Со стороны российских автомобилистов все громче звучит вопрос, когда же отечественный автогигант АвтоВАЗ начнет проектировать, а затем и выпускать новое поколение внедорожников Lada Niva. Дело в том, что сегодня морально устаревшие модели – Niva Travel и Niva Legend уже не устраивают по своим характеристикам отечественных автолюбителей. Наш канал проанализировал инвестиционную программу АвтоВАЗа, и выяснил, когда появится новый флагман и новое семейство внедорожников Lada Niva.
К сожалению, никто не обратил серьезного внимания на заявление вице-президента по внешнем связям и взаимодействию с акционерами АвтоВАЗа Алексея Громака на прошедшем Восточном экономическом форуме во Владивостоке в начале сентября.
Топ-менеджер российского автопроизводителя рассказал следующее:
«АвтоВАЗа за несколько предыдущих лет проинвестировал 78 млрд руб. Сейчас мы до 2030 года очень существенно нарастили инвестиционную программу. Мы тратим на инвестиции на период до 2030 года более 45 млрд рублей каждый год».
Топ-менеджер АвтоВАЗа уточнил, что речь идет об инвестициях в производство и актуализацию модельного ряда Lada.
Иными словами, до конца десятилетия суммарный объем инвестиций АвтоВАЗа превысит 270 млрд руб., или 3 млрд долл. Это огромная сумма для любого автопроизводителя. В конце концов, инвестирование таких серьезных средств существенно изменит модельный ряд российского АвтоВАЗа. То есть другими словами, на эти деньги можно создать несколько новых моделей и семейств марки Lada.
Напомним, сегодня модельный ряд АвтоВАЗа состоит из четырех семейств – Granta, Vesta, Niva и Largus. Очевидно, что к концу десятилетия он в существующем виде не сохраниться и претерпит кардинальные изменения.
Во-первых, на самый ближайший период (2024-2025 гг) часть инвестиций пойдет на доводку и постановку на конвейер нового семейства Lada Iskra. В первом квартале следующего года начнется серийный выпуск автомобиля. В производство пойдут сразу все версии – седан, универсал и кросс-универсал. Однозначно, что конвейерная жизнь этого семейства продлится за 2030 год. Чего сегодня не скажешь о семействе Granta – согласно планам, оно покинет конвейер.
Как известно, на Петербургском экономическом форуме, прошедшем в июне с.г., президент АвтоВАЗа Максим Соколов заявил о том, что планируется к рубежу 2029 года убрать из производственной линейки предприятия семейство Granta.
«Мы считаем, что это будет в среднем в пятилетней перспективе, начиная с будущего года», - сказал Соколов.
Таким образом, автомобили покинут конвейер Линии №5 автозавода через пять лет, и его полностью займет семейство Lada Iskra, которое, по заявлению топ-менеджера, первоначально будет выпускаться объемами 70-100 тыс.штук в год.
Даже если предположить невероятное, и Granta по какой-то причине останется в производственной программе АвтоВАЗа за 2030 год, если, например, будет проведен фейслифтинг, инвестиции на эти мероприятия будут минимальными. Поскольку техническая основа автомобиля вряд ли претерпит существенные изменения.
Во-вторых, серьезные средства будут вложены в развитие модельного ряда на платформе Lada B/C (Vesta). Известно, что в 2026 году в производственную программу войдет переднеприводный городской кроссовер (проект по заводской классификации HGH). Затем начнутся работы над минивэном на этой же платформе. Получается, что основные инвестиции ближайшей перспективы (в период 2025-2027 гг) будут потрачены на освоение этих проектов.
В-третьих, обратимся к специальному инвестиционному контракту (СПИК), который заключен АвтоВАЗом с профильным ведомством – Минпромторгом РФ. А недавно в реестре были записаны дополнения, в том числе они внесены в список перспективного модельного ряда. И к нему следует присмотреться повнимательнее.
В этом реестре фигурируют в период за 2023-2024 гг начало выпуска под "брендом Лада или иным брендом" кроссоверов C-SUV и D-SUV. Тут не требуется расшифровки – это автомобили нового бренда Xcite, которые выпускают либо готовятся выпускать в Санкт-Петербурге, и донором которых являются китайские кроссоверы одной популярной марки из Поднебесной на российском рынке.
На 2025 год заявлен седан размерного класса C+/D также "Лада или другой бренд" (наверняка, китайского донора). И С-универсал кросс, по всей видимости, также от китайского донора.
На 2026 год заявлен выпуск Lada B+ Cross. Это вышеупомянутый городской кроссовер на платформе Vesta (проект HGH). Также на этот же год указана спортивная версия автомобиля В-сегмента – неужели будет спортивная версия Lada Iskra?
И, наконец, на 2029 год в СПИКе заявлен к выпуску перспективный автомобиль Lada C-сегмент. То есть, это автомобиль класса Skoda Octavia. К слову, и когда-то близкая к АвтоВАЗу по Renault Group румынская марка Dacia тоже нацеливается на такой же флагманский автомобиль, проект Dacia C-Neo уже стартовал.
Иными словами ближе к концу десятилетия у АвтоВАЗа появится свой собственный флагман, а нынешний флагман Lada Vesta передаст ему "эстафетную палочку".
Таким образом, получается, что до 2030 года никаких новых моделей внедорожного семейства АвтоВАЗа не предусмотрено. И на конвейере много лет будут выпускать чуть-чуть модернизированные Niva Legend и Niva Travel. А силы и средства уйдут на новый флагман АвтоВАЗа – автомобиль класса С. Этакую новую Vesta+.
Опять же обратимся к прозвучавшим заявлениям топ-менеджмента АвтоВАЗа. На память приходит заявление Максима Соколова о том, что внедорожник Lada Niva Legend встретит свое 50-летие в 2027 году на конвейере. Скорее всего, новое поколение вазовских внедорожников увидит свет только после 2030 года.
Правда, остается вопрос. Вспомним, что по плану Renaulution, в 2024 году должна была появится новая Niva. Получается, что появление поколения Niva 2.0 отложено минимум на долгих семь лет.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz