+79139857900

Мотор для локализации

8 октября 2015 в 20:34

В соглашениях о промсборке, подписанных между автопроизводителями и Министерством промышленности и торговли РФ, установлен определенный уровень локализации производства на каждый год в период действия договора. При этом, одним из пунктов данных соглашений является условие, по которому не менее 30% собранных на территории РФ легковых автомобилей, должны покидать конвейер с локализованными двигателями. Открытие разу двух моторостроительных производств, не только уникальный прецедент в истории автостроения страны, но, скорее закономерный результат выполнения соглашений по промсборке. Практически одновременно в особых экономических зонах в Калуге (Грабцево) и Елабуге (Алабуга) дан старт производства двигателей на предприятиях Volkswagen и Ford-Sollers.
Впрочем, изначально участников этого процесса должно было быть четыре. Однако, отечественный АвтоВАЗ воспользовался наличием собственного моторного производства, дополнив его сборкой двигателей альянса Renault-Nissan. А уход General Motors из России поставил крест на проекте сборки двигателя для нового поколения Chevrolet Niva в особой зоне Тольятти. Здесь согласно первоначальным планам должен быть освоен выпуск  атмосферного бензинового мотора объемом 1,8 л (135 л.с.) по лицензии PSA.
В августе в СМИ просочилась информация о том, что японский автопроизводитель Mazda, не участвующий в соглашениях о промсборке, подписал меморандум о строительстве завода двигателей производственной мощностью 50 тыс. моторов во Владивостоке. Однако меморандум не влечет за собой каких-либо обязательств, поэтому рано говорить о появлении нового моторного производства.
Сегодня уже накоплен большой опыт по локализации моторных производств и можно оценить их вклад в процесс локализации на примере стран Восточной Европы. Крупнейшие западные автопроизводители в самом начале 90-ых годов прошлого века рассматривали территорию данных стран как сборочные площадки для новых автосборочных производств. Для повышения степени локализации выпускаемых автомобилей в дополнение зарубежными автоконцернами создавались моторостроительные производства.  
Одним из самых крупных реализованных проектов стал моторный завод Audi Hungaria Kft  в венгерском Дьере, расположенном на западе страны неподалеку от австрийской границы. С 1993 года, когда было подписано соглашений между немецким автопроизводителем и венгерским правительством, объем инвестиций в предприятие составил гигантскую сумму 7,5 млрд евро, численность сотрудников превысила 11 тысяч человек. Помимо завода двигателей полного цикла, создано автосборочное производство (модели Audi TT и Audi A3). Сегодня венгерское подразделение Audi является ведущим промышленным предприятием этой восточноевропейской страны, на котором более 6000 сотрудников моторного производства ежедневно собирают 8800 бензиновых и дизельных двигателей. Продукция поставляется на 32 сборочные площадки концерна Volkswagen во многих странах. Только в прошлом году на предприятии было выпущено 1 973 734 двигателя.      
Не менее масштабные проекты реализованы в других странах Восточной Европы. После приобретения чешского автопроизводителя Skoda немецкий концерн Volkswagen вложил немалые средства в модернизацию моторного производства. Сегодня ассортимент выпускаемых Skoda моторов включает 3-цилиндровые малолитражные двигатели, а также современные надувные бензиновые моторы TSI как для автомобилей чешской марки, так и других брендов концерна (VW, Seat, Audi).
В соседней Польше освоен выпуск дизельных двигателей для европейских производств FIAT и Toyota. Европейское подразделение Ford of Europa создало крупный автокластер в Румынии. Здесь на своем заводе в Крайове выпускаются бензиновые двигатели серии EcoBoost объемом 1,0 и 1,5 л.

Отечественная доля

В создание моторного завода в Грабцево немецкий автопроизводитель Volkswagen инвестировал 250 млн евро, или $278 млн. Примерно такую же суммы вложил в свой  проект в Алабуге американский Ford ($275 млн). Но фольксвагеновский завод рассчитан на выпуск 150 тыс. двигателей, а фордовский пока только на 105 тыс., с возможностью увеличения выпуска до 200 тыс. моторов в год.
В Алабуге выпускают бензиновый мотор Duratec объемом 1,6 л с алюминиевым блоком, распределенными впрыском и изменяемыми фазами газораспределения, который был   разработан еще в 90-ые годы совместно с японской компанией Yamaha. До сих пор фордовский моторы Duratec 1,6 поступали к нам из румынского завода Ford of Romania в Крайове. Насколько локализовано производство моторов для российского Ford?
Заготовки блоков цилиндров поступают из Заволжья с предприятия «РосАЛит», на котором они изготавливаются из отечественного алюминия производства компании «Русал». Предприятие «Автокомпоненты-Группы ГАЗ» поставляет заготовки для коленчатых валов. На моторном заводе в Алабуге эти заготовки на роботизированных линиях обрабатываются, и после проведения контроля геометрии, нанесения герметиков и установки направляющих клапанов и сальников, отправляются на конвейер, где происходит окончательная сборка. Костромское предприятие «Мотордеталь» осуществляет сюда поставки поршней, свечи поступают с завода Bosch в Энгельсе. Считается, что двигатель Ford в ценовом выражении локализован примерно на 50%.
Бензиновым мотором серии Duratec (мощностью 85, 105 или 125 л.с.) оснащаются около 40% выпускаемых в России автомобилей марки Ford. Двигатель устанавливается на новую модель Ford Fiesta, также на подавляющую часть выпускаемых здесь же в Татарстане на заводе в Набережных Челнах кроссоверов EcoSport, и около 80%  автомобилей Ford Focus нового поколения, сборка которых начата в Ленинградской области.
Новый завод в Грабцево будет загружен только 4-цилиндоровыми моторами 1,6 л серии EA211 (90 и 110 л.с.). Двигатели 1,6 MPi унифицированы с ранее выпускавшимися моторами EA111, которые до последнего времени устанавливались на VW Polo и другие автомобили концерна VW. У двух моторов одинаковые диаметр цилиндров и ход поршня.
Локализованные двигатели E211 устанавливаются на выпускаемые тут же в Калуге седаны Volkswagen Polo и лифтбеки Skoda Rapid. А также модели Skoda Yeti, Skoda Octavia и Volkswagen Jetta, которые по контрактной схеме собирают на предприятии Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Суммарно такими моторами могут оснащаться до 70% выпускаемых немецким концерном автомобилей в России. Это больше чем в два раза превышает уровень, который установлен Постановлением Правительства РФ.
В штате моторного производства немецкого концерна 400 человек. Загрузка производственных мощностей на сегодня около 60%. Заявлено о том, что двигатели могут поставляться на сборочные площадки за пределами России.  
Достигнутый уровень локализации выпускаемых моторов пока не раскрывается. Топ-менеджеры немецкого концерна говорят лишь об общем уровне локализации выпускаемых в РФ автомобилей. Одновременно заявляют о том, что все большее число узлов и деталей двигателей станут местного производства.
Первоначально блоки цилиндров будут поставляться из Польши, а головки блоков – из Германии. Но затем компания Nemak начнет их производство на предприятии в Ульяновске. Вся проводка будет чебоксарского производства, где у компании Fujikura Automotive построена производственная площадка. В следующем году на двигателях появятся российские коленвалы, производство которых освоят на КАМАЗе.
Таким образом, с установкой российских узлов степень локализации выпускаемых автомобилей вырастет еще примерно на 20%.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Обзор розничного рынка тормозных колодок

12 май 2015 в 12:55

Подробнее >