Не проходит и дня, как из какого-либо региона Российской Федерации не сообщается о проведении на центральной площади презентации новых автобусов. Причина таких мероприятий хорошо известна - это специальные казначейские кредиты, на которые приобретают пассажирскую технику для регионов вот уже второй год подряд. Такой щедрости никогда не наблюдалось со стороны федерального центра. Как же повлияло данное мероприятие всероссийского масштаба на изменение структуры автобусного рынка?
АСМ-холдинг опубликовал результаты за 8 мес. текущего года. А это, между прочим, 2/3 года. Программа постепенно раскручивается и весь рынок автобусов подрос в сравнении с аналогичным периодом 2023 года на 14%, а российских марок автобусов на целых 24,6%, то есть на четверть. (табл. №1)
Примечательно, что лидером автобусного рынка, как и много лет подряд является Павловский автобусный завод Группы ГАЗ (5453 ед.). Неожиданно на второе место вышел Ликинский завод (1909 ед.), хотя еще недавно на второй ступени прочно стоял НефАЗ. А вот третью ступень занимает китайский автобусостроитель Yutong (1 541). И лишь на 4-м месте камазовский НефАЗ (1223). Замыкает первую пятерку Volgabus (509).
Не обошлось и без сенсаций – белорусский МАЗ опустился на 9 место, пропустив китайский Higer и российский КаВЗ. Понятно, что на казначейские кредиты белорусов пока не покупают. А теперь посмотрим какие модели автобусов образца 2024 года будут возить россиян не один год. (см. табл №1)
С большим отрывом лидирует павловская модель Vektor Next. При этом данная модель показывает весьма высокий прирост продаж (+62,6%). Регионы заказывают этот автобус как для городских перевозок (обычно 8,8-метровая модель), так и для пригородных и межселенных перевозок (автобусы 7,5 и 7,6 м)
Второй момент, на который бы хотелось обратить внимание – это неумирающий старый добрый «пазик». Речь идет о морально устаревшей модели ПАЗ-3205, которая должна была постепенно уйти с автобусного рынка, ведь еще в 2021 году Заволжский моторный завод завершил выпуск бензинового агрегата ЗМЗ-523/524, который устанавливался на самый низкоценовой вариант. Но судя по тому, что «пазик» занимает вторую строчку, спрос имеется и немалый. Вдобавок, предлагаются варианты этой модели с дизельным агрегатом ЯМЗ-534
Но это самая импортозамещенная модель на российском рынке. О том, из каких деталей и агрегатов состоят современные автобусы российских марок наш канал рассказал в этом материале по ссылке.
Впрочем, заволжские моторостроители восстановили выпуск двигателей. Сегодня, как показывает информация одного из крупных дилеров, такой новый «пазик» предлагается за чуть более 3,6 млн руб. Сравните, за близкий Vektor Next 7.5 просят более 6,5 млн. Тут уместен вопрос – а как долго все же продержится этот «старичок» в производстве? Ответа пока никто не дает. Примечательно, что у дистрибьютора Группы ГАЗ ГК «Современные транспортные технологии» на сайте нет упоминания этой модели.
И замыкает первую тройку автобусных лидеров страны ликинский CityMax 12. Здесь требуется одно пояснение. Почему-то статистика показывает две модели одного автобуса. С начала года Ликинский автобусостроитель отчитывался под своим «исконным» именем ЛИАЗ-5292. Но с весны в таблицах появился CityMax 12, так теперь обозначают «5292».
Настоящий 12-метровый городской автобус «Ситимакс 12» следующего поколения, который был представлен на прошлогодних выставках пассажирской техники сегодня проходит испытания, а его производство только готовится. Поэтому у "ситимакса" в сумме получается цифра 1627 автобусов, и эта модель по идее занимает вторую строчку на российском рынке, обгоняя «пазик». Другой популярный в большом классе автобус НефАЗ-5299 отстает от конкурента примерно в полтора раза.
Говоря об автобусах большого класса, то есть имеющих длину 12 метров, необходимо также отметить, что сильно сдал позиции белорусский МАЗ-203. За 8 мес. продано всего 123 машины из соседней страны. Также нет в ТОП-20 еще одной модели этого класса Volgabus-5270.
Рассматривая таблицу нетрудно заметить, что общезачетное третье место китайскому Yutong обеспечили 12-метровые междугородные и туристические автобусы. Конечно, этот феномен можно отнести за счет того, что отечественные автобусостроители упустили сегмент междугородних перевозок и там комфортно разместились автобусы из Поднебесной. Самый популярный в РФ новый 12-метровый междугородный автобус Yutong 6127 (55 пасс.), на второй строчке марочного рейтинга Yutong 6122, также 12-метровый. Также в наш рейтинг попали две модели 9-метровых Yutong, аналогичного типа.
Примечательно, что теперь эти «ютонги» должны будут конкурировать с новыми моделями отечественных автобусостроителей. О начале выпуска автобусов Sollers наш канал рассказывал в материале по ссылке.
Что же касается городских автобусов среднего класса, то с небольшим отрывом тут в роли лидера остался Volgabus-4298. Правда, он несколько сдал позиции, судя по отрицательной динамике.
Газомоторный 10-метровый Lotos-105 и ЛИАЗ-4292 показали одинаковый результат. А вот белорусский МАЗ-206 не появился в рейтинге. И, наконец, новейшая модель павловского завода CityMax 9 постепенно завоевывает признание и вошла в ТОП-20.
Что же касается городских автобусов среднего класса, то с небольшим отрывом тут в роли лидера остался Volgabus-4298. Правда, он несколько сдал позиции, судя по отрицательной динамике.
Газомоторный 10-метровый Lotos-105 и ЛИАЗ-4292 показали одинаковый результат. А вот белорусский МАЗ-206 не появился в рейтинге. И, наконец, новейшая модель павловского завода CityMax 9 постепенно завоевывает признание и вошла в ТОП-20.
Таблица №1
ТОП-20 моделей новых автобусов в РФ за 8 мес. 2024
Модель |
8 мес.2024 |
Динамика к АППГ, %% |
Вектор Next |
2 452 |
+62,6 |
ПАЗ-3205 |
1 374 |
+6,2 |
CityMax 12 |
1 291 |
- |
НефАЗ 5299 |
1 099 |
+18,7 |
ПАЗ-4234 |
1 095 |
+22,3 |
Yutong 6127 |
653 |
+135,7 |
Yutong 6122 |
427 |
+302,8 |
КамАЗ 6285 |
385 |
+136,2 |
ЛиАЗ 5292 |
336 |
-54,9 |
Volgabus 4298 |
259 |
-42,6 |
КАвЗ 4238 |
216 |
+53,2 |
ЛиАЗ 4292 |
200 |
-66,9 |
Lotos 105 |
200 |
+86,9 |
ZhongTong LCK |
198 |
-38,5 |
Yutong 6899 |
159 |
+133,8 |
СимАЗ 2258 |
158 |
+25,4 |
Higer KLQ 6129 |
145 |
+3,6 |
Yutong 6938 |
141 |
-51,0 |
МАЗ 203 |
123 |
-54,4 |
CityMax 9 |
117 |
- |
Составлено по данным АСМ-холдинг
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz