут пару слов надо сказать об этом маршруте.

skoda_9_tr_межгород

Самый протяженный троллейбусный маршрут в мире 

Его открыли в 1959 году, протяженностью 96 км и является достопримечательностью Крыма. Это был первый беспрецедентный пример заботы об экологии — задолго до нынешней всемирной увлеченности и эскапад шведского подростка Греты Тунберг. Ведь Крым всегда был главной советской здравницей, и троллейбусы не загрязняли его уникальный воздух.

 Сегодня на этой трассе установлен памятник крымскому троллейбусу в виде модели Škoda 9Tr на Ангарском перевале в 2012 году. А через четыре года, когда Крым был уже в составе РФ все модели, работающие на этой междугородней трассе, были списаны. Правда, по сведениям крымчан, их не порезали на металлолом. Они все стоят в отстое.

Skoda_9_tr_памятник

Но самым большим долгожителем оказался троллейбус Škoda 9Tr, который трудился на маршрутной сети Симферополя и был списан в 2018 году. Это был последний экземпляр который трудился на территории Российской Федерации. 

Несведущий читатель спросит: ну и что это за легендарный троллейбус?

Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация. Это было связано с советской системой оплаты проезда — пассажиры входят через заднюю дверь, где находится кондуктор, и выходят через переднюю. В СССР поставлялось небольшое количество трёхдверных машин, но на машинах, предназначенных для трассы Симферополь-Алушта-Ялта, у них блокировали среднюю дверь, выравнивали пол и устанавливали дополнительные места. Škoda 9Tr была довольно комфортабельной машиной за счёт полумягких сидений и отопления салона, по данному критерию  превосходила отечественные модели. Например, в ЗиУ-9 даже в небольшой мороз было очень холодно. Чего не скажешь о Škoda 9Tr, хотя они поставлялись в республики с более мягким климатом.

 Время подтвердило, что оказалась весьма надёжной машиной — некоторые из них отработали более 40 (!!!) лет, а некоторые работают и поныне, правда, в городах других стран бывших союзных республик.

 skoda_14tr_Riga

Троллейбус Skoda 14 tr на маршруте в столице Латвийской ССР городе Риге

 Но еще в начале 80-ых годов прошлого века троллейбус модернизировали и по желанию заказчика сделали ее трехдверной. Так появилась модернизированная версия  Škoda 14Tr. Машины отличались более современным угловатым дизайном.  Эти троллейбусы в 1982-83 гг сначала начали поступать в города Прибалитки – Вильнюс и Ригу, а затем и в другие союзные республики – Грузию, Эстонию и на Украину.

Любопытно, что система управления троллейбуса данной модели была ТИСУ (тиристорно-импульсной системой управления). Она издавала такой подзавывающий звук, поэтому злые языки назвали эту модель «музыкальной». Но, комфорт все же этого троллебйбса был на уровне – полумягкие сидения, эффективная система отопления и т.д. То есть все лучшее перешло с предшественника на новую машину.  

Изготовлено этих троллейбусов было всего более 3 800 штук, а в поставках в СССР из ЧССР большая часть пришлась на Украину. В том числе эти троллейбусы попали  Алуштинское депо. Но самое интересное именно эта модель чешского троллейбуса была куплена в Сан-Франциско и Дейтон в США.

 В Россию в 90-ые и нулевые годы в условиях дефицита средств в тощих муниципальных бюджетах ряд городов брали подержанные машины. Так, в 2000 году Ростов-на-Дону взял партию выводимых из эксплуатации из чешского города Брно троллейбусы Škoda 14Tr. Это были вынужденные меры.

Что же касается Крымского троллейбуса, то там в 2017-2020 гг произошла массовая омологация троллейбусного парка. Чешские троллейбусы были заменены на российские модели – троллейбусы «Мегаполис» энгельского производства и вологодские «Авангарды». Вот такая история чешских троллейбусов Skoda.

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >