+79139857900

Лизинг: просчитать все риски

2 августа 2010 в 15:17

С 20 по 24 июня в Горном Алтае проходила выездная бизнес-конференция «Дни лизинга в Сибири – 2010», организованная Северо-Западной Лизинговой Ассоциацией (СЗЛА) и компанией AXELIT. Главная тема деловой части конференции — развитие лизингового бизнеса в период кризиса. 

Евгений Сулима, 
генеральный директор 
компании «АльянсРегионЛизинг» 


— Тема моего доклада на конференции — работа лизинговых компаний с непрофильными активами, в том числе и с недвижимостью, как в период кризиса, так и после него. На примере конкретного объекта мы показали, что всегда возможны две ситуации: первая —  фиксация убытков прямо сейчас и их реализация на сторону, вторая — ожидание оживления рынка. Но если мы «ждем рынок», ждем поднятия цен, неважно, автотранспорт это или  недвижимость, — это всегда связано с тем, что в конкретный момент времени нужно нести определенные  затраты. Эти затраты могут окупиться, а могут и нет. 
Мы на примере своей компании показали, что действительно возможно не просто заморозить стройку, как это делали многие, а привнести инвестиции. Например, отремонтировать помещение и сдавать его в аренду. Именно в кризис мы сдали в аренду два офисных центра.  

Также мы специально отказались от темы риска менеджмента в условиях кризиса. Все  участники лизингового сообщества уже поняли и осмыслили, что безоговорочная выдача направо и налево лизинговых сделок — не оправдана.  Впрочем, я  не скажу,  что такая практика осталась в прошлом, но те компании, которые этим занимались, — преподали полезный урок большинству лизингодателей. 

Напомню, 2009 год  с самого начала пошел под лозунгом распродажи конфиската. Он продавался потому, что основная часть лизингополучателей отказались от исполнений своих обязательств. Они это делали потому, что в период кризиса экономика сыграла злую шутку. Автоконцерны, распродавая остатки продукции, снизили цены на машины до такого уровня, что клиенту, купившему в 2008 году машину, было невыгодно платить лизинг. Ему проще было расторгнуть договор лизинга, вернуть машину и купить новую. 

Следующая интересная тема — портрет клиента лизинговой компании до и после кризиса. Докризисную ситуацию можно сравнить с тем оголтелым периодом, когда  потребительские кредиты люди брали чуть ли не про запас. Такая же ситуация сложилась и со многими предприятиями, которые брали до кризиса «про запас» технику в лизинг и думали: а вдруг подвернется новый контракт, а вдруг дозагружу технику еще какой-то новой работой?  
Сейчас люди технику «про запас» брать перестали. Клиенты стараются просчитать  все риски и приходят за лизингом только тогда, когда уже заключен договор.  Например, он выиграл тендер на год или на три года и уже под конкретный тендер берет технику. Именно такой подход и ценят лизингодатели, потому что в такой ситуации мы видим финансовый источник для погашения лизинговых платежей. 

К сожалению, такие контракты сейчас сохранились только в тех отраслях, которые «закольцованы» на госбюджет, на федеральные деньги. Что скрывать: строительная отрасль ожила только там, где действуют специальные государственные программы. Это только точечные воздействия на экономику. Дай Бог, если строительный рынок оживет в следующем году. 

Теперь о том, что ждет лизинг в обозримом будущем. Если говорить о новых направлениях бизнеса, то реально многое зависит от того, будут ли изменения в законодательстве или нет. По ряду транспортных  средств государство отрезало возможность применения процедуры ускоренной амортизации, что, в частности  сразу же сказалось на цене вопроса и заинтересованности большинства компаний брать недорогие машины  в лизинг. То есть  экономический эффект от лизинга в данном случае просто-напросто исчез. Лизинг по экономике в этом сегменте начинает проигрывать традиционному кредиту. 

Сегодня наблюдается поддержка на уровне Федерации и областных администраций в субсидировании всевозможных лизинговых программ.  В основном эта касается малого бизнеса, когда клиенту субсидируется часть лизингового платежа. Этот процесс наблюдается почти повсеместно, что радует. 

Отдельная тема — вторичный рынок, который хорошо сформирован в Екатеринбурге, Петербурге и Москве — именно техники, бывшей в употреблении. Частично этот рынок сдвинулся с мертвой точки: идет освоение Ямала, строятся олимпийские объекты в Сочи. Там пытаются распродать технику, в том числе и бывшую в употреблении. Что касается Западной Сибири, то у нас пока что нет глобальных проектов, куда бы шли  федеральные деньги, и оживления рынка не наблюдается.

Елена Дергач, 
заместитель генерального директора 
по Западно-Сибирскому региону компании «ДельтаЛизинг» 

— Если говорить об эффективности недели лизинга, ежегодно проводимой СЗЛА, то это всегда полезное с практической точки зрения мероприятие. Наиболее интересен, конечно же, обмен опытом с представителями лизинговых компаний разных регионов России. В этот раз на конференции больше внимания было уделено рискам, которые неизбежно возросли в кризисный и посткризисный периоды. Приятно было обнаружить, что многие компании движутся в одном направлении в части защиты своей собственности. Общность подходов к урегулированию проблемной задолженности, работе с изъятым имуществом, мотивационным программам в кризисный период в целом совершенствует лизинговый рынок. Конференция  — это отличная возможность  для лизинговых компаний, выходящих  в новый сегмент рынка или регион, получить ценную информацию от непосредственных игроков рынка. 

Затрагивая тему лизингополучателя посткризисного периода, я бы отметила, что это прежде всего «разумный лизингополучатель», который принимает решение о приобретении той или иной единицы техники исходя из консервативного сценария. Под консервативностью имеется в виду расчет потребностей на основе реальности: тендеры и подряды, которые будут реализовываться со 100-процентной вероятностью; жесткий отбор техники и машин  по производительности и цене; выбор профессионального поставщика, который не пропадет с авансом клиента. Так же как и у лизингодателя, у лизингополучателя изменился подход к рискам, и эта тенденция на самом деле положительная, так как  клиент с таким подходом к финансам в  целом — это клиент, который с большой вероятностью осознает взятые на себя финансовые обязательства и обычно без проблем их исполняет. 

Наталья Баликоева, 
начальник управления 
бизнес-процессов и автоматизации 
компании «АльянсРегионЛизинг»   

— Одна их важных тем конференции — внедрение систем автоматизации основных бизнес-процессов лизинговых компаний на определенной IT-платформе. Сейчас на рынке многие компании отдают предпочтение 1С, но есть и другие программы для управленческого учета. Мы совсем недавно внедрили систему автоматизации бизнес-процессов — ERP-систему на базе платформы Microsoft Dynamics AX. Об этом я рассказывала на конференции.   Специалисты нашей компании рассматривали платформы 1С, и Microsoft Dynamics AX. В итоге выбрали платформу  Microsoft Dynamics AX, которая наиболее полно отвечает нашим ожиданиям от ERP-системы. 

Мы вполне довольны полученными результатами. Бизнес-процесс стал эффективнее и прозрачнее, ведение бизнеса стало понятнее. Цель управленческого учета — чтобы все было понятно и ясно для собственников, для акционеров. Именно с этой задачей система успешно справляется. 

Еще при выборе платформы для нас был важен фактор международной сертифицированности, то есть уровень защиты данных. Все-таки платформа Microsoft Dynamics имеет сертифицированную степень защищенности. Это гарантия того, что нашими данными будем пользоваться только мы. 

Важен и тот факт, что если в перспективе развития компании рассматривать  международных инвесторов, то для них важно наличие именно этой программы управленческого учета, которая делает бизнес-процессы ясными и прозрачными.
 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >