эксперты статьи
• Николай Власов, директор Курганского завода дорожных машин
• Анна Мацесина, специалист отдела продаж компании «Техномаш»
• Станислав Сухаржевский, директор компании «Коминвест-Сибирь»
Вывоз ТБО
Основными клиентами частных компаний, специализирующихся на вывозе ТБО, сегодня являются владельцы промышленных, торговых и логистических предприятий. Обслуживание жилого фонда не представляет особой коммерческой выгоды. Кроме того, значительное количество частных компаний предлагает свои услуги по вывозу крупногабаритных отходов, в частности строительного мусора. Однако предоставление таких услуг не требует специализированной техники. Компании достаточно иметь самосвал и лицензию на сбор и транспортировку от-ходов. Официальный дилер Мценского завода «Коммаш» в Новосибирске компания «Техномаш» также не отмечает суще-ственного увеличения спроса на технику для транспортировки твердых бытовых отходов. Если же судить по той информа-ции, которую запрашивают клиенты у про-давцов, то основными критериями при выборе техники является цена (чем ниже, тем лучше) и срок поставки.
[«Учитывая крайне нестабильное финансирование, технику заказывают в самый последний момент и рассчитывают на максимально быстрое выполнение заказа. Далеко не все производители готовы очень оперативно реагировать на заявки из регионов. К счастью, Мценский завод «Коммаш», продукцию которого мы представляем в Сибири, поставляет технику достаточно оперативно», – комментирует специалист отдела продаж компании «Техномаш» Анна Мацесина. ]
Надежность превыше всего
Вызывает удивление тот факт, что си-бирские компании, работающие в этом сегменте рынка, очень мало внимания уделяют критерию надежности техники. Это говорит о пока еще небольшом опыте частных фирм в данной сфере. К примеру, московские транспортировщики мусора уже не рискуют покупать мусоровозы со-мнительного качества, а также сильно подержанные машины. Дело в том, что требования к надежности шасси в дан-ном сегменте бизнеса довольно высоки, поскольку мусоровоз, не вышедший на линию, – уже ЧП, которое может стоить компании контракта. Не менее серьезную проблему представляет и сломавшаяся машина с заполненным до отказа мусор-ным отсеком. Технику с таким грузом ни один автосервис на ремонт не примет. Не случайно столичные компании по вывозу мусора в последнее время так активно пе-реоснащали свой парк, постепенно выво-дя из эксплуатации технику на базе старых ЗИЛов и ГАЗов, и переходили на более со-временные мусоровозы на шасси КАМАЗ, МАЗ и машины импортного производства. Впрочем, эта тенденция была вызвана еще и тем, что условия работы мусоровозов в последнее время сильно изменились. Экс-плуатация машин с небольшим объемом кузова в больших городах стала неэффек-тивной. Транспортные проблемы, высокая стоимость топлива и увеличившиеся рас-стояния от мест сбора мусора до захоро-нений бытовых отходов привели к тому, что вырос спрос на мусоровозы с объемом кузовов 18–22 м3 (для машин с боковой за-грузкой). В настоящее время ведущие про-изводители коммунальной техники (Арза-масский «Коммаш», Мценский «Коммаш», Ряжский авторемонтный завод) произво-дят такие надстройки как на отечествен-ном, так и на импортном шасси. Однако следует учитывать, что желающим полу-чить машину на импортном шасси, скорее всего, придется несколько месяцев ожи-дать, а вот мусоровоз на российском шас-си будет поставлен в кратчайшие сроки. К тому же, если говорить о качестве таких шасси, как КАМАЗ и МАЗ, то каких-либо серьезных нареканий к ним нет. Во всяком случае, три–четыре года беспроблемной эксплуатации, при условии соблюдения ТО, вам гарантированы.
Что касается типа кузова, безусловно, наиболее востребованным в наших го-родах остаются мусоровозы с боковой загрузкой, поскольку технология уборки мусора в большинстве городов Сибири подразумевает работу со стандартными мусорными контейнерами вместимостью 0,75 м3, а импортные мусоровозы рас-считаны на работу с контейнерами ев-ропейского стандарта. Естественно, ни одна управляющая компания не готова сегодня к замене контейнерного парка. В то же время нельзя не признать, что са-мый распространенный на сегодняшний день способ сбора мусора в России об-ладает целым рядом недостатков: контей-неры являются постоянным источником загрязнений, зимой к ним примерзают остатки отходов, летом они загнивают. Вокруг площадок с контейнерами по-стоянно скапливаются горы мусора. В экономически развитых странах мира широко распространена система подзем-ного сбора мусора. Для этого используют-ся заглубляемые контейнеры емкостью 3–5 м3, которые на 2/3 находятся под зем-лей. Контейнеры имеют вертикальную форму, лучше уплотняются и не так бы-стро начинают разлагаться. Такую схему сбора отходов в России сегодня продви-гает компания «Коминвест-АКМТ». Спе-циально для новых контейнеров компа-ния поставляет серию мусоровозов раз-личной емкости – от небольших моделей, конструкция которых позволяет перегру-жать мусор в большие мусоровозы, до по-луприцепных моделей емкостью до 45 м3.
Однако эта технология на региональном рынке пока продвигается не так быстро, как хотелось бы.
Без шума и пыли
Уборка внутриквартальных территорий в большинстве случаев не требует от управ-ляющих компаний большой технической вооруженности. Как уже было отмечено, большой негабаритный мусор у нас при-нято убирать вручную с использованием грузчиков и самосвалов. Что же касается уборки снега, то для этих целей чаше всего используют ставшими уже традиционными мини-погрузчики с бортовым поворотом в комплекте с ковшом, боковым отвалом и щеточной навеской. Данная техника уже давно доказала свою эффективность, но даже эти компактные машины есть на воо-ружении далеко не каждой компании.
[«По нашему опыту работы с частными управляющими компаниями могу сказать, что как правило, они используют арендованную технику для уборки территорий. Собственной техники у управляющих компаний очень мало», – отмечает Анна Маце-сина. На рынке аренды спецтехники сегодня переизбыток предложений
– соответственно, и цена на аренду техники довольно демократична. ]
На рынке аренды спецтехники сегодня пере-избыток предложений – соответственно, и цена на аренду техники довольно демократична.
Отдельно следует затронуть тему уборки мелкого мусора и пыли на от-крытых площадях. В настоящее время эти задачи весьма успешно решаются с помощью вакуумно-подметальных ма-шин. Единственным барьером на пути продвижения этой технологии на рынок было отсутствие доступной отечествен-ной техники. Вакуумные машины долгое время поставлялись только из заграницы и были недоступными широкому кругу подрядчиков. Не так давно вакуумно-подметальное оборудование было осво-ено Курганским заводом дорожных машин. Самое интересное, что в ассорти-менте курганских машиностроителей, на-ряду с большими дорожными вакуумны-ми машинами (КО-318А), есть компактные и очень мобильные установки, которые идеально подойдут для уборки мелкого мусора на тротуарах, во внутрикварталь-ных проездах и на узких улицах.
[«Для выполнения работ среднего объема компания предлагает модель М-26 «Шмель» на немецком шасси «Мультикар». Несмотря на использование дорогого немецкого шасси, уборочная машина получается намного доступнее импортных аналогов, – рассказывает директор предприятия Николай Власов. – Для работы на малых территориях компания рекомендует использовать навесное оборудование МК-08. Эта модель предназначена для механизированной уборки дворов, тротуаров, производственных помещений от мусора и пыли. Комплект оборудования состоит из двух щеток, бункера-циклона, системы воздуховодов и системы орошения. Навеска может агрегатироваться с уже упоминавшимися выше минипогрузчиками. Собранный мусор можно выгружать прямо в самосвал или другой контейнер». ]
По словам директора Курганского завода дорожных машин, импортные вакуумно-подметальные машины стоят почти в два раза дороже, чем курганское оборудование.