+79139857900

Менять не нужно восстанавливать

26 апреля 2011 в 11:15


Менять не нужно восстанавливать 

Современные технологии и оборудование позволяют не только упростить ремонтные работы, но и сделать их с более высоким качеством. Восстановление деталей спецтехники и грузовых автомобилей предполагает определенную культуру ремонта. Замазка силиконом по-старинке и «посадка» втулки на привычную «эпоксидку» даст сомнительный результат. Восстановительные технологии с использованием процессов полимеризации дает существенный экономический эффект, исключающий замену деталей и узлов.

Представим себе ситуацию, которая может сложиться на одном из отдаленных промышленных объектов Сибирского региона. Где-нибудь под Дудинкой, в геологоразведочной экспедиции, а может быть, в Богучанах, на строительстве новой ГЭС в лютый мороз далеко за -30 в гору ползет, надрываясь, груженый самосвал. Машина работает сутками без перерыва, в три смены, практически не глушится на ночь. Нагрузка на агрегаты экстремальная. По какой либо причине нарушается температурный режим двигателя. Блок двигателя дает трещину. Машина встает на рабочем месте, и каждые сутки простоя – это десятки тысяч рублей убытка.

Новую деталь нужно заказать, привезти, грузовик отбуксировать в теплый бокс, который может располагаться в сотнях километров от объекта. Привычные эпоксидные герметики, «холодная сварка» - лишь временное решение, в суровых условиях после такого ремонта машина встанет опять. Картина, знакомая любому механику автопарка. Часто такого рода убытки закладываются в бюджет заранее, как неизбежные. Однако, может быть и другой сценарий развития событий. Можно решить проблему на месте, без транспортировки техники, в минимальные сроки и за сумму, в десятки раз меньшую расходов на капитальный ремонт. Фантастика? Нет, реальность. В XXI веке проблему восстановления поврежденных узлов и деталей спецтехники и грузовых автомобилей решают современными способами, полагаясь на технологии и материалы ведущих фирм мира и не только.


Клей всему голова

На рынках Америки и Европы современные клеи и герметики давно получили самое широкое распространение. Водителям и операторам часто в голову приходит вопрос - почему автомобиль, собранный где-нибудь в Испании, Чехии и тем более Японии, служит долгие годы, радуя прекрасным качеством сборки, отсутствием шумов и жесткостью кузова? Но стоит ему побывать в руках некоторых «гаражных дел» мастеров, в сервисе после аварии, у нерадивого дилера на обслуживании – и картина меняется. Болты и гайки начинают подозрительно быстро развинчиваться, панели дребезжат, а кузов «дышит» и поет скрипами на все лады?

Причина этого в том, что на современном конвейере все резьбовые соединения, стыки панелей, уплотнения стекол «садят» на клей, который способен держать требуемое усилие на разрыв или кручение длительное время (резьбовая фиксация и герметизация). При непрофессиональном монтаже крепление нарушается, вклеенное стекло, например, перестает быть несущим и жесткость кузова уменьшается. Ситуацию иллюстрирует один хороший пример: обратите внимание на борты, проезжающих по улице рейсовых автобусов. Старые модели усыпаны заклепками по контуру, и имеют зачастую весьма неопрятный вид. Более современные модели заклепок лишены, их борты - ровные поверхности, исключающие дребезжание на ходу. Да и в салоне на порядок меньше шумовой эффект. В этом заслуга таких известных продуктов - различных клеящих составов. Немецкий концерн Henkel выпускает такие составы как Teroson для вклеивания стекол или крепления деталей автомобильных кузовов, герметизации швов, антикоррозийных материалов для защиты и шумоизоляции полостей и днища. Другой знаменитый бренд – Loctite - стоит на страже сохранности всех резьбовых соединений, препятствует коррозии и самоотвинчиванию гаек и болтов (является официальным партнером при поставке материалов для Mercedes, Toyota, MAN и др.). И это лишь мизерная часть функционала этих материалов, которые помогают в эксплуатации в суровых условиях Сибири.

«Начнем с небольшой операции - склейка резиновых О-образных колец, прокладок головки блоков, ремней. Все, кто сталкивался с вторичным использованием уплотнительного кольца в результате его разрыва или износа, знает: единственный выход – полноценная замена, - рассказывает Владимир Чернявцев, руководителем направления Loctite компании «Техноальянс» (Красноярск, группа компаний СТР). - Смотрите, на глазах плотное полиуретановое кольцо разрезали ножом, края обмакнули на секунду в обезжириватель, капнули несколько капель клея моментального действия Loctite 401. Соединение необходимо с усилием прижать на 5-10 секунд. Полимеризация (склеивание) происходит практически мгновенно, площадь контакта – всего лишь десяток квадратных миллиметров». Через минуту несколько крепких мужчин уже не смогли разорвать резиновое кольцо, хотя напрягали мышцы вполне серьезно.

Владимир Чернявцев называет срок службы такого соединения практически равным ресурсу самой детали. Важное замечание: ни один бытовой «суперклей» или эпоксидная смола на такое не способны. 


Смазка может задирать

 Следующий класс «волшебных» материалов – противозадирные смазки. Нанесенные однажды на поверхность трущихся деталей (валы, подшипники, клапана или цилиндры двигателя), они способны работать в агрессивных средах в самых жестких условиях, не боятся контакта с водой или тосолом, предотвращая задиры металла в условиях недостаточной смазки. Здесь также стоит упомянуть составы типа «жидкий ключ» в аэрозольной упаковке. Любому слесарю в автосервисе знакома ситуация, когда гайка или болт намертво прикипели к металлу, и отвернуть их невозможно без риска повредить резьбу или дорогостоящий инструмент. А если работу приходится выполнять в поле, да еще на сильном морозе?

После обработки аэрозолем Loctite болт идет, как по маслу. Очистители электрических контактов – мечта любого электрика, отмывка для рук – универсальное мощное моющее средство (пары капель хватает для очистки черных от мазута ладоней), преобразователи ржавчины (быстро превращают слой окислившегося металла в защитную полимерную пленку, которую уже не нужно удалять) – действие всех этих препаратов еще вчера казалось в принципе невозможным.

Сегодня руководители спецавтотранспортных предприятий уже на практике ощущают экономический эффект от применения передовых методик ремонта.  


Восстановительный процесс

Ремонт большегрузной спецтехники, работающей в отдаленных районах Сибири, всегда затруднен. Доставка этих многотонных машин (особенно если они уже не на ходу) в специализированный сервис занятие весьма дорогое и всегда обходится «в копеечку». Но это еще полбеды. Сами запчасти, в случае их полной замены, стоят порой недешево.

Однако можно существенно удешевить ремонт. В ремонтной зоне одного из крупнейших в Красноярском крае дорожно-строительной компании «ИЛАН» в одном из боксов у карьерного самосвала Volvo A30C (грузоподъемностью 30 тонн) лопнул корпус заднего моста. Эксплуатировать машину с таким повреждением невозможно, заказ и доставка нового узла обойдется примерно в 2 млн руб. Применение двухкомпонентного герметика Loctite, фиксирующего трещину и возвращающего узлу 100% характеристику прочности, будет стоить 800 руб. Весь процесс ремонта: снятие с машины узла, восстановление и обратная сборка занимают 2-3 дня, (процесс полимеризации состава Loctite происходит за 8 часов). Если же узел можно отремонтировать, не снимая с машины, то полностью исключается фактор транспортных расходов.  

Другой пример. Ремонт поршня натяжения гусеницы экскаватора Komatsu. На фото хорошо видно довольно глубокий скол поверхности. Подобные «изъяны» приводят к неравномерному износу детали, усталости металла и разрушению узла. Обработка на токарном станке – если она вообще возможна – заняла бы несколько дней и обошлась бы заказчику с несколько тысяч рублей. Двухкомпонентная сталенаполненная шпаклевка Loctite 3471 справилась за пять минут: смешанные в определенной пропорции компоненты вступили в реакцию и через несколько часов была приобретена твердость и пластичность стали. Немного шлифовки – и вал готов к работе! Геометрия детали остается полностью оригинальной. Количество истраченного материала вряд ли потянет на 100 рублей.

«Типичные случаи применения материалов Loctite в автомобильной отрасли – просаженные посадочные места валов и шкивов, шестерен, лопнувшие патрубки радиатора, размороженные блоки (разрыв блока замерзшей водой), дефекты литья (лакуны, трещины, пористость), герметизация фланцевых соединений, - рассказывает Евгений Денисенко, сотрудник компании Henkel, технический консультант ООО «Техноальянс» по распространению материалов и обучающим семинарам.- А основной спектр техники - тракторы, экскаваторы, грузовики, автогрейдеры».

Разумеется применение препаратов из гаммы Loctite-Henkel хоть и универсальное, но требует определенных навыков и знаний при выборе. В целом же, герметики очень разные и применение их ограничивается определенной областью. И когда в неавторизованном сервисе «мастера» крепят корпус коробки передач к силовому агрегату посредством обычного силиконового герметика, не стоит затем удивляться быстрому появлению течи сальников или разрушению подушек двигателя. Ведь силикон – по сути, мягкий материал, и от вибрации в местах контакта просто «плывет». Использование же грамотно подобранного анаэробного герметика-прокладки создает монолитное соединение, способное служить годами (усилие на сдвиг порядка 25-30 Н на мм.кв.).

В некоторых случаях использование герметиков и клеев Loctite безальтернативно, обычные способы обработки металлов не подходят совсем. Так, например, невозможно растачивать поврежденную втулку, в которой рабочая поверхность вплотную подходит к крепежным отверстиям под болты. Начнешь точить – непременно разрушишь резьбу. Спасает лишь анаэробный вал-втулочный фиксатор типа Loctite 638 или металлосодержащая шпаклевка Loctite 3471 (или их комбинация).

Еще одна новинка – ингибитор коррозии Trasar Trac 102, незаменимый для систем охлаждения дизельных двигателей. Дизелисты прекрасно знают, что электрокоррозия в контуре радиатора двигателя – серьезная проблема. Стенки патрубков покрываются минеральными отложениями, вплоть до полной закупорки, а коррозия способна «прогрызть» в них настоящие дыры. Препарат от Loctite смягчает воду, выравнивает PH-баланс, при этом все минеральные примеси остаются в воде (тосоле), не отлагаясь на поверхностях. Кроме того, в ингибитор добавлен краситель, и он одновременно является индикатором состояния охлаждающей жидкости. Пока цвет присутствует – радиатор можно эксплуатировать.

Действенность технологий Loctite-Henkel проверена временем не только в автомобильной отрасли. Материалы Loctite успешно используются на речном транспорте (крупный контракт с Енисейским речным пароходством) – а там речь идет о восстановлении огромных судовых винтов, корпусов, валов; на железной дороге – ремонт дизельных агрегатов, мойка вагонных тележек от угольно-мазутных отложений, удаление старой краски; на угольных разрезах – разноплановый ремонт гигантских шагающих экскаваторов (рекордная цифра – восстановление узлов 800-тонной машины). Гарантийный срок работы восстановленных по технологиям Henkel деталей – как правило, сравним со сроком службы новой детали (разумеется, при условии соблюдения технических требований по эксплуатации).

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Что вытянет КАМАЗ в будущее

Камский автомобильный гигант входит в мировой ТОП-20 крупнейших производителей...

6 янв 2020 в 15:38

Подробнее >
Photo

Вытянут ли новые тягачи МАЗ в России

Белорусский автопроизводитель выбрал многовекторную стратегию. Он не только пытается...

28 окт 2019 в 07:31

Подробнее >
Photo

Сможет ли минский фургон потеснить Газель NEXT

Цельнометаллический фургон и микроавтобус марки «МАЗ» вскоре появятся на...

9 май 2019 в 15:21

Подробнее >