+79139857900

Лизинг ожидает роста

9 апреля 2010 в 12:13

На рынке лизинговых услуг снова наступило некоторое оживление. По общему мнению, самое страшное уже позади. Уцелевшие лизинговые компании подсчитывают убытки и потихоньку начинают облегчать условия выдачи кредитов и снижать требования к лизингополучателям. Если верить прогнозам, уже в текущем году можно ожидать роста объемов лизинга на 13-15%. 

Елена Дергач, заместитель  генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг» (Владивосток) по Западно-Сибирскому региону 
Игорь Смуров, генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток в Новосибирске 

Тяжелый 2009-й

За 2009 год объем лизинговых сделок на российском рынке в целом сократился в пять-семь раз, а по направлению строительной и тяжелой техники – еще больше. Кроме того, как пояснила заместитель  генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг» (Владивосток) по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач, на снижение спроса оказало большое влияние развитие вторичного рынка оборудования: в условиях увеличения «плохих кредитов» банки и лизинговые компании вынуждены были изымать имущество у неплатежеспособных клиентов. Это дало возможность предприятиям малого и среднего бизнеса приобрести бывшую в эксплуатации коммерческую технику в лизинг на выгодных условиях, а заодно поддержало на плаву многие лизинговые компании, которым в противном случае грозило банкротство. Однако нельзя забывать и о том, что изъятая техника уходила с неизбежными потерями в стоимости, так что даже «большая распродажа» спасла далеко не всех. Можно смело сказать, что вторая половина 2009 года стала самым пиком кризиса в сфере лизинговых услуг. 

Проблема выживания

Основная проблема компаний, занимавшихся лизингом строительной, тяжелой, грузовой техники, заключалась в том, что они  попали в своеобразный замкнутый круг. Застой в строительной отрасли резко урезал доходы строительных компаний. Строители не смогли расплачиваться по старым лизинговым договорам, не говоря уже о том, чтобы получать новые. Это, в свою очередь, ударило по лизингодателю. С другой стороны, в первые же недели кризиса в полной мере проявилась слабость российских финансовых институтов. Банки, услугами которых пользуются лизинговые компании, после того, как у них иссякли возможности привлечения зарубежных финансов, оказались не в состоянии обеспечить рынок доступными средствами. В итоге, получить новые кредитные средства даже для стабильных компаний оказалось делом трудным, а иногда и просто невозможным. Заключение лизинговых договоров сопровождалось серьезнейшими проверками и условиями, и далеко не все клиенты были способны такую проверку пройти. В этой ситуации выжили, прежде всего, те финансовые структуры, которые, несмотря на общую тяжесть ситуации, предпочли не «топить» своих клиентов и не стали существенно ужесточать условия лизинга, пересматривать графики платежей и массово изымать технику. 

[«Наша компания всегда старается пойти навстречу заемщикам, предоставляя, например, реструктуризацию кредита в случаях, когда она была объективно необходима», - рассказывает генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток в Новосибирске Игорь Смуров.  ] 

Аналогичного подхода придерживается и «ДельтаЛизинг». На протяжении всего тяжелого 2009 года она предлагала своим клиентам относительно мягкие условия получения лизинга. Основной тенденцией, по словам специалистов, становится смягчение условий лизинга и более либеральный подход к клиенту, которому больше не нужно предоставлять огромное количество документов в доказательство своей надежности. Как правило, наиболее просто получить лизинг тем компаниям, которые работают на строительном рынке не первый год и находятся в относительно благополучном финансовом положении. Со своей стороны лизингодатель готов работать с такими клиентами на условиях намного более легких, нежели годом ранее. Стандартные условия лизинга спецтехники сегодня выглядят следующим образом. Оплата производится как в валюте, так и в рублях, размер авансового платежа составляет 10-15%. Стоит отметить, что совсем недавно в некоторых компаниях авансовый платеж за технику составлял не 10-15%, а 20%, а нередко и 30%. Существенное снижение авансового платежа – важный шаг к оздоровлению ситуации. 

«Сегодня  период наибольшего напряжения на рынке лизинговых услуг подходит к концу, – говорит Елена Дергач. - Большая часть проблемных клиентов либо уже расторгли договоры лизинга и вернули имущество, либо вышли из зоны проблемности и вошли в график лизинговых платежей».  ] 

Заглядывая в будущее

В настоящий момент ситуация на рынке лизинговых услуг остается достаточно сложной, но поводы для осторожного оптимизма есть. Во-первых, за 2009 год рынок очистился от лишних игроков, выжили наиболее крепкие и сильные компании. Во-вторых, судя по всему, дно кризиса в строительной отрасли достигнуто и дальнейшего падения не предвидится. Более того, в ожидании нового строительного сезона происходит некоторое оживление отрасли, что сразу же отражается и на рынке лизинговых услуг. Сказалось и то, что федеральные программы по строительству не были свернуты и продолжали финансироваться. Все это, по мнению генерального директора «ДельтаЛизинг», позволяет надеяться на существенное оживление рынка и его рост на 10-15% по сравнению с 2009 годом. Игорь Смуров хотя и соглашается с тем, что стабилизация началась, все же склонен связывать дальнейший рост или стагнацию, прежде всего, с общей экономической ситуацией и состоянием строительной отрасли в частности. Некоторые признаки экономического роста в начале 2010 года дают основания надеяться на лучшее. Но, по общему мнению, масштабного роста рынка лизинговых услуг следует ожидать не ранее, чем через год-полтора после общего оздоровления экономической ситуации. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Продажа через мессенджер

Средства связи уверенно прогрессируют, внося все больше и больше разнообразия в...

23 мар 2020 в 05:25

Подробнее >
Photo

От реальности не спрячешься

На состоявшейся в Москве «Большой аналитической конференции автобизнеса»...

23 мар 2020 в 00:12

Подробнее >
Photo

Соединенные автосервисные штаты Европы

Говоря о распространении сетевых СТО на территории Европы, важно понимать, что...

13 фев 2020 в 13:07

Подробнее >