+79139857900

Лизинг: Ни дать, ни взять

16 марта 2009 в 15:07

С конца прошлого года лизинговые компании начали сталкиваться со все возрастающими трудностями, которые заставили серьезно пересмотреть оптимистичные прогнозы развития отрасли. Тем не менее, даже в этих условиях работа продолжается, а государство, со своей стороны, запускает программы, призванные помочь лизинговым компаниям пережить трудные времена. 

Лизинг: 10 лет непрерывного роста


После памятного многим кризиса 1998 года для развития лизинга наступили хорошие времена. Нарастающее развитие строительной отрасли, реализация многочисленных инвестиционных проектов – все это создало большой спрос на строительную, дорожную и специальную технику, оборудование и грузовые автомобили. Доступность, а также ускоренная по закону амортизация, сделали лизинг одним из самых выгодных видов приобретения  техники и оборудования. В 2006 году в России было заключено лизинговых договоров примерно на 400 млрд. рублей. В 2007 году общая сумма лизинговых договоров составила более 831 млрд. рублей. В целом, в период с 2001 по 2008 годы прирост отрасли составлял примерно 80% ежегодно. Что касается лизинга коммерческой техники, то в 2007 году объем договоров по лизингу грузового автотранспорта составил 14,4% от общего объема сделок в России. Все это в полной мере можно применить и к сибирскому рынку лизинговых услуг. Например, по словам руководителя направления лизинга Новосибирского филиала КМБ БАНК Ольги Зубковой, прирост портфеля лизинговых договоров за 2008 год по РЦ «Сибирский» на 1 октября 2008 года составил 33%. 

Однако с лета 2008 года начали появляться и менее радужные сценарии. Наиболее дальновидные экономисты уже тогда заметили признаки надвигающегося финансового кризиса и призвали пересмотреть прогнозы на будущее, а заодно и принять превентивные меры. Будущее показало, насколько они были правы. 

Проблемы, с которыми столкнулся лизинг


Но сохранить достигнутые позиции будет непросто.  По словам специалистов, одной из главных проблем, с которыми пришлось столкнуться российским лизинговым компаниям, стало уменьшение спроса. Как пояснил директор новосибирского филиала ООО «Механика роста лизинг» Дмитрий Якунин, основная трудность в том, что  сократилось само количество лизингополучателей. Это не значит, что они исчезли совсем. Но на всех клиентов явно не хватает, и за них может развернуться нешуточная борьба. Связано это с тем, что лизинг направлен на инвестиции - приобретение активов, которые используются и окупаются длительное время. В сегодняшних условиях бизнесмены осторожничают. В период финансового кризиса сложнее просчитать эффективность инвестиций и свои возможности для обслуживания финансовой аренды. Кроме того, не секрет, что основные средства для кредитования российского бизнеса привлекались из-за рубежа. Как только мировая финансовая система «пошла в разнос», получить новые кредитные средства для множества компаний оказалось делом трудным, а иногда и просто невозможным. 

  • «В настоящее время лизинговые компании сталкиваются с неготовностью банков кредитовать их бизнес, который проходит по списку рискованных проектов. Результат – недостаток финансирования и невозможность поставить заказанную клиентом технику», - пояснил ситуацию Дмитрий Якунин. 

В этой ситуации в выигрыше оказываются лизинговые структуры, созданные при крупных банках. Те же компании, которые находятся в свободном плавании, оказались в затруднительном положении. Раньше они имели возможность диверсифицировать кредитный портфель, беря кредиты в разных банках, а теперь такой возможности у них нет. 

Второй момент, о котором нельзя умолчать, – проблема неплатежей. Просрочки становятся регулярным явлением и приводят к недополучению прибыли лизингодателями. В то же время, как отметил Дмитрий Якунин, склады многих лизинговых компаний затоварены техникой, которую изъяли у должников. 

Не самым лучшим образом на лизинговом рынке отразились изменения, внесенные в налоговый кодекс Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ, которые отменяют ускоренную амортизацию для первых трех амортизационных групп. В эти группы попадают отдельные виды строительного оборудования и техники, в частности некоторые типы насосов, приспособлений для уплотнения грунтов, молотков отбойных, используемых в строительстве, а также кабелеукладчики, несколько типов кранов грузоподъемностью от 0,5 до 1 тонны, подъемники, частично – погрузочно-разгрузочная техника и оборудование. В результате, как отметила Ольга Зубкова, лизинг этих видов техники теряет свои преимущества перед покупкой в кредит. 

Меры принимаются


Естественно, лизинговые компании не сидят сложа руки. Как только стало ясно, что кризис – это всерьез и надолго, тут же началась выработка антикризисных решений. Одним из путей является создание новых программ. 

  • «Сегодня актуальна тенденция финансирования программ, которые направлены не на увеличение  бизнеса, а на повышение его эффективности. К примеру, это может быть приобретение высокорентабельного оборудования, замена старого парка техники на новый», — говорит Ольга Зубкова. 

Изменяются и условия получения лизинга. По словам Ольги Зубковой, КМБ БАНК применяет более консервативный подход в финансировании, оценке приобретаемого предмета лизинга. Лизингодатели хотят видеть при финансировании большее участие клиента, то есть больший авансовый взнос. Если раньше был приемлем упрощенный подход и компании могли обслуживать партнера на основании ранее проанализированных данных и минимальном пакете документов, то сегодня делается полный финансовый анализ и оценивается финансовая устойчивость компании в текущий момент, подходы к ведению бизнеса и т.д. 

Госпакет


В спасении отечественного рынка лизинговых услуг готово поучаствовать и государство. В начале февраля 2009 года была анонсирована программа помощи российским лизинговым компаниям. Согласно плану, в лизинг малые и средние предприятия смогут приобретать любое оборудование, начиная от «газелей» стоимостью в 300 тысяч рублей и заканчивая нефтяными вышками, цена которых - десятки миллионов рублей. Финансирование программы составит от 5 до 25, по разным оценкам, миллиардов рублей. Таким образом, правительство РФ намеревается убить сразу двух зайцев: и лизинговым компаниям помочь, и предприятия малого и среднего бизнеса поддержать. Слов нет, инициатива нужная и своевременная. Но пока она находится в стадии разработки. 

«Многие моменты пока остаются не разъясненными. Например, не определен до конца механизм поддержки государством лизинговых компаний. Неясно, куда отправятся деньги? Осядут ли они в столицах или пойдут на север, на Дальний Восток, в Сибирь? Будет ли определен предмет лизинга, будут ли как-то отбираться компании, заложены ли деньги в бюджет, и в каком объеме? Все это пока можно только предполагать. Возможно, в ближайшем будущем все эти моменты получат конкретное наполнение», -  прокомментировал инициативу правительства Дмитрий Якунин

Прогнозы


Несмотря на все трудности, большинство лизинговых компаний, по крайней мере, крупных, не прекратили свою деятельность. Не свернули свои программы и стабильные региональные лизинговые компании с участием иностранного капитала. По мнению специалистов, в наибольшей степени кризис повлияет на мелкие региональные компании. Если раньше банки активно финансировали такие лизинговые компании, поскольку лизинг являлся высокодоходным продуктом, то сегодня банки более пристально подходят к лизингополучателям, поскольку в текущих условиях риски в этом направлении стали выше. Изменение рыночной ситуации может привести к уходу с рынка мелких региональных компаний. Это может случиться, во-первых, вследствие снижения финансирования их банками, во-вторых, отсутствия серьезных объемов операций, в-третьих, в результате повышения просрочек задолженности в связи с текущей ситуацией. 

Останутся сильнейшие компании, рынок очистится от мелких игроков. Те же компании, которым удастся пережить кризис, выйдут из него совсем другими, более сильными,  опытными и агрессивными.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >