Дефицит времени у современного человека выдвигает абсолютно новые требования для компаний, которые работают в сфере услуг (в том числе и автомобильных). При прочих равных условиях наиболее высоким спросом начинают пользоваться те предприятия, которые предлагают более быстрое обслуживание.
Автомоечный бизнес не является исключением из этого правила. Кроме того, у любого владельца компании, которая работает в сегменте автосервисных услуг, есть желание минимизировать влияние человеческого фактора на конечный результат. Именно эти два фактора, по мнению экспертов, и определят в ближайшие годы направление развития автомоечного бизнеса. Ручные автомобильные мойки, естественно, никуда не денутся. Они занимают свою уникальную нишу, которая уже сегодня довольно развита. Однако наиболее перспективным направлением представители этого рынка считают развитие автоматизированных автомоечных предприятий, которые моют автомобиль в три раза быстрее, чем простые мойщики, и демонстрируют одинаково высокое качество помывки независимо от усталости, сезонности, настроения и тому подобных факторов. До сих пор развитие этого направления сдерживалось высокой стоимостью начальных капиталовложений. При нынешнем развитии финансовых услуг этот фактор уже не имеет такого основополагающего значения.
Все автоматические мойки, несмотря на их высокую стоимость, — это выгодное капиталовложение. Так считают большинство продавцов. Их логика такова: в сибирском регионе практически нет портальных моек в коммерческом пользовании (ни для легкового транспорта, ни для грузового). Учитывая вышеперечисленные факторы и особенности регионального рынка, можно утверждать, что приобретение портальной автомойки – это хороший способ заявить о себе в секторе с малой или отсутствующей конкуренцией. Впрочем, способ хорош только для предпринимателей, не стесненных в средствах. Цены на новые портальные мойки стартуют с 30 тыс. евро. Стоимость качественного оборудования ведущих производителей начинается от 50 тыс. евро, а цена продвинутого и высокопроизводительного набора оборудования может доходить и до 100 тысяч евро. Тоннельные мойки стоят примерно на 50% дороже портальных. Но даже при такой разнице в цене автоматические мойки более эффективны и лучше себя окупают по причине большей производительности, а также меньшей по сравнению с ручной мойкой себестоимостью одной операции за счет экономии воды, электроэнергии, химии и минимизации ручного труда. Если при ручной мойке 20-30% от валовых доходов уходят на оплату труда мойщиков, а производительность мойки составляет 2-3 автомобиля в час, то на автоматической мойке при производительности от 12 до 20 автомобилей в час можно ограничиться одним сотрудником. За счет этого преимущества владелец моечного бизнеса может варьировать цену услуги и конкурировать по этому показателю с ручными мойками, которые находятся поблизости.
Портал или туннель?
Основа портальной мойки – это платформа-пост, куда заезжает автомобиль, и перемещающаяся вдоль его кузова П-образная рама, на которой монтируется моечное оборудование. По типу последнего порталы подразделяются на щеточные и бесщеточные (они же портальные мойки высокого давления).
Главный элемент оборудования щеточного портала – две горизонтальные и одна вертикальная моечные щетки (они бывают ворсовыми, тряпичными и поролоновыми), системы для подачи воды и шампуня, а также вентиляторы для сушки. Это составляет комплектацию-минимум, которая есть у любой портальной мойки. В зависимости от производителя и модели портала его можно доукомплектовать рядом дополнительного оснащения: системой подачи «сушильного» воска, круглыми щетками для мытья колесных дисков, распылителем для мытья днища и модулем для предварительной мойки струей воды (т.н. замачивания).
Основа бесщеточной мойки – это мощный стационарный аппарат высокого давления и система раздачи воды по соплам, располагающимся по периметру подвижной рамы. Здесь также есть возможность, в зависимости от модели, различного дооснащения портала дополнительными соплами с насадками для мытья дисков, распылителем для чистки днища, модулем предварительного мытья с активной пеной и прочим опциональным оборудованием: оснащением для мойки колес, установкой для мойки днища, пультом управления.
Туннельные мойки отличаются от портальных тем, что в них автомобиль не стоит на месте, обрабатываемый подвижными агрегатами, а наоборот – сам передвигается на специальном транспортере относительно неподвижного оборудования, последовательно проходя все стадии мойки, как на конвейере, въезжая из участка в участок. Туннельные мойки также бывают щеточными и бесщеточными и в целом по функциям применяемого на них оборудования практически не отличаются от портальных. Единственно, в туннельных мойках не встречаются простые комплектации. Такие мойки строятся как полностью автоматизированный цикл, при котором с одного конца въезжает машина с улицы, а с другого, без всякого участия человека на каком-либо этапе, она выезжает уже чистой и сухой. Туннельная мойка стоит дороже портальной и требует более длинного помещения, а следовательно, больших затрат на строительство. Однако пропускная способность туннельной мойки – в несколько раз выше, чем портальной.
Соответственно, прежде чем сделать окончательный выбор в пользу того или иного типа оборудования, необходимо тщательно оценить потенциал места, отводимого под мойку, так как надо знать, не только какое количество автомобилей сможет обслужить мойка за единицу времени, но и упущенную выгоду от недождавшихся своей очереди клиентов.
Как оценить место?
Сделать полноценный самостоятельный анализ у вас, скорее всего, не получится. Эту задачу лучше всего поставить непосредственно продавцу оборудования. Многие компании предлагают клиентам услуги по изучению бизнес-среды с целью более точного подбора оборудования под требования клиентов в заданном географическом сегменте. У многих даже есть готовые алогритмы оценки площадки, которые учитывают многие факторы: расположение относительно проезжей части, характеристики трассы, автомобилепоток, наличие светофора, разделительной полосы, видимость установки с улицы, плотность населения в районе мойки, количество автомобилей на душу населения, другие объективные и субъективные факторы. После анализа полученных результатов определяется оптимальный вид оборудования для этого места.
Выбрать производителя
Что касается выбора производителей оборудования для портальной мойки, то он, прямо скажем, не велик. Достаточно хорошо на региональном рынке представлены порталы лишь одной марки – Karcher. Эта компания предлагает на нашем рынке комплект оборудования SB-Line (SB-Line ECO). Портальная мойка SB-line собирается из различных комплектующих, как конструктор. Таким образом, предприниматель, зная рамки своего бюджета и имея на руках оценку перспективности площадки, под автомойку может сформировать на базе возможностей SB-Line свой, практически индивидуальный, комплект оборудования. Другое несомненное преимущество порталов SB-Line заключается в том, что они собираются и подготавливаются к запуску в течение нескольких дней. Опытный технический специалист может сделать это самостоятельно или с помощью услуг по шеф-монтажу. SB-Line – это очень компактная мойка. Технический модуль размещается на площади в 5 Х 10 метров. Площадь подсобного помещения должна составлять 2х5 метра. Для обслуживания автомойки требуется один специалист – он же кассир. Ещё один плюс в копилку Karcher – наличие прогноза по окупаемости оборудования, который учитывает все аспекты работы такого предприятия. Организация бизнес-процесса подобным образом облегчает клиенту жизнь и экономит его время. Дело за малым — обеспечить финансирование.
Традиционный ручной труд
Мы не пытаемся убедить вас в том, что автоматическая мойка – это единственно правильный путь входа на этот рынок. Можно попробовать себя и в традционном направлении. Собственно говоря, наиболее выгодными являются всего два вида моек. К первому виду относятся мойки с высокой производительностью и минимальным ассортиментом услуг (автоматические). Ко второму виду мы относим мойки с высоким качеством и широким ассортиментом предоставляемых услуг при невысокой производительности. Именно в этом направлении и стоит работать тем предпринимателям, которые не рискуют вкладывать деньги в автоматическое моечное оборудование или же попросту не имеют такой возможности. Как показывает мировая практика, будущее ручных моек заключается в том, чтобы предложить своим клиентам максимальную чистку автомобиля. Набор услуг может включать: мойку двигателя, химчистку салона, полировку кузова, натирку и полировку салона. Можно также предложить клиентам и смежные услуги: шиномонтаж, замену масла, продажу автотоваров и расходных материалов. Такие мойки рассчитаны на клиентов, специально планирующих потратить определенное количество времени в обмен на качество, комфорт и престиж. Они могут располагаться в стороне от загруженных магистралей, но обязательно должны дать клиенту максимум пользы. Соответственно, на мойках данного назначения должны быть предусмотрены отдельные помещения для отдыха и занимательного времяпрепровождения клиентов. Это могут быть кафе, игровые автоматы, да что угодно! Все ограничивается только воображением владельца.