+79139857900

Маленький, но очень динамичный

9 декабря 2022 в 09:13

Сегодня автомобильная индустрия Российской Федерации находится в самом начале структурных изменений, которые вызваны внедрением новых технологий. Пока российский автопром довольно серьезно задержался на старте. Конструирование и  серийный выпуск транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии, пока только в планах большинства как старых, так и новых автопроизводителей. 

28 сентября 2022 года в российском автопроме произошло знаковое событие – в Липецке на предприятии «Моторинвест» стартовало серийное производство российских электрокаров бренда Evolute. Модель первого серийного электрокара Evolute i-Pro создана на основе китайского автомобиля Dongfeng Aeolus E70. И в этом нет ничего предосудительного. В мировом автопроме не счесть примеров, когда за основу берется модель автомобиля и по его образу и подобию создается новая — но уже под другим брендом. Это позволяет минимизировать расходы и в кратчайшие сроки запустить производство. Таким образом, легковой автопром Российской Федерации пересек знаковую точку.

Следует отметить, что в планах предприятий отрасли есть и другие электромобили. Например, запуск серийного производства электрокаров на московском автозаводе «Москвич» или начало выпуска электромобилей на калининградском «Автоторе» уже в следующем году. Не стоит сбрасывать со счетов и заявление о российско-белорусском электрокаре. Еще летом руководители АвтоВАЗа заявляли о проекте автомобиля Lada Largus E на мощностях предприятия Лада Ижевск. И это еще не все заявленные проекты. В 2025 году на простаивающем заводе Ford в Набережных Челнах стартует серийное производство электромобилей «Атом». Компания «Кама» рассчитывает привлечь в проект $150 млн.

Российский рынок  электротранспорта  и отечественная электроавтоиндустрия значительно  уступают  по  своему развитию  большинству  развитых  стран  мира. Однако здесь мы наблюдаем рост.

Если по состоянию на начало «ковидного» 2020 года парк легковых  электромобилей РФ насчитывал 11 тыс. единиц техники, то уже по  состоянию на конец 2022 года парк  электромобилей  в  Российской  Федерации увеличился до 23,3 тыс. транспортных  средств. (диаграмма 1)

голограмм_КРУГ

Парк электромобилей в РФ, марочная структура. По данным Автостат 

Впрочем, следует отметить, что парк электромобилей все же имеет низкую исходную базу — доля электрокаров на фоне 45-миллионного парка легковых автомобилей с ДВС чрезвычайно мала. До момента, когда парки автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания и электромобили достигнут паритета, пройдет не одно десятилетие.

Динамичный «малыш» 

Если в «ковидном» 2020 году в России было продано 688 новых электромобилей, то за 10 мес. 2022 года объем продаж увеличился до 2,1 тыс. единиц. А рост составил 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Напомним, что в сегменте легковых автомобилей в текущем году наблюдалось падение продаж, которое составило беспрецедентные минус 60% к прошлому году.

В этот же самый период рынок электрокаров с пробегом составил 7,5 тыс. единиц. Это на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В сегменте подержанных легковых автомобилей с ДВС спад в текущем году составил минус 20%.

Таким образом, на фоне сложившейся негативной ситуации на российском авторынке, сегмент электромобилей показывает динамичное развитие. Впрочем, эти положительные тренды фактически никак не влияют на общую динамику из-за микроскопической емкости рынка электрокаров.   

Марочная структура рынка электромобилей в текущем году характеризуется увеличением представленных зарубежных брендов, в том числе китайских. Однако пока в ТОП-10, как и год, и два назад, верхние строчки занимают премиальные бренды (таблица 1). На эти 10 марок приходится 72% продаж новых электрокаров.

 tabl_electro1

По дпнным Автостат

За прошедший октябрь импорт новых электрокаров составил 500 единиц. В импорте представлено 50 моделей. Впрочем, как и прежде, сильны позиции модельной линейки Tesla. Из новичков следует обратить внимание на появление в рейтинге Volkswagen ID 4 и BMW iX. В то же самое время резко сдал позиции Nissan Leaf.

nissan_leaf

Чего не скажешь о сегменте электромобилей с пробегом, где тот же Nissan Leaf и не собирается сдавать свои позиции лидера. Перепродажи этого популярного электромобиля составили 4 210 штук с начала года. В основном  спрос на эту модель   формируется  в  Сибирском  и  Дальневосточном  регионах России (почти 60%).

География продаж новых и подержанных электрокаров сильно дифференцирована. Если на регионы за Уралом (СФО и ДВФО) приходится более 30% рынка б/у «электричек», то их вклад в рынок новых электромобилей весьма и весьма скромен (несколько процентных пунктов). 

 

  tabl_electro2

По данным Автостат

Сегодня массовой популяризации электромобилей препятствует большое число факторов. Обычно респонденты называют ограниченный запас хода, высокую цену, отсутствие зарядной инфраструктуры, психологические барьеры и т.д. На текущий момент ряд таких факторов снят с повестки дня, но российский автомобилист, как правило, не владеет этой информацией. Например, это касается дальности хода.

До сих пор сильны стереотипы о небольшой дальности поездки при одной зарядке. Если взять линейку Tesla, то такие модели, как Model 3, Model Y, Model X, имеют запас хода более 500 км. В свою очередь полная зарядка модели Tesla Model S по паспорту  дает запас хода 637 км. Такой пробег в ежедневном режиме обычного горожанина  «дом  — работа — образовательное учреждение — торговый центр» позволяет эксплуатировать электромобиль не менее недели от зарядки до зарядки.

Кроме  того,  при  пересчёте  на  жизненный  цикл собственники  электромобилей  уже  сейчас  могут  существенно  выигрывать  у собственников  автомобилей  с  ДВС. Согласно уже накопленному опыту владения электрокарами, цена владения оказывается существенно ниже традиционного легкового автомобиля.

evolute_первый русский электро

Седан Hyundai Solaris при пробеге в 100 000 км в год обходится владельцу в кругленькую сумму 508 000 руб. В нее включены затраты на бензин, транспортный налог, прохождение ТО и т.д. Ежемесячный показатель составляет 42 432 руб. В тоже самое время компактный электромобиль Nissan Leaf обойдется владельцу в 14 678 руб. в месяц, или 176 136 руб в год. Разница существенная.   

Экономия от потребления топлива и обслуживания  возместит  разницу  в  цене  покупки,  что  делает  выгодным использование электромобилей.  Отметим, что  с каждым  годом растет интерес к этому сегменту авторынка, о чем свидетельствуют неуклонно растущие продажи электрокаров. 

В целом же, основываясь на существующем международном опыте, можно говорить, что важнейшими  драйверами  роста  российского  рынка  электромобилей станут активная политика государства, связанная с реализацией программ поддержки  приобретения  и  использования  электрического  транспорта;  развитие необходимой  для  эффективного  функционирования  этого транспорта инфраструктуры;  организация  мер по  снижению  затрат  на  аккумуляторные  батареи  и адаптация режимов их эксплуатации в российских климатических условиях.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >