В строительном комплексе наблюдается посткризисное оживление. Реализация различных проектов с государственным участием и их финансирование вновь побуждает строительные и строительно-дорожные компании обращаться к лизинговым схемам. Цель нашего «круглого стола» - очертить круг проблем работы с лизингом для строительного сектора.
Участники круглого стола ответили на следующий блок вопросов:
- Какую долю в портфеле лизингодателя занимает строительная техника?
- Очертите «портрет» клиента - какие строительные компании пользуются услугами
- лизинговых компаний?
- Какие требования для получения спецтехники предъявляются к строителям?
- Все ли компании им соответствуют?
- Какие виды спецтехники наиболее востребованы?
Сергей Гусак,
директор филиала ЗАО «РЕСО-Лизинг» (г. Новосибирск)
|
«В нашем портфеле лизинговых сделок строительная спецтехника занимает долю около 20-30%. К нам чаще всего обращаются компании дорожно-строительной отрасли. Есть и строительные компании. Как правило, это небольшие предприятия, занимающие сегмент субподрядчиков. Говоря проще – представители малого и среднего бизнеса. Почему чаще обращаются именно такие компании? На мой взгляд, крупные компании осторожно относятся к вложениям в основные средства и предпочитают нанимать небольшие компании в качестве подрядчиков, которые выполняют определенные виды специализированных строительных работ. Такой расклад можно мотивировать «посткризисным синдромом» крупных строительных компаний: в отрасли жилищного строительства сейчас, конечно, наблюдается рост продаж, но им еще далеко до объемов докризисного периода. У нас нет особых требований к клиентам из строительного сектора. Нет разделения – строители это, или пищевики. Подход адекватный, равный для всех – независимо от отрасли. Есть общие требования к финансовому состоянию компании – относительно того, что конкретно они хотят брать в лизинг. И не более». |
Елена Дергач, заместитель генерального директора по Западно-Сибирскому региону компании «ДельтаЛизинг»
|
«Строительная техника занимает в портфеле сибирских представительств «ДельтаЛизинг» не менее 40%. Доля «строителей» стабильно растет в портфеле компании в целом. Среди наших клиентов больше всего строителей-дорожников, на втором месте – представители гражданского строительства, преимущественно жилищного. Если говорить о дорожниках, то большая часть клиентов – субподрядчики, компании сегмента малого и среднего бизнеса. В жилищном строительстве клиентами «ДельтаЛизинг» являются непосредственно застройщики. Базовые требования к лизингополучателям не зависят от отраслевой принадлежности: год успешной деятельности на рынке и управленческая прибыльность бизнеса. В период острой стадии кризиса «ДельтаЛизинг», как и другие лизинговые компании, проявляла осторожность в финансировании строительной отрасли, но при любой ситуации строительный сектор остается приоритетным для лизингового бизнеса. Из техники наиболее востребованы самосвалы, самоходные краны, дорожные катки, экскаваторы, погрузчики. На самом деле, востребована вся техника, задействованная в технологической цепочке. В 2010 году наблюдается смещение спроса в сторону оптимального соотношения «цена-качество». После кризиса клиенты очень осторожно и взвешенно относятся к вложениям в основные средства, что также снижает риски и для лизингодателя. Чем ответственнее лизингополучатель относится к выбору техники, чем больше торгуется с поставщиком, тем больше шансов, что он намерен расплатиться и с лизинговой компанией». |
Петр Геласимов, директор компании «Европлан» (г. Новосибирск): |
«На 1 ноября 2010 года доля строительной и другой самоходной техники по количеству лизинговых сделок в портфеле Europlan составляет примерно 9% (cм. схему). Отмечу, что по некоторым видам техники, особенно дорогостоящим, доля продаж с использованием лизинга доходила в прошлые годы до 80%. По массовым видам техники, таким как автопогрузчики, – до 30-50%. Лизинг строительной техники в период кризиса сильно пострадал вместе со спросом на строительную технику в целом. Он оказался «в клещах» падения продаж самоходных машин и удорожания стоимости денег, что привело к его сужению. По оценкам исследователей, объем лизинга строительной и специальной техники упал почти на 90% к началу текущего года. Растет количество возвратов строительно-дорожной и грузовой спецтехники, ее досрочного выхода из лизинга. Эта тенденция отмечена с конца 2008 года и затронула все регионы страны, в том числе и Сибирский федеральный округ. |
Клиенты Europlan - это компании разного профиля деятельности, использующие самоходную и специальную технику: от магазинов и складских комплексов, где эксплуатируются погрузчики и штабелеры, до крупных строительных фирм. Последние пользуются целым набором техники: от мини-экскаваторов до кранов и асфальтоукладчиков. Очень популярна коммунальная техника, которой пользуются разные виды бизнесов.
В целом, Europlan уже заключил более 50 000 договоров финансовой аренды (максимальный результат для отрасли!) с 13 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей. Три четверти из них имеют численность сотрудников менее 100 чел.
Требования для компаний, желающих получить технику в лизинг, - стандартные для всех. Для такого долгосрочного вида финансирования как лизинг, как и для любого корпоративного кредитования в банке, необходима легализованная форма ведения предпринимательской деятельности физическим лицом: ИП или ООО. Для оценки его платежеспособности необходимо проанализировать 6-12-месячную историю работы этого предприятия. Если доказана его жизнеспособность и есть потенциал развития, то далее, используя механизмы финансирования роста, целесообразно шаг за шагом увеличивать оборот и используемые в бизнесе активы.
Что касается условий, то удорожание на строительную и любую другую спецтехнику в Europlan составляет от 6%. С рядом производителей спецтехники разработаны специальные программы, где используются более льготные условия сотрудничества.
Лизинговые операции со спецтехникой точно отражают количественную структуру продаж рынка строительной техники. Т.е. в портфелях розничных лизингодателей представлены те же самые марки, что и в целом имеются на рынке. Наибольшей популярностью пользуются фронтальные погрузчики, экскаваторы, краны, бульдозеры, самосвалы. Предпочтения компаний-лизингополучателей изменяются вместе с общими тенденциями рынка (общий рост продаж той или иной марки вследствие распространения дилерских сетей, ценовых предложений и т.п.).
Что касается предпочтений в выборе российской или зарубежной строительной техники, то продажи техники иностранных производителей до кризиса 2009 года били все рекорды, одновременно рос портфель лизинговых компаний. Но в послекризисный период продажи техники российских производителей очень быстро восстанавливаются.
Лизинг является преимущественно долгосрочным финансовым инструментом . Здесь традиционно высока доля автомобильной техники. Ее преимущество для лизингодателя – высокая ликвидность. При этом корпоративные клиенты часто приобретают в лизинг как импортные машины, так и технику российского производства. Есть традиционные бизнесы, которые традиционно используют отечественную технику. Часто такие компании обладают собственной ремонтной базой. В этом случае определяющим фактором выступает цена и распространенность данных машин».