Прорыв малой и средней тоннажности
Сейчас уже никто не вспоминает споры о том, как правильно надо произносить название того или иного корейского бренда. Это уже в прошлом. В период с 2004 по 2010 гг. в России было продано только более 20 000 новых грузовых автомобилей Hyundai. А б/у автомобилей других корейских марок ввезено еще больше.
Корейские автомобили оказалась довольно-таки популярной и востребованной техникой на отечественном рынке, а Hyundai в сегменте 6-16 тонн и вовсе занял лидерское место среди иномарок. Кореец опередил по объемам продаж в этом классе такие иномарки как Isuzu, Hino, Fuso. К чести Hyundai, даже в кризисный 2009 год он не пропустил в верхнюю строчку рейтинга грузовиков в этом классе никого из конкурентов.
В чем же причина такой популярности грузовиков этого корейского производителя?
Отчасти среднетоннажные грузовики корейской марки Hyundai заняли нишу, которая до недавнего времени была заполнена ЗиЛами и ГАЗами. Как известно, эти отечественные грузовики с прожорливым бензиновыми двигателями, были одними из самых массовых автомобилей. Но их технико-экономические характеристики не удовлетворяли потребностям перевозчиков, отечественные автостроители своевременно не вывели на рынок современной замены старым моделям, поэтому их присутсвие на рынке сведено фактически к нулю. Да и потребитель стал другим. Современных автоперевозчиков вряд ли устроит долгие простои автомобиля в ремонте, он не хочет высоких затрат на топливо, он уже не будет рисковать сроками доставки и сохранностью груза и внеплановых ремонтов. Иными словами ему нужна современная, надежная, прочная, экономичная машина. Поэтому результатом поиска оптимального среднетоннажника для перевозчиков в России стал тот факт, что сейчас в этой нише доминируют представители японских, так и корейских брендов. Процесс, правда, продолжается и уже некоторые перевозчики обращают взор в сторону грузовиков этого класса из Китая, а некоторые перевозчики успешно эксплуатируют европейские среднетоннажники.
Но именно среднетоннажники Hyundai стали олицетворением грузовой иномарки-«рабочей лошадки», и оптимального соотношения первоначальной цены и качества современного автомобиля.
Безусловным лидером как на внутреннем рынке Южной Кореи, так теперь и на российском является марка Hyundai. Годовой объем производства грузовиков составляет примерно 100 тысяч в год, которые выдает единственный завод в городке Чонджу, расположенный возле Сеула.
Hyundai имеет широкий модельный ряд, охватывающий практически весь спектр грузоподъемности: от однотонников Porter (их выпуск был освоен в Таганроге) до тяжелых магистральных тягачей и строительных самосвалов HD1000.
В обозначениях грузовиков Hyundai заложена их полная масса: так, Hyundai HD45, соответственно, равна 4,5 тонны, у среднетоннажника Hyundai HD120 – 12 тонн. А вот начиная с HD370 имеется некоторое несоответствие с цифрового обозначения и полной массы. К примеру, есть некоторое несоответствие у грузовиков Hyundai HD500, они имеют массу несколько меньше 50 тонн. Но это уже принципиально.
В основе большинства модельного ряда грузовиков Hyundai использованы технологии и лицензии, полученные корейским производителем от компании Mitsubishi в 90-е годы. Но не стоит думать, что технически это устаревшие и застывшие технологические решения. Преемственность, конечно же, имеется, но и доработки и усовершенствования тоже.
Наших перевозчиков часто радует такой факт, в корейской технике удовлетворяющей нормам Euro-3 нет «капризной» электроники. К примеру, на модели HD120, где устанавливается дизельная рядная шестерка объемом 6,6 л, топливная аппаратура – многоплунжерный механический ТНВД и обычные форсунки. И никакой электроники. А чтобы достичь норм выброса Euro-3 при такой топливной аппаратуре установлен сажевый фильтр.
Ходовая корейцев без особых конструкторских изысков – надежная и весьма прочная. В уже упомянутой модели HD120 как и на аналогичных среднетоннажных японцах, а также и на китайских грузовиках, сочленения рессор с рамой выполнены на пальцах, серьгах и бронзовых втулках, которые при эксплуатации надо не лениться смазывать. У корейца полуэллиптические рессоры с толстым пакетом листов: на передних – семь, на задних – десять.
Кабина грузовиков Hyundai ведет родословную от Mitsubishi. Но это не точная копия. У корейской компании два собственных дизайн-центра.
Hyundai проводит достаточно взвешанную ценовую политику, позволяющую корейской компании удерживать существующую долю российского рынка, продавая и выпуская автомобили, сочетающие в себе приемлемую цену, гибкую функциональность, а также эффективное гарантийное обслуживание.
Отметим, что качество и надежность корейской марки оценили производители спецтехники, которые устанавливают различные надстройки на шасси Hyundai - HD65, HD78, HD120, HD170, HD250/ 260. Пушкинский ремонтно-механический завод, Мценский и Арзамасский заводы коммунального машиностроения, компании «Мега Драйв» (UNIC), нижегородский завод «Чайка-Сервис», Клинцовский автокрановый завод и ряд других. Сейчас на этих и других российских заводах освоен выпуск автомобилей с бортовыми платформами и краново-манипуляторными установками (КМУ), телескопических и коленчато-телескопических автогидроподъемников, автобетономиксеров, коммунальной техники, цистерн различных объемов и назначения: вакуумные илососные машины, автоцистерны для перевозки пищевых и технических жидкостей. Что еще более упрочит позиции Hyundai на отечественном рынке.
Следует отметить, что помимо Hyundai, в Корее выпускаются и другие марки грузовой техники – KIA, Tata-Daewoo, Asia. Иногда на наших дорогах можно встретить экзотическую марку грузовиков Samsung.
Второй корейский автопроизводитель Tata-Daewoo, марка для отечественных заказчиков менее знакомая. У себя на родине она занимает второе место по продажам и специализируется на выпуске средне- и крупнотоннажной техники. Ее появление связано с поглощением грузового подразделения Daewoo Motor индийским машиностроительным конгломератом Tata Motors в 2004 году. Судя по недавно прошедшей пиар-акции, когда во многих российских отраслевых и профильных журналах и интернет-изданиях появились статьи о новинке корейских автостроителей грузовике Daewoo Novus (в переводе с латинского Novus – новый) - ее целью стало привлечение внимания отечественных перевозчиков к доселе малоизвестной марке на потенциально благодатном российском рынке. В Novus, в основе используется рама собственной разработки одношвеллерная лестничного типа, холодной клепки, прочная и одновременно легкая. На всех моделях установлена унифицированная двухместная кабина со «спальником». Из общего транспортного потока Novus выделяет оригинальная облицовка радиатора, дизайн которой недавно освежен. В зависимости от грузоподъемности и длины используется от двух до пяти осей. Отметим и тот факт, что на дорогах уже появились как новые машины, так и с пробегом из Южной Кореи.
Tata-Daewoo придает большое значение спецтехнике, В прошлом году компания запустила в серию новую линейку тяжелых грузовиков, получившая общее название Daewoo Prima – некоторые СМИ их называют «младшие братья Daewoo Ultra Novus». Грузоподъемность этих машин будет варьироваться от 5 до 25 тонн, в зависимости от модификации. Бортовые грузовики оснащаются манипуляторными установками компаний Soosan, Hiab, Kanglim и DongYang. Их грузоподъемность колеблется в пределах 6-19 тонн. Предусмотрен и вариант цистерн с рабочими объемами 17-33 кубометра.
Грузовые автомобили из Кореи являются отличным примером промышленной стратегии, позволившей добиться в кратчайшие сроки внушительных результатов и занять свой сектор мирового рынка.
Антон Поддубный, коммерческий директор компании «Автокорея» (г.Владивосток)
Позиции корейской грузовой техники на российском рынке укрепляются. И на это есть свои причины. Она имеет оптимальное соотношение цена/качество. Чем привлекательна корейская техника для российского потребителя? Во-первых, это адекватная цена, во-вторых, высокие технические характеристики. Далее, корейская техника отлично адаптирована к эксплуатации в российских условиях: достаточно проста в эксплуатации, отлично переваривает отечественное топливо, машины оборудованы предпусковыми подогревателями, а самосвалы имеют подогрев кузова. В целом, в активе корейской грузовой техники один из лучших показателей степени адаптивности к эксплуатации в российских условиях. Помимо уже упомянутой надежности, стоит отметить и такие важные моменты, как маневренность, грузоподъемность, высокая проходимость. В нашей практике имеется пример, когда китайские самосвалы не смогли работать в карьере, где был мягкий и сырой грунт, из-за высокой нагрузки на оси. Корейские же самосвалы не испытывали проблем с работой на данном участке и показали себя как маневренная и надежная техника, способная работать в режиме постоянной эксплуатации в непростых дорожных условиях, а также и низких зимних температур -40… -50 С.
Корейская грузовая техника также удачно вписалась в сегмент городских и внутрирегиональных перевозок. Это обусловлено тем, что в самой Южной Корее преобладают перевозки на расстояние 700-1000 км.
Два года назад в наших поставках преобладала б/у техника из Южной Кореи, в примерном соотношении 80/20. Сейчас в поставках доминирует новая техника, а соотношение к б/у составляет 90 к 10. Основная причина – введение заградительных мер, в результате резко выросла стоимость б/у техники. Например, цена на 3-летнюю технику практически уравнена с ценой на новую. Сейчас сложилась следующая структура поставок из Кореи грузовой и специальной техники. На первом месте по объемам ввоза – грузовые автомобили с КМУ, далее, самосвалы. Очень популярны на отечественном рынке корейские автобетономиксеры, бетононасосы, различные фургоны. Могу выразить уверенность, что на отечественном рынке у корейской техники хорошие перспективы.