+79139857900

Куда пропали автобусы-гармошки?

12 апреля 2020 в 16:54

Еще более 20 лет назад на улицах российских городов часто можно было встретить автобусы-гармошки. Это были автобусы венгерского производства «Икарус-280». Они трудились на самых пассажироемких городских маршрутах, соединяющих крупные спальные жилмассивы с проходными заводов и транспортно-пересадочными узлами.

Первые автобусы с узлом сочленения появились в СССР в конце 60-ых, это была венгерская модель Икарус-180. Для того времени она была революционной, поскольку в СССР подобная техника не производилась. Исключение разве что составлял троллейбус СВАРЗ (московского Сокольнического завода). Но он выпускался единичными партиями для столичных маршрутов в середине 60-ых, но вскоре его выпуск был прекращен.

Венгерские товарищи в то время получив советские заказы выполняли их, но все равно такой подвижной состав оставался в дефиците. Не будем перечислять все его недостатки, а их было не так мало.

На смену «сто восьмидесятому» пришел автобус особо большой вместимости «Икарус-280». Это была модель новой 200-ой серии венгерских автобусов, которые поставлялись не только в СССР, но и практически во все соцстраны – ГДР, Болгарию, Польшу, Кубу и т.д. Несколько особняком стояла лишь социалистическая Чехословакия, которая сохранила свое автобусостроение и также выпускала сочлененную модель «Кароса». В рамках экономической организации Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Венгрия специализировалась на выпуске автобусов городского типа и туристического класса. Хотя в нашей стране, где автобусный рынок был огромным и поглощал всю ту технику, которую ему предоставляли автопроизводители, отечественное автобусостроение было представлено Ликинским, Львовским, Павловским и Курганским заводами. 

С распадом СЭВ поставки венгерских «Икарусов» сошли на нет. В 90-ые годы мэром столицы Юрием Лужковым были предприняты попытки выпускать на Тушинском машиностроительном заводе автобусы «Икарус» 400-серии. А вот история венгерских гармошек завершилась в 1994-1995 гг. Тогда Всемирный банк предоставил ряду российских городов заем на обновление подвижного состава пассажирского транспорта.

екатеринбург2

Уральская столица Екатеринбург попала в число счастливчиков. Для городских перевозок Екатеринбурга была выбрана сочлененная модель «Икарус-283». Примечательно, что комплекты для сборки поступали из Венгрии на Курганский автобусный завод (КАвЗ), где велась окончательная сборка автобусов. Автобусы оказались такими живучими, что массово их начали списывать в 2016-2019 гг, когда им на смену пришли НефАЗы и МАЗы в муниципальных парках Екатеринбурга. Правда, ряд немуниципальных перевозчиков сделали ставку на подержанные европейские автобусы. Мы подробно освещали данную тему в материале нашего канала.

кароса_омск

А вот в Омске при таком же кредите Мирового банка  сделали ставку на чешские модели «Кароса», в том числе и сочлененники. Но модель оказалась менее надежной и уже с начала десятилетия ее начали списывать. Взамен приобретая некоторое количество гармошек Голицинского автозавода ГолАЗ, правда, на лобовой части которого красовалась трехлучевая звезда Мерседеса.

лиаз6213

Но фактически первый отечественный сочлененный автобус особо большой вместимости увидел свет в 2008 году. На Ликинском автобусном заводе была построена модель ЛИАЗ-6213. Главным заказчиком и покупателем этого автобуса стала Москва. За все время производства более 80% выпущенных машин пополнили столичные парки. Именно Москва спасла этот тип подвижного состава. Дело в том, что результатом экономических реформ в стране стало существенное уменьшение городских пассажиропотоков, изменение их географии. А вдобавок на арену городских перевозок вышли частные перевозчики, которые скрупулезно считают затраты и автобусы особо большой вместимости не вписывались в их перевозочный бизнес. Более того, во многих городах, даже миллионниках эти частные перевозчики активно задействовали автобусы малой вместимости «пазики». И городским властям потребовались определенные усилия, чтобы вновь на маршруты вышли автобусы городского типа среднего и большого класса. Тогда был найден в ряде городов выход, в некоторых покупались китайские автобусы. О чем подробно рассказывал наш канал.     

Москве с ее огромными пассажиропотоками и финансовыми возможностями было проще сохранить в городском парке сочлененные автобусы. Впрочем, даже посткрымский кризис обнажил следующую проблему. Силовой агрегат на этой модели ЛИАЗ-6213 был не отечественный, и это сыграло с машиной такую роль. Серийное производство модификации ЛиАЗ-6213.22 было прекращено в связи с увеличением стоимости цены двигателя MAN. В 2016 году планировалось запустить в серийное производство автобус модификации ЛиАЗ-6213.22-77 с тем же мотором, что у ЛиАЗ-5292.22-77. В связи с активизацией процесса импортозамещения осенью того же года стартовало производство модификации ЛиАЗ-6213.65-77 с двигателем ЯМЗ-536 (310 л.с.). Все силовые установки работают в паре с автоматической трансмиссией ZF 6HP504C или ZF 6AP-1200B. Схема толкающая.

А как обстоят дела с сочлененниками в других городах? Некоторое количество ЛИАЗ-6213 все же попали в парки таких городов как Нижний Новгород, Воронеж и др. Но, к сожалению, большого распространения этот тип пассажирских машин не получил.

минск_1067

Вторая российская столица Санкт-Петербург сделал ставку на белорусскую технику. И вот на сочлененных автобусах марки МАЗ остановимся подробнее.

В прошедшем марте в северную столицу уже прибыли пять первых автобусов МАЗ-216, а всего контрактом предусмотрена поставка 100 сочлененников из Минска. Это новейшая белорусская модель проходила опытную эксплуатацию в одном из питерских парков в прошлом году. - машина отвечала всем характеристикам. В минувшем декабре МАЗ выиграл тендер, объявленный СПб ГУП "Пассажиравтотранс".

гармошка_питер2

Ранее МАЗ выпускал несколько сочлененных моделей с индексом 105, 205, 215. Но у них силовой агрегат размещен в базе, а ведущим был второй мост. В новой модели двигатель и коробка передач размещены в хвостовой части прицепа, ведущим является мост второй секции. В салоне первой секции стало просторнее и комфортнее: на месте шахты моторного отсека появилась большая накопительная площадка, на которой оборудованы места для крепления сразу двух инвалидных колясок. Значительно ниже и уровень шума во время движения. По сравнению с 215-й моделью новая "гармошка" получила укороченную колесную базу и уменьшенную на 750 мм общую длину. 18-метровый кузов имеет четыре дверных проема (формула дверей 2-2-2-2).

гармошка_питер3

Автобусы окрашиваются в лазурный цвет (код краски - 2107035 RAL). В салоне - 42 места для сидения. Двигатель - 326-сильный Mercedes OM 926 LA.EEV/3 экологического стандарта Евро-5. Коробка передач - автоматическая Allison T375w/Ret.

Остается только надеется, что и другие города-миллионники России последуют примеру двух столиц и выберут себе сочленененную модель, чтобы поднять на более высокий уровень качество городских пассажирских перевозок. Ведь негоже, когда автобусы малой вместимости в некоторых городах доминируют на городских маршрутах, словно мы до сих пор живем в стране третьего мира.   

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

 

 

 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >