В соглашениях о промсборке, подписанных между автопроизводителями и Министерством промышленности и торговли РФ, установлен определенный уровень локализации производства на каждый год в период действия договора. При этом, одним из пунктов данных соглашений является условие, по которому не менее 30% собранных на территории РФ легковых автомобилей, должны покидать конвейер с локализованными двигателями. Открытие разу двух моторостроительных производств, не только уникальный прецедент в истории автостроения страны, но, скорее закономерный результат выполнения соглашений по промсборке. Практически одновременно в особых экономических зонах в Калуге (Грабцево) и Елабуге (Алабуга) дан старт производства двигателей на предприятиях Volkswagen и Ford-Sollers.
Впрочем, изначально участников этого процесса должно было быть четыре. Однако, отечественный АвтоВАЗ воспользовался наличием собственного моторного производства, дополнив его сборкой двигателей альянса Renault-Nissan. А уход General Motors из России поставил крест на проекте сборки двигателя для нового поколения Chevrolet Niva в особой зоне Тольятти. Здесь согласно первоначальным планам должен быть освоен выпуск атмосферного бензинового мотора объемом 1,8 л (135 л.с.) по лицензии PSA.
В августе в СМИ просочилась информация о том, что японский автопроизводитель Mazda, не участвующий в соглашениях о промсборке, подписал меморандум о строительстве завода двигателей производственной мощностью 50 тыс. моторов во Владивостоке. Однако меморандум не влечет за собой каких-либо обязательств, поэтому рано говорить о появлении нового моторного производства.
Сегодня уже накоплен большой опыт по локализации моторных производств и можно оценить их вклад в процесс локализации на примере стран Восточной Европы. Крупнейшие западные автопроизводители в самом начале 90-ых годов прошлого века рассматривали территорию данных стран как сборочные площадки для новых автосборочных производств. Для повышения степени локализации выпускаемых автомобилей в дополнение зарубежными автоконцернами создавались моторостроительные производства.
Одним из самых крупных реализованных проектов стал моторный завод Audi Hungaria Kft в венгерском Дьере, расположенном на западе страны неподалеку от австрийской границы. С 1993 года, когда было подписано соглашений между немецким автопроизводителем и венгерским правительством, объем инвестиций в предприятие составил гигантскую сумму 7,5 млрд евро, численность сотрудников превысила 11 тысяч человек. Помимо завода двигателей полного цикла, создано автосборочное производство (модели Audi TT и Audi A3). Сегодня венгерское подразделение Audi является ведущим промышленным предприятием этой восточноевропейской страны, на котором более 6000 сотрудников моторного производства ежедневно собирают 8800 бензиновых и дизельных двигателей. Продукция поставляется на 32 сборочные площадки концерна Volkswagen во многих странах. Только в прошлом году на предприятии было выпущено 1 973 734 двигателя.
Не менее масштабные проекты реализованы в других странах Восточной Европы. После приобретения чешского автопроизводителя Skoda немецкий концерн Volkswagen вложил немалые средства в модернизацию моторного производства. Сегодня ассортимент выпускаемых Skoda моторов включает 3-цилиндровые малолитражные двигатели, а также современные надувные бензиновые моторы TSI как для автомобилей чешской марки, так и других брендов концерна (VW, Seat, Audi).
В соседней Польше освоен выпуск дизельных двигателей для европейских производств FIAT и Toyota. Европейское подразделение Ford of Europa создало крупный автокластер в Румынии. Здесь на своем заводе в Крайове выпускаются бензиновые двигатели серии EcoBoost объемом 1,0 и 1,5 л.
Отечественная доля
В создание моторного завода в Грабцево немецкий автопроизводитель Volkswagen инвестировал 250 млн евро, или $278 млн. Примерно такую же суммы вложил в свой проект в Алабуге американский Ford ($275 млн). Но фольксвагеновский завод рассчитан на выпуск 150 тыс. двигателей, а фордовский пока только на 105 тыс., с возможностью увеличения выпуска до 200 тыс. моторов в год.
В Алабуге выпускают бензиновый мотор Duratec объемом 1,6 л с алюминиевым блоком, распределенными впрыском и изменяемыми фазами газораспределения, который был разработан еще в 90-ые годы совместно с японской компанией Yamaha. До сих пор фордовский моторы Duratec 1,6 поступали к нам из румынского завода Ford of Romania в Крайове. Насколько локализовано производство моторов для российского Ford?
Заготовки блоков цилиндров поступают из Заволжья с предприятия «РосАЛит», на котором они изготавливаются из отечественного алюминия производства компании «Русал». Предприятие «Автокомпоненты-Группы ГАЗ» поставляет заготовки для коленчатых валов. На моторном заводе в Алабуге эти заготовки на роботизированных линиях обрабатываются, и после проведения контроля геометрии, нанесения герметиков и установки направляющих клапанов и сальников, отправляются на конвейер, где происходит окончательная сборка. Костромское предприятие «Мотордеталь» осуществляет сюда поставки поршней, свечи поступают с завода Bosch в Энгельсе. Считается, что двигатель Ford в ценовом выражении локализован примерно на 50%.
Бензиновым мотором серии Duratec (мощностью 85, 105 или 125 л.с.) оснащаются около 40% выпускаемых в России автомобилей марки Ford. Двигатель устанавливается на новую модель Ford Fiesta, также на подавляющую часть выпускаемых здесь же в Татарстане на заводе в Набережных Челнах кроссоверов EcoSport, и около 80% автомобилей Ford Focus нового поколения, сборка которых начата в Ленинградской области.
Новый завод в Грабцево будет загружен только 4-цилиндоровыми моторами 1,6 л серии EA211 (90 и 110 л.с.). Двигатели 1,6 MPi унифицированы с ранее выпускавшимися моторами EA111, которые до последнего времени устанавливались на VW Polo и другие автомобили концерна VW. У двух моторов одинаковые диаметр цилиндров и ход поршня.
Локализованные двигатели E211 устанавливаются на выпускаемые тут же в Калуге седаны Volkswagen Polo и лифтбеки Skoda Rapid. А также модели Skoda Yeti, Skoda Octavia и Volkswagen Jetta, которые по контрактной схеме собирают на предприятии Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Суммарно такими моторами могут оснащаться до 70% выпускаемых немецким концерном автомобилей в России. Это больше чем в два раза превышает уровень, который установлен Постановлением Правительства РФ.
В штате моторного производства немецкого концерна 400 человек. Загрузка производственных мощностей на сегодня около 60%. Заявлено о том, что двигатели могут поставляться на сборочные площадки за пределами России.
Достигнутый уровень локализации выпускаемых моторов пока не раскрывается. Топ-менеджеры немецкого концерна говорят лишь об общем уровне локализации выпускаемых в РФ автомобилей. Одновременно заявляют о том, что все большее число узлов и деталей двигателей станут местного производства.
Первоначально блоки цилиндров будут поставляться из Польши, а головки блоков – из Германии. Но затем компания Nemak начнет их производство на предприятии в Ульяновске. Вся проводка будет чебоксарского производства, где у компании Fujikura Automotive построена производственная площадка. В следующем году на двигателях появятся российские коленвалы, производство которых освоят на КАМАЗе.
Таким образом, с установкой российских узлов степень локализации выпускаемых автомобилей вырастет еще примерно на 20%.