Для многих руководителей станций технического обслуживания автомобилей поиск решений, как вести бизнес в условиях продолжающихся ограничений, оказался затруднителен в силу необычности ситуации. Нужно было «сходу» организовать работу коллектива СТО, решить многие сложные организационные вопросы, а где-то и снять напряжение в трудовом коллективе, чтобы не только стабилизировать ситуацию, но и не растерять квалифицированные кадры, с которыми предстоит работать в ближайшем будущем, когда будут сняты все ограничения.
На видеоконференции «Миссия выжить в кризис» руководители предприятий автосервиса из разных городов страны поделились своим опытом и результатами работы в первые недели после того, как автосервисные станции были открыты для клиентов. Несмотря на региональные различия такой опыт может быть интересен широкому кругу руководителей и специалистов автосеревисного рынка страны. Участники конференции рассказали о том, какую кадровую политику они проводят в данный период времени, как мотивируют сотрудников, чтобы работа СТО была ритмичной и не зависела от человеческого фактора, как они поддерживают моральный климат в коллективах.
Текущая неординарная ситуация застала многих руководителей врасплох, но именно в отрасли обслуживания автомобилей есть один важный аргумент, который позволяет пережить текущие трудности и мотивировать коллектив сотрудников на продуктивную работу. Обслуживание автомобиля – это
у современного горожанина вторая потребность после продуктов питания. Поэтому, несмотря ни на какие кризисы, отрасль пройдет через этап выживания, преодоления трудностей и вернется
к нормальному ритму, в этом плане у нее отличные перспективы.
Практически у всех предприятий автосервиса снизился поток клиентов, следовательно, и денежная выручка.
В данном случае на предприятии необходимо выстроить все процессы, оптимально и эффективно распорядиться силами коллектива и имеющимися производственными мощностями. Не менее важной остается и другая задача – сохранить коллектив, пройти с наименьшими потерями в его составе через кризисный период.
Борис Роткин, руководитель сети «Белый сервис», отметил, что в системе мотивации персонала своих станций фактически не пришлось ничего менять. Заработная плата специалистов, как и прежде, состоит из фиксированной части и переменной части, которая рассчитывается в зависимости от KPI сотрудника. Такая система сама себя регулирует, персонал на это согласен. Чтобы повысить трафик в СТО, запускается актуальная акция - беспроцентная рассрочка на ремонт. Также предприятия сети участвуют в тендерах, для снижения затрат ведутся переговоры с поставщиками товаров и услуг по рассрочкам и гибкости платежей за аренду помещений. В итоге весь квалифицированный персонал сохранен. К августу произойдет восстановление отрасли.
В этот период важно сохранить контакт с коллективом и специалистами. На этот аспект работы управленцев обратил внимание Илья Николин, руководитель сети СТО «Реактор». Все топ-менеджеры, как только были открыты станции, находятся на рабочих местах. Для поддержания морального духа сотрудников в первые же дни работы были проведены собрания трудовых коллективов. Были сформированы инструкции по безопасной работе. Введена система санитарно-гигиенических мер. Руководители обязаны были обеспечить выполнение написанных инструкций. Также удалось снизить расходы на аренду, уменьшить банковские платежи и др.
Несколько неординарных мер в этот период по мотивации персонала было предпринято в сети автосервисных станций «Вилгуд». Барно Турсунова, руководитель сети, отмечает, что в практике работы теперь опробованы несколько интересных схем, таких как перенаправление недозагруженных работников своих СТО другим станциям техобслуживания. Она отметила, что очень важно проводить по отношению к работникам политику открытости и честности. Снижение дохода сотрудника соответствует снижению выручки предприятия. Юрий Макуев из
«Вилгуд» добавляет, что в Москве в апреле сервисы были закрыты, поэтому часть офисных работников была переведена на удаленную работу. Также были выданы сотрудникам продовольственные корзины, в которые входили такие продукты, как колбасы, мясо, кондитерские изделия и даже кружки с веселыми надписями - для поднятия настроения. Важно в этот период иметь обратную связь с сотрудниками, чувствовать их настроение.
Михаил Петров, руководитель сети «ЕвроАвто», утверждает, что на сегодня основная задача — сохранение персонала, высокопрофессиональной команды, которая складывалась годами. Если сейчас этого не сделать, то впоследствии, когда произойдет восстановление рынка, будет сложно создать новый коллектив. Для этого в сети предпринимают следующие шаги. Во-первых, составили соглашения с сотрудниками на добровольный выход на работу. Первоначально не все сотрудники захотели выходить, многие соблюдали режим самоизоляции. Во-вторых, надо поддержать моральный дух персонала. Для этого нужно с сотрудниками, быть в постоянном контакте, как очно, так и онлайн. В графике руководителей СТО ежедневные летучки, на которых специалисты информируются о текущей ситуации, рассказывается о планах. Для повышения мотивации постоянно напоминается о том, что автосервисная отрасль имеет самые благоприятные перспективы, предприятия которой вернутся к привычной работе, так как отрасль нужна людям, востребованы ее услуги. Также были созданы запасы всех необходимых дезинфицирующих материалов с резервом. Это делается для того, чтобы успокоить клиентов и сотрудников.
Нельзя забывать о повышении квалификации и обучения персонала в «Академии ЕвроАвто», где упор сегодня делается на коммуникационные упражнения, обучение методам повышения клиентоориентированности и т.п. Также в этот сложный период запустили переговорный процесс о снижении арендной платы. Поскольку сегодня снизился поток клиентов и размер выручки.
Данил Соловьев отмечает, что на руководителях станций технического обслуживания сегодня лежит особая миссия. Самое страшное сегодня, если владелец и директор СТО «пропали», самоизолировались. У таких директоров персонал будет в панике. Квалифицированные кадры, которых бросил работодатель, отправив в неоплачиваемый отпуск, сократил или посадил на «официалку», сразу поймут, что надо искать стабильные, надежные компании. Будет передел рынка труда, он уже начался.
Сегодня главная цель руководителей станций технического обслуживания - сохранение рабочих мест и квалифицированных кадров. Поскольку далее начнется подъем, трафик заездов увеличится в разы, и надо будет с кем-то работать и наверстывать потерянное.
Руководителю также необходимо поддерживать моральный дух коллектива – нужно постоянно общаться со специалистами станций, объяснять им задачи, какие планы, какие действия предпринимаются. Раскрывать свои планы, шаги, которые будут предприняты, чтобы сотрудники понимали, что им делать и чего ждать дальше. Руководителю нужно также в это сложное время держать руку на пульсе коллектива, для этого регулярно проводить опросы, изучать удовлетворенность персонала. В сети автосервисных станций FIT Service работает телефон доверия, количество звонков по нему увеличилось. Необходимо находить новые способы мотивации персонала. Так, в сети регулярно проводятся конкурсы от HR-отдела. Для тех, кто работает на удаленке, каждое утро проводит занятие фитнес-тренер и т.д.
Увеличено число тренингов для специалистов, в том числе с тематикой для личностного роста: планирование, переговоры, целеполагание.
Но в то же самое время система мотивации должна учитывать взлёты и падения компании, рост и падение выручки. В FIT Service принята минимально гарантированная оплата труда. И персонал знает: что бы ни случилось, у него будет гарантированный доход, близкий к среднему по рынку. Необходимо соблюдать обещанный уровень по заработной плате.
В период снизившейся загрузки необходимо правильно распределить специалистов. Данил Соловьев рассказал об организации графика рабочего процесса. Штат СТО в начале апреля, в момент закрытия станций, не сокращали. Часть персонала обязали повышать квалификацию онлайн в учебном центре. Когда объявили карантин, были созданы дежурные бригады, определен состав бригад, в соответствие с возрастом и удаленностью от места работы. Затем, когда меры были ослаблены и автоцентры были открыты, на них был введен сокращенный режим рабочей недели - пятидневка с 9 до 17 часов вечера. Впрочем, сейчас все СТО вернулись на полную неделю. Руководитель должен помнить, что спад, который наблюдается сейчас, временный, затем он сменится подъемом, и к этому надо быть готовым. По нашему прогнозу, подъем начнется в августе-сентябре, наша отрасль быстро восстанавливается.