+79139857900

Куда пропали чешские Tatra

22 октября 2020 в 15:59

Если вы бывали на Тюменском Севере в поселках газовиков и нефтяников, или в поселках добытчиков в Якутии, то, наверняка, заметили, что в парках горнодобывающих предприятий до сих пор много необычных видавших виды грузовиков зарубежного производства. Это автомобили чешского автопроизводителя Tatra. С каждым годом их становится все меньше и меньше. Но все равно они встречаются и до сих пор в рабочем состоянии.

Когда-то давно, социалистическая Чехословакия поставляла нам в Союз большое количество этих грузовиков. И среди водительского состава они заслужили хорошую репутацию из-за своей отличной проходимости, высокой надежности, ремонтопригодности, удобства и комфортности для водителя.

Поставки чешских грузовиков начались еще в далекие 40-ые годы сразу после войны. Примечательно, что первой моделью стала Tatra-111. Эта модель увидела свет еще в протекторате Чехии и Моравии во время Второй мировой войны и, понятно, для кого она предназначалась, в том числе и для экспедиционного корпуса генерала Роммеля в Северной Африке.

татра_111_111

Но наиболее массовой на наших дорогах все же стала модель Tatra-148 (на фото). Первые прототипы модели Tatra 148 (6х6), явившиеся дальнейшим развитием предыдущей модели и результатом модернизации Tatra 138, появились в 1968 г., а год спустя новая модель уже была представлена официально. В начале 70-х в нашей стране развернулось освоение нефтегазовых богатств Тюменского Севера и нефтяникам и газовикам нужна была современная, мощная, выносливая и высокопроходимая машина. На эту роль и подошла чешская модель. Грузовики из чешского города Копршвнице нескончаемым потоком шли в СССР.

На машине был установлен двигатель Tatra Т2-928-1  с увеличенным рабочим объёмом, развивающий мощность 212 л.с. Конструкция шасси не претерпела изменений и была типичной для грузовых «Татр» – хребтовая рама, состоящая из секций стальной трубы и соединяющая отдельные органы трансмиссии, и независимая подвеска колёс с качающимися полуосями. Пятиступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая «раздатка» были усилены, а их передаточные числа изменены. Качающиеся полуоси мостов существенно усилили, так что в эксплуатации количество их поломок (болезнь «138-х», как правило, работавших с перегрузом) резко снизилось (а у Т2-148 их практически не было). Но отметим, что для наших северных районов чехи поставляли модификацию «Арктика». Ведь самосвалам приодилось работать не только на Тюменском Севере, но в Магаданской области, в Якутии и других районах страны с экстремальным климатом.

tatra_8

Затем чешские автостроители разработали более современную модель Tatra-815. Это был бескапотник, с хребтовой рамой, оснащенный дизелем воздушного охлаждения. Стоит отметить еще одну особенность чешских автомобилей: из-за хребтовой рамы и подвески автомобиль в незагруженном состоянии выглядел «косолапо».

Как и в случае с автомобилями Tatra-138 и -148, основным покупателем Tatra-815 стал СССР. Основную массу поставленных автомобилей составляли самосвалы, а также экскаваторы и миксеры-бетоновозы.

ефекф_815

Но с распадом социалистического лагеря и СССР с чешским автопроизводителем начались пертурбации: приватизация предприятия, смена владельца, затем еще раз смена владельца. Tatra побывала даже в руках индийских бизнесменов. Пока в 2013 году акции всемирно известного завода не перешли к команде чешских бизнесменов: Ярославу Стрнаду (его доля 65%) и Рене Матере (35%) и их ключевым менеджерам. Завод был в критическом финансовом состоянии.

Ценой невероятных усилий им удалось возобновить производство и восстановить элементарное доверие банков и поставщиков, расплатившись по долгам бывших владельцев. Теперь владельцем завода в Копршвнице является акционерное общество «TATRA TRUCKS».

В дополнение к стандартизированным модельным рядам, автопроизводитель также производит специальные грузовики, адаптированные к требованиям клиентов. Восемьдесят процентов продукции автозавода идет на экспорт. В ассортименте Tatra также есть автомобили для военных.

Tatra Trucks насчитывает около 1200 сотрудников, еще более 600 человек работают в дочерней компании Tatra Metallurgie.

Что касается автомобилей Tatra, то они не лишись своей особенности. Но теперь, чтобы выжить в суровом мире конкуренции грузового рынка, Tatra Trucks плотно сотрудничает с голландским производителем DAF Trucks N.V. из города Эйндховена.

В 2014 году компании подписали новый контракт на поставку двигателей и кабин для автомобилей TATRA 4x4, 6x6 и 8x8.

Tatra-Phoenix-Truck_

Чешские партнеры получили доступ к современным голландским технологиям одного из крупнейших европейских производителей грузовой техники. Также чешскому производителю DAF поставляет двигатель Paccar MX-13 объёмом 12,9 л для популярной серии Tatra Phoenix и младший новый двигатель Paccar MX-11 объемом 10,8 л.

В прошлом 2019 году Tatra произвела 1181 грузовик и шасси. Почти 80 процентов продукции "Татры" идет на экспорт. Основным зарубежным рынком в прошлом году была Иордания, куда автопроизводитель поставил 300 шасси. Традиционным рынком сбыта является Бразилия, где даже Tatra готовится построить сборочный завод. География экспорта традиционно широка, машины из Копршвниц продаются в Австралию, и даже Новую Каледонию. В прошлом году  начат экспорт в Турцию. Автопроизводитель поставил 78 автомобилей в Австрию. Вот только российские компании в списках импортеров встречаются не так часто.  

Примечательно, что на заводе помимо чехов трудятся сотрудники, которые каждый день  приезжают на работу из Польши и Словакии, благо небольшие европейские расстояния позволяют такой вид миграции.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >