+79139857900

Куда пропали грузовики LIAZ? Рассказываем о тезке нашего ЛИАЗа

30 ноября 2020 в 20:30

В знаменитой кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» есть забавный эпизод. По сюжету фильма, экстравагантная троица: Трус, Балбес и Бывалый в пылу погони за ускользнувшей от них главной героиней, используют автомобильный рефрижератор. Сегодня, если провести опрос среди наших читателей, вряд ли кто может назвать марку и модель этого тягача.

шкода706_5

Напомним, что в качестве автомобиля, участвующего в увлекательной погоне, выступил чешский грузовик Skoda 706. Производился он с 1957 года на автомобильном заводе в Либерецкой области Чешской Социалистической Республики. В рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) эти грузовики помимо внутреннего рынка Чехословакии шли на экспорт в социалистический страны. Главным покупателем, естественно, стал СССР.  Грузовик поставлялся как седельный тягач. К нему прицепляли полуприцеп-рефрижератор: сначала чешского производства, а затем болгарского ALKA. Также поставлялись самосвалы и шасси с различными надстройками. Примечательно, что по лицензии такие грузовики выпускались в Болгарии. Их также скопировали в КНР.

Конструкция автомобиля была по тем временам передовой (50-60-ые годы прошлого века) , кабина располагалась над двигателем. Бескапотная компоновка грузовика позволяла увеличить грузовую платформу, получить более легкий доступ к двигателю, из-за увеличения высоты и ширины кабин.  Это важный момент, потому что прямой конкурент Skoda чешский грузовик Tatra имел другую концепцию. О грузовиках Tatra читайте в материале нашего канала здесь.

шкода706_6

На Skoda 706 установливались дизельные двигатели, развивающие мощность 160, 180 и 210 л.с. Последний для 60-ых годов был очень мощным и тяговитым. Заметьте, появившийся двумя десятилетиями позднее советский камский грузовик также имел двигатель такой же мощности КАМАЗ-740.

В 1973 году прекращается выпуск грузовиков под маркой Skoda и начинается выпуск грузовиков LIAZ. Дебют марки LIAZ состоялся на Всемирной ярмарке в городе Брно в 1973 году. Интересно, а кто-нибудь в ЧССР слышал, что у их LIAZ есть тезка в СССР автобусы ЛИАЗ?

шкода706_7

Это была сотая серия. «Семьсот шестой» каким бы прогрессивным не был все же с годами морально устаревал, хотя и продержался на конвейере до 1985 года. Но еще в конце 60-ых годов было решено начать проектные работы по созданию нового грузового автомобиля. Чехи надеялись с его помощью выйти не только на рынки стран-членов СЭВ, но и начать зарабатывать валюту, поставляя грузовую технику в Западную Европу. Этому примеру их научила легковая Skoda, которая с успехом продавалась и в соседней Австрии, и в Бельгии, и даже на Британских островах.

Первые грузовики теперь уже под маркой LIAZ появились в 1973, это были модели 100.05 и 100.45. Но в СССР LIAZ (модели 100 и 110) попал только в начале 80-ых. Их использовали в отечественных АТП также, как и предшественников, преимущественно, в качестве дальнобойных автопоездов-рефрижераторов. Машины также пользовались у водителей неплохой репутацией, ка удобные, ремонтопригодные, мощные  и динамичные.  

Двухосный тягач весил 19 т, а в составе автопоезда вес достигал 38 т. Комплектовался грузовик дизельным двигателем мощностью 210 л.с., за счет чего автопоезд мог развивать скорость до 98 км/ч. Расход топлива на 100 км составлял около 37 литров, что в те времена считалось достаточно экономичным. Коробка переключения передач представляла собой простой, но надежный 5-ступенчатый механизм.  

Но когда в ЧССР в 1989 году произошла «бархатная революция». Правительство страны, возглавляемое реформатором Вацлавом Клаусом, взяло курс на приватизацию государственных активов. Как известно, за автомобильный концерн Skoda в Млада-Болеславе как ценный актив легкового автостроения сражались Volkswagen и Renault. В конце концов чешский завод достался немцам.

А вот у грузовых заводов сложилось по-разному. Tatra прошла тернистый путь и сегодня выпускает свои автомобили с хребтовой конструкцией. А вот LIAZ пытался выжить в жестоком рыночном поле. Правда, распад СССР лишил предприятие огромного рынка сбыта.

В сентябре 1995 г. LIAZ был включен в состав концерна тяжелого машиностроения Škoda. Выкупив акции предприятия и закрыв ряд нерентабельных заводов-смежников, образовалось новое Акционерное общество -  «Skoda-LIAZ a.s», в распоряжении которого остались только 4 предприятия в городах Яблонец-на-Нисе, Либерец, Мнихово Градиште и Мельник. Производственная программа включала ранее выпускавшиеся модели, получившие новую торговую марку " Škoda-LIAZ" и измененную индексацию моделей. Казалось, что предприятие вписалось в новую рыночную среду.

шкода 706_8

В 1996 году Škoda-LIAZ выпустила на рынок новый грузовик - магистральный тягач "Хеnа 19.47TBV" (для автопоездов полной массой до 44 т), явив миру новую серию "400". На тягач установили  6-цилиндровым двигатель Detroit Diesel с турбонадцувом (объем 12 л, мощностью 437 или 477 л.с.), 16-сгупенчатую коробку Eaton, импортные мосты, АБС, задней пневматической подвеской с электронным управлением, новую просторную кабину из многослойного стеклопластика на алюминиевом каркасе. В 2003 году производство грузовиков  Хеnа прекратилось.

LIAZ стал частью концерна TEDOM. В этом же году фирма TEDOM начала процедуру банкротства LIAZ, а в 2002 г. несостоятельным был признан и завод двигателей в городе Яблонце -  основной поставщик силовых агрегатов для конвейеров бывшего гиганта SKODA-LIAZ. Вот так и завершилась полувековая история чешской марки тезки нашего ЛИАЗа.

Кстати, в рыночном океане и наш Ликинский автобусный завод в Подмосковье могла постигнуть такая же участь. Но сегодня отечественный ЛИАЗ входит в автобусный дивизион Группы ГАЗ и стабильно работает.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >