+79139857900

Куда пропали китайские городские автобусы

13 февраля 2021 в 18:21

Сегодня в парках российских пассажирских перевозчиков доминируют отечественные автобусы. Это «ЛИАЗы», «НефАЗы», несколько реже можно встретить «Волгобусы» и белорусские «МАЗы». А ведь еще пять-десять лет назад во многих российских городах парк городской пассажирской техники был  сильно «разбавлен» автобусами китайских марок. Сегодня их количество резко уменьшилось. Наш канал изучил вопрос куда пропали китайские городские автобусы и почему они так приглянулись нашим перевозчикам?

Если обратиться к совсем недавней истории, то можно обнаружить, что наряду с китайскими самосвалами на автомобильный рынок России начала свое агрессивное наступление китайская  пассажирская техника. Тогда, лет 15 назад, наступил переломный момент и кардинальные перемены в организации пассажирских перевозок в стране. К перевозкам пассажиров был допущен частник. Но при чем  тут китайские автобусы? А все очень просто, транспортные средства средней вместимости длиной около 9-10 метров практически идеально подошли для отечественных перевозчиков. Но отечественная промышленность была сконцентрирована на выпуске 12-метровой трехдверной технике.

автобус_китай333

В крупных городах РФ кардинально изменились пассажиропотоки. Ведь, если в советский период к определенному часу к многочисленным заводским проходным необходимо было доставить тысячи и даже десятки тысяч работников, которых нужно было еще вывезти из спальных жилмассивов, то сегодня, когда многие гиганты индустрии приказали долго жить такого объема пассажиропотока фактически не осталось. Если в недавнее прошлое из спального жилмассива функция вывоза горожан ложилась на пару-тройку маршрутов, а подвижной состав пассажирских предприятий (ПАТП) состоял из автобусов большой и сверхбольшой вместимости, то сегодня многочисленный парк перевозчиков с автобусами средней вместимости отлично справляется с данной проблемой.

автобус_китай4

Китайские автобусы появились в самых разных городах - от западных до восточных окраин страны. Импортеры везли через границу самые разнообразные марки пассажирской техники. Это были китайские автобусы Higer, Yutong, Zhongtong, Golden Dragon и даже автобусы с таким названием как Mudan.

Каковы характеристики этой техники?  

Посмотрим на характеристики одного из самых распространенных китайских автобусов того периода Zhongtong LCK6103. Двухдверный десятиметровый кузов, вместимость 80 пассажиров из которых 29 могут разместиться на сиденьях, рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель Cummins ISD мощностью 230 л.с. Эталонный автобус среднего класса для городских перевозок.

автобус_китай6

Автобус, правда, не низкопольный. Передняя и средняя площадки с одной ступенькой, а задняя часть – это ступенчатый «амфитеатр».

Была решена и проблема запчастей. Шины китайского производства можно заменить отечественной маркой КАМА, сломавшийся индикатор приборной панели на отечественный от ГАЗ-53. А в одном ПАТП частного перевозчика на такой автобус установили даже задний мост от грузовика ЗИЛ-130. Ну а некоторые автобусы в процессе эксплуатации стали донорами запчастей для других автобусов.  

автобус_китай5

С каждым годом росло число крупных и средних городов, в которых эксплуатировалась китайская пассажирская техника. Однако эта импортная волна остановилась внезапно. После крымских событий и введения западными странами санкций, ответ оказался неожиданным. 14 июля 2014 года было принято Постановление Правительства РФ №656 об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В нем под запрет попали трамваи, троллейбусы и транспортные средства с вместимостью свыше 10 человек, то есть автобусы. Это и стало тем самым стоп-краном, который остановил поток китайской городской пассажирской техники. Второй фактор - износ и физическое выбытие китайских автобусов. Да, в некоторых городах на маршрутах можно увидеть автобусы возрастом более 10 лет. 

Теперь отечественные перевозчики переключили на российскую и отчасти белорусскую технику. С точки зрения конкуренции, эти меры означали ее серьезное ограничение и давали «зеленый свет» отечественным «ЛИАЗам», «НефАЗам», «Волгобасам» и белорусским «МАЗам». Но примечателен тот факт, что если производители городской пассажирской техники воспользовались моментом и теперь во всех городах и весях осуществляются закупки отечественных автобусов, позволяя загрузить отечественные автобусостроительные заводы, то в выпуске автобусов туристического класса таких успехов нет.

В модельных рядах отечественных автобусостроителей имеются автобусы туристического класса. Но они по каким то причинам не удовлетворяют требованиям перевозчиков, работающих на междугородных маршрутах. По-прежнему, во многих городах перевозчики, занятые на междугородке, делают ставку на импортные модели. И вот здесь китайская техника фактически вне конкуренции. Она побеждает в упорной конкурентной борьбе с корейцами и выигрывает.

автобус2020_марки

Но если бросить взгляд на первую десятку российского рынка новых автобусов, то вас ждет несколько интересных открытий. На восьмом и девятом местах обосновались два китайских бренда Yutong и Higer. А во второй десятке Zhongtong, Kinglong. Вот это и есть пул китайских междугородных автобусов, представленных на российском автобусном рынке.

автобус_китай7

Вот так несмотря на грозное постановление правительства рынок делает выбор в пользу китайской техники. Все же жаль, что отечественный автобусный комплекс не смог доработать в условиях искусственной защиты данный класс пассажирской техники, а за китайских производителей можно только порадоваться. Они не отступили и создали свой плацдарм в России.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >