Вообще, вопрос выбора полировального круга неразрывно связан с вопросом подбора пасты. Дело в том, что вся полировальная система оптимально работает именно в комплексе, где крайне важным является каждый компонент: паста, «полировальник», полировальная машинка. К этой троице можно добавить ещё и четвертый фактор – кол-во оборотов полировальной машины. Так что, если вы внимательно прочтете инструкцию к олировальной пасте, то найдете там ответы на большинство вопросов, касающихся выбора полировального круга. Ну а наши эксперты в данном статье помогут вам разобраться с другими нюансами.
Прежде чем начинать разговор о полировальных кругах, стоит сказать несколько слов о целях и видах полировки кузова. Принято делить полировку на несколько видов:
- грубую,
- универсальную абразивную,
- обычную абразивную,
- финишную (или антиголограммную).
Каждому виду полировки соответствует определенный тип полировальной пасты и полировального круга. Грубая полировка применяется для удаления мелких и крупных царапин, а также следов шлифования абразивами с крупным зерном (P1200 – P1500). Данный вид шлифования выравнивает глубокую риску, но не восстанавливает блеск кузова. С грубой полировки начинается обработка большинства старых лакокрасочных покрытий.
Универсальная абразивная полировка – наиболее распространенный вид полирования. Позволяет устранить мелкие круговые риски по лаку, которые образуются в процессе мойки и повседневной эксплуатации кузова. В последнее время довольно часто для такой полировки используются пасту с саморазрушающимся зерном. Применение такой пасты позволяет исключить этап финишной полировки, поскольку в процессе полирования зернистость пасты снижается, и при дальнейшей полировке происходит устранение следов воздействия абразива. Применение антиголограммной полировки в данном случае не обязательно.
Обычная абразивная полировка по своему назначению похожа на универсальную, но поскольку в данном случае зерно стабильное, а не саморазрушающееся, в отличие от паст двойного действия, требуется последующая полировка антиголограммной пастой.
Финишная полировка устраняет последствия абразивной полировки в виде голограмм, а также придает кузову окончательный блеск.
Подбираем «полировальник».
На рынке профессиональных полировальных кругов сегодня представлены два основных материала: мех и поролон. Впрочем, если разобраться и мех в полировальника не всегда настоящий и поролоновые круги названы так не совсем честно. Меховые полировальники могут производиться из натурального и искусственного меха. В первом случае используются натуральные шкуры животных (преимущественно, овчина). Во-втором, – синтетические волокна (иногда вместе с натуральным мехом). Какой из материалов выбрать? Ответ на этот вопрос, вам, скорее всего придется найти самостоятельно набираясь опыта в работе, как с натуральными, так и с искусственными мехами. Вот непредвзятое мнение одного из экспертов.
Уже давно стало понятно что еда со всякими добавками вкуснее, краски из ненатуральных материалов ярче, искусственный загар проще. То-же самое применимо и к меховым полировальникам. – говорит руководитель технического центра компании «Лион групп» Даниил Крамаренко, - Синтетические полировальники, если они конечно сделаны качественно, имеют больше вариаций исполнения - по длине ворса, различной жесткости, размеру прядей и частоте их крепления, а также множество комбинаций по различной длине и жесткости ворса в одном полировальнике. В остальном натуральные и меховые полировальники схожи по свойствам - высокая режущая способность, более высокая износостойкость по сравнению с поролоновыми полировальниками и более значительный теплоотвод. Из минусов для того и другого можно отметить высокую стоимость и более продолжительную чистку по сравнению с поролоном».
Мех используется для удаления царапин. Каждая ворсинка меха, на высоких оборотах обладает свойством тончайшего лезвия, который делает глубокие риски очень тонкими. Тонкие риски, в свою очередь, отлично заполировываются более мягким поролоновым полировальником. Меховые полировальники используются, как правило, с крупно- и среднеабразивной пастой.
«Главное достоинство мехового полировальника заключается в том, что он не перегревает поверхность. Независимо от того какой тип мехового круга вы выберите, опасность перегрева при работе с ним будет намного ниже, чем при работе с поролоновым кругом» - отмечает технолог компании «Интерколлор-Сибирь» Вячеслав Ротермиль, - Но, как и в работе с жестким поролоном, не следует пренебрегать мерами осторожности, особенно если вы работает с абразивной пастой».
Поролоновые полировальники производятся из пенополиуретана . Они также различаются по жесткости. Более жесткие круги применяют для мелкоабразивной полировки, а самые мягкие – для удаления голограмм и наведения финишного блеска. Эти полировальники не «режут» лак, а разглаживают и выравнивают поверхность. Доля съема материала у них в разы меньше. Износостойкость низкая, особенно – по краям. Работа с жестким поролоновым полировальником требует большого мастерства. Иначе можно испортить поверхность. Особенно опасны – углы и ребра жесткости, где лак наиболее тонкий. Исключение составляют лишь тонкие круги из полорона, которые используются при финишной обработки. С ними можно работать при оборотах 2 500 – 2600 в минуту. Полировальники из ППУ средней жесткости не рекомендуется раскручивать более чем до 2000 обмин. Скорость нагрева у них очень высокая.
Ведущие производители полировальных паст в настоящее время предлагают готовые полировальные системы, включающие в себя пасту и полировальные круги. Правда, стоимость полировальных кругов в этих комплектах, нередко оказывается выше, чем при покупке у производителя, выпускающего только круги для полировки. У мастеров возникает закономерный вопрос: «Есть ли какой-то резон – покупать пасту и полировочные круги у одного производителя?» наши эксперты считают, что есть.
«Есть мнение, что производители рекомендуют использовать полировальники собственного производства только с экономической точки зрения - чтобы продавать полировальники со своей пастой, но это не так. – убежден Даниил Крамаренко, известные производители подбирают полировальники, а точнее поролон для их изготовления непосредственно для своей пасты. Ведь свойства поролона также различны, как и свойства паст и верно подобранный полировальник значительно увеличивает скорость и качество полировального процесса».
Данную точку зрения поддерживает и технолог компании «Интерколлор-Сибирь». «Далеко не случайно некоторые производители полировальных паст сегодня маркируют пасты и полировальные круги одним цветом. Пионером в этом направлении была компания 3M, затем за ней последовали другие. Это решения позволяет минимизировать риск неправильного выбора полировальника» - говорит Вячеслав Ротермиль.
В общем, желание сэкономить на спичках, как всегда чревато весьма неприятными последствиями. Самое простое, к чему может привести неправильный подбор полировального круга, – некачественная полировка и лишние минуты, потраченные на работу. А вот если в результате использования неправильного полировальника придется перекрашивать кузовной элемент, то это уже серьезные затраты. Так что, если уж вы и решили приобрести круг из ассортимента другого производителя, обязательно посоветуйтесь с технологом компании, в которой вы покупали полировальную пасту. Он может обезопасить вас от ошибки.
Полезно:
- При применении нового поролонового полировальника, стоит дать ему пропитаться. Нанесите пасту на круг крестом и разотрите по всей поверхности. Затем включите полировальную машинку на малых оборота на несколько минут. Потом снова нанесите пасту и начинайте работать.
- Ускорить финишное полирование и последующую очистку поверхности поможет специальная очистительная жидкость, которой удаляются остатки пасты . Её стоит наносить на поверхность вместе с пастой.
- Любой полировальник прослужит дольше если его хорошо промывать после каждого цикла полировки и/или в конце рабочего дня. Это не позволит пасте оставаться в структуре поролона или меха и засыхать, образовывая твердые включения которые при последующей работе могут повредить полировальник изнутри.