+79139857900

На перепутье

6 апреля 2012 в 13:19

На рынке труда тревожное ожидание кризиса. Теперь ситуация напоминает тяжелый механизм, застывший в неуверенном равновесии, но готовый вот-вот начать движение в любую из сторон — в зависимости от того, что будет происходить вокруг.

 

Динамика зарплат в автобизнесе в 2011 году не была постоянной, меняясь в зависимости и от времени года, и от региона к региону. В целом первая половина года оказалась позитивной, зарплаты росли, но летом темпы замедлились, и к четвертому кварталу можно было уже констатировать стагнацию.

 

Людмила Прокофьева, директор по персоналу «Фаворит Моторс» (Москва):

— Темпы роста заработных плат в первом полугодии составляли 0,3–0,9% в месяц, во втором подъем существенно замедлился, а к концу года полностью остановился.

 

Схожую ситуацию показали и статистические выкладки, приведенные компанией HeadHunter. Так, по ключевым производительным позициям дилеров — автослесаря (таблица 4), мастера-приемщика (таблица 6), продавца автомобилей (таблица 7) в большинстве регионов после некоторого подъема в первой половине года наблюдается спад в четвертом квартале. Любопытным трендом становится рост в это же время заработной платы у топ-менеджеров (таблицы 5 и 8). Не исключено, что обе эти тенденции в комплексе указывают на ожидание кризиса, в последнее время дающее о себе знать в автобизнесе. Компании начинают постепенно экономить на линейном персонале, однако надеются, что им удастся найти гениального менеджера, который сможет не допустить кризиса внутри фирмы.

 

Татьяна Григорьева, генеральный директор КА «Автокадр»:

От ведущих дилеров нам приходят заказы — найти руководителей, которые смогут совершить подвиг и толкнуть на подвиг других. Опять же, регионы заказывают директоров из столиц, с более высоким уровнем квалификации. Компании ожидают на рынке осложнений и ищут людей более эффективных. Поэтому на первые места при кадровом отборе выходят личные качества соискателей на ведущие позиции.

 

При этом, если сравнивать показатели по уровню зарплат в 2010 и 2011 годах, фактически по всем позициям в большинстве регионов страны средние зарплаты выросли.

 

Иван Тютюнджи, PR-менеджер HeadHunter:

— По позиции «автослесарь» в 2011 году зарплаты во многих регионах подросли: в Москве — на 9 %, в Санкт-Петербурге — на 16 %, в Нижнем Новгороде — на 23 %. В отдельных регионах, правда, динамика была отрицательной — например, в Ростове-на-Дону средний уровень зарплат автослесарей упал на четверть. Схожая ситуация наблюдается и по остальным специальностям. Заработки мастеров-приемщиков возросли в большинстве крупных городов в среднем на 9–13 % в зависимости от региона, продавцы автомобилей в Москве стали получать на 9 % больше, а в Казани их доходы увеличились более чем на треть.

 

При этом практически по всем основным производительным и руководящим позициям наблюдался дефицит кадров (таблица 10). Показатели индекса HH — коэффициента, характеризующего соотношение поданных резюме по данной должности к количеству вакансий, — оказываются значительно ниже среднерыночных. То есть компании ощущали дефицит кадров. Ситуация подстегивается активным расширением дилерских сетей.

 

Татьяна Григорьева:

Все импортеры сейчас заявляют о развитии дилерской сети. Увеличение количества дилеров означает создание новых рабочих мест. Расширение сетей в первую очередь затрагивает города-миллионники и «пятисоттысячники». В них постоянно растет — и скорее всего, будет расти и дальше — дефицит квалифицированного персонала. Если в городе открывается по два-три центра в год, в каждый из которых требуется как минимум 50–60 человек (в крупных городах количество персонала в некоторых центрах достигает 120 сотрудников), в городе возникает острая нехватка кадров. Причем если найти операторов сервис-бюро — не самая большая проблема, в крайнем случае их можно быстро подготовить, то вот механиков и диагностов с высокой квалификацией и на рынке найти непросто, и быстро не обучишь. В итоге дилеры начинают переманивать этих специалистов друг у друга. Переманивают целыми сменами. Открывается дилер в каком-нибудь городе — и пускает «бегунков» по всем действующим центрам: обещать механикам на новом месте золотые горы. Прельщают новым оборудованием и хорошими зарплатами. Соответственно, именно доходы механиков и других сервисных специалистов растут быстрее всего.

 

Ощущалась нехватка не только рабочего, но и высококвалифицированного руководящего персонала.

 

Татьяна Григорьева:

Есть потребности в генеральных директорах и технических директорах. Все крупные холдинги в 2012 году планируют открытия. А раз так — от них сразу идут вакансии топ-менеджеров. Сначала эти должности предлагаются внутреннему резерву компаний, но и на внешний рынок также отправляется запрос с тем, чтобы присутствовала конкуренция собственным выдвиженцам.

 

В условиях нехватки кадров усиливается значение фактора подготовки собственных специалистов.

 

Людмила Прокофьева:

Мы выставляем минимальную планку по опыту работы кандидата и берем людей, заранее осознавая, что будем вкладывать ресурсы в их обучение. Под каждую должность разработана система развития и профессионального роста.

 

Озабочены подготовкой персонала и сами дистрибьюторы.

 

Татьяна Григорьева:

— Например, KIA все больше внимания уделяет обучению. Так, президент российского отделения компании объявил дилерам о премии, получение которой во многом зависит от аттестации персонала. Изменились сами программы — обучение начинается с азов, «с закона Ома». А для того, чтобы повысить охват персонала, многие импортеры нацелились на веб-обучение. У механиков KIA теперь все ступени — вплоть до сдачи экзаменов и аттестации — проходят через Интернет.

Нехватка персонала отразилась и в политике импортеров на удержание сотрудников в рамках своей сети. Так, в KIA создают номерные сертификаты и базы людей, работающих у их дилеров, — чтобы, если человек уйдет из одного предприятия, он все равно оставался внутри сети марки.

 

При этом система мотивации становится все более разнообразной. Общий тренд — сдельная оплата по всем позициям, рассчитываемая с учетом не только количественных показателей, но и широкого спектра KPI.

 

Людмила Прокофьева:

В нашей компании оплата труда направлена на повышение активности сотрудников, эффективности их деятельности. Для рабочих специальностей предусмотрена сдельная система оплаты труда. Для руководителей и служащих — окладно-повременная. Она предусматривает базовую ставку, доплаты, надбавки и KPI.

 

Исподволь нараставшее с конца года в автобизнес-сообществе тревожное ощущение предстоящего кризиса пока не вызвало массового стремления дилеров начать оптимизировать расходы за счет персонала.

 

Татьяна Григорьева:

Сейчас еще никаких сокращений в автобизнесе нет. В мире из многих регионов приходят сообщения об увольнениях на заводах и в крупных компаниях. Но нас пока это поветрие еще не коснулось. Если где-то и происходят какие-то сокращения и снижения зарплат, то они, скорее, связаны с внутрикорпоративными процессами, а не с глобальными.

 

Однако будущее остается неясным.

 

Татьяна Григорьева:

Все говорят, что ситуация портится. В декабре падение почувствовали многие. И не исключено, что в дальнейшем все может существенно измениться. Многое зависит от международной конъюнктуры. Пока страны борются за удержание еврозоны. Но насколько их меры окажутся эффективными — сказать трудно. Банки уже сейчас подняли ставки по кредитам. Значит, доля кредитов уменьшается. Будущее зависит не от российской экономики, а именно от мировой.

 

Людмила Прокофьева:

В течение первого квартала ситуация на рынке труда останется более или менее стабильной: число вакансий и резюме будет незначительно расти, возможно сезонное снижение в начале года на фоне новогодних праздников. Но, безусловно, рынок труда невозможно рассматривать в отрыве от состояния мирового финансового рынка и трендов в сфере автобизнеса. Исходя из того, что прогнозы достаточно консервативны, считаю, что заработные платы в 2012 году будут находиться в состоянии стагнации.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автосервис переходного периода

Новые тренды развития российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей в...

11 окт 2022 в 06:36

Подробнее >
Photo

Автосервис-2021: энциклопедия рынка текущего этапа

Ежегодная конференция "Автосервис"

24 сен 2021 в 13:03

Подробнее >
Photo

Кто нам даст Право на Ремонт

Я участник «Сети диагностов», которая объединяет специалистов по...

1 дек 2020 в 14:14

Подробнее >