Уже не остается никакого сомнения, что рынок грузовой техники в Российской Федерации стоит на пороге переформатирования. Кризис, вызванный санкциями и ограничениями, больно ударил по экономике страны. Валовой внутренний продукт существенно снизится как в текущем году, так и в последующие пару лет. Эти явления, несомненно, скажутся на рынках строительства и грузоперевозок, а значит, будет передел рынка грузовиков. Об этом материал нашего канала.
Наиболее серьезный удар получит рынок международных перевозок. А там правят бал седельные тягачи от «большой европейской семерки». Это самое «слабое звено» рынка грузовиков России, по которому уже нанесен удар. Как известно, в июле прекратятся официальные поставки в Россию европейских грузовиков полной массой свыше 9 тонн марок большой семерки. Конечно, никуда не денутся внутрироссийские перевозки, но их объем также снизится из-за кризиса.
Недавно было обнародован прогноз рынка грузовых автомобилей РФ на 2022 год. Составляли его специалисты КАМАЗа. Какие тренды ожидают на самом крупном автозаводе страны.
В течение этого года резко упадет доля седельных тягачей в общем объеме продаж новой грузовой техники свыше 14 тонн – более чем в 2 раза (с 32 тыс. в прошлом до 15 тыс. в текущем году). Благодаря государственным программам поддержки строительства, нацпроекта по дорогам и крупным инвестиционным проектам сегмент самосвалов и спецтехники будет «островком стабильности», хотя продажи и самосвалов и спецтехники снизятся. По маркам автопроизводителей и сегментам рынок грузовиков в России выглядит следующим образом.
Маркетологи КАМАЗа прогнозируют существенное падение сегмента, занимаемого сегодня брендами «большой европейской семерки», практически в пять раз!!!
Табл. 1
Прогноз российского рынка грузовиков (свыше 14 тонн)
Производители |
2021 г. |
2022 г (прогноз) |
«Большая европейская семерка» |
25 202 |
4 515 |
КАМАЗ |
34 735 |
24 887 |
МАЗ |
5 291 |
6 203 |
Урал |
4 846 |
4 357 |
Ford |
667 |
150 |
«Китайские марки» |
6 842 |
9 360 |
Япония + Корея |
1 379 |
528 |
Всего |
79 091 |
50 000 |
Прогноз ПАО КАМАЗ
Примерно в три раза упадут продажи японской и корейской грузовой техники. Напомним, в прогнозе речь идет о новой технике, поставляемой по официальным каналам. Также снизятся продажи грузовиков Ford, сборка которых ведется на калининградском «Автоторе». Фактически, грузоперевозчики купят все то, что до сих пор находится у дилеров.
Но есть и хорошие новости. На фоне падения европейского и азиатского сегментов практически в 1,4 раза увеличатся поставки китайской грузовой техники. Наш канал недавно рассказывал о том, какие модели предлагают китайские автопроизводители. Помимо уже хорошо известных российским строителям самосвалов, взгляд перевозчиков сместится и на тягачи. Тем более, что автопроизводителям из Поднебесной есть что предложить. Но это, скорее, начало долговременного тренда, поскольку китайские седельные тягачи должны показать себя в деле.
Также прогнозируется и рост продаж белорусской техники марки «МАЗ». Рост скромный – всего на 15%. Но белорусам в принципе есть, что предложить и строителям и перевозчикам.
Несмотря на то, что из модельной гаммы КАМАЗа исчезнет в этом году поколение К4, или как за ними закрепилось название «КАМАксор» (с кабинами Mercedes-Benz Axor) и объявленными на год работами по импортозамещению автомобилей поколения К5, которые должны представить только в следующем году, основной упор рыночной стратегии камского автогиганта будет сделан на классическое семейство К3. С ним камазовцы и надеются захватить половину российского рынка грузовиков свыше 14 тонн. Вдобавок будет «раскручиваться» семейство КАМАЗ Компас. Пока его роль в модельной линейке несущественна (план – свыше 800 автомобилей).
И что самое важное, на что хотелось бы обратить внимание. Этот год станет годом начала перелома рынка грузовиков РФ. И что немаловажно, заложенные тренды 2022 года будут только усиливаться в будущем. В конце концов, все это приведет к существенному изменению парка грузовой техники страны в будущем. Ведь тягачи, купленные транспортными компаниями в предыдущие годы, будут служить и 10, и 15 лет. Замещение произойдет не так скоро, автопарк явление довольно консервативное. Впрочем, процесс пошел.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен