Постановление Правительства РФ от 31 января 2015 г. расширило список иностранной техники, запрещенной для госзакупок. Это очевидный шаг в развитии импортозамещения и развития отечественного автомобилестроения и производства спецтехники. Специалисты отрасли указывают на трудности, с которыми придется столкнуться при реализации данного решения, и на недоработки данного документа.
Принятое правительством решение в первую очередь нацелено на придание дополнительного импульса отечественной промышленности, которая предназначена удовлетворять потребности страны. При этом запрет может оказать стимулирующее действие и на зарубежных производителей автомобильной, строительно-дорожной и коммунальной техники, которые планируют расширить свое производство на территории Российской Федерации. В то же самое время аналитики отмечают, что такая поддержка отечественных производителей может повлечь за собой недовольство импортеров, которые будут отмечать несоответствие мер поддержки принципам Всемирной торговой организации, в которую Россия вступила летом 2013 года.
В течение 2015-2020 гг. потребуется значительно увеличить затраты на содержание и развитие автодорожной сети (в планах российского руководства удвоение объемов строительства автомобильных дорог), проведение реконструкции автотрасс и преобразование инфраструктуры в регионах России. Естественно, что для проведения вышеуказанных работ потребуется закупка значительного количества автомобильной и специальной техники. Это должна быть в большей степени продукция отечественного производителя либо глубоко локализованная продукция зарубежных брендов.
За последние три года муниципалитеты стали главными потребителями различного вида техники – пассажирской, коммунальной и специального назначения. По расчетам министерства промышленности и торговли РФ, доля автогрейдеров, закупаемых муниципалитетами, составила 60% российского рынка этого сегмента спецтехники. В течение трех прошедших лет для муниципальных нужд закуплено большое число пассажирской техники, экскаваторов (их доля составила 15% рынка этого сегмента спецтехники), бульдозеров (7%), погрузчиков с бортовым поворотом (30%). Также на муниципалитеты приходится подавляющая часть закупок коммунальной техники – мусоровозов, комбинированных дорожных, подметально-уборочных машин и т.п.
Где запустят замещение?
Правительственные чиновники считают, что настало время запустить программу импортозамещения, которая буксовала в прежние годы. Необходимо также подстраховаться в случае введения более серьезных санкций в отношении нашей страны со стороны стран Запада.
Одним из способов подстегнуть программу импортозамещения стало принятие данного правительственного решения о расширении перечня иностранной техники, запрещенной для госзакупок. В списке запрещенной техники оказалось 55 позиций.
Представители органов муниципальной и региональной власти считают, что правительственное постановление имеет шанс быть исполненным в полной мере. В частности, это касается закупок подвижного состава пассажирского транспорта – автобусов для внутригородских и пригородных перевозок, троллейбусов, трамваев. В этом сегменте прочные позиции занимают отечественные автопроизводители (Группа ГАЗ – Русские автобусы, НефАЗ, Тролза, УКВЗ), а также производители стран Таможенного союза (МАЗ, Белкоммунмаш), поэтому Постановление правительства фактически фиксирует установившееся положение дел. По мнению ряда специалистов отрасли пассажирских перевозок, принятие перечня подстегнет развитие такого сегмента, как производство автобусов туристического класса для междугородних перевозок, где сегодня наблюдается засилье импортной продукции, прежде всего автобусов большого класса производства Южной Кореи и Китайской Народной Республики.
Впрочем, представители исполнительной власти на местах выражают мнение, что отказаться от импорта техники из-за рубежа будет непросто, несмотря на то, что данная мера по расширению списка запрещенной техники была ожидаемой. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин отмечает:
«В настоящий момент комплексом градостроительной политики и строительства столицы активно реализуются меры по импортозамещению в строительной отрасли. По объектам городского заказа заблаговременно разработана программа по замене зарубежного технологического оборудования на отечественное.»
Впрочем, столичный чиновник сослался на один аспект, затрудняющий проведение политики импортозамещения. Подрядчики – это коммерческие предприятия. Вопросы, относящиеся к выбору оборудования, входят в их компетенцию, контролируются их внутренними документами, регламентирующими закупки и, как правило, базируются на конкурсных процедурах. Однако, учитывая риски, связанные с общей геополитической ситуацией и финансово-экономической обстановкой, стройкомплекс столицы заинтересован в быстром переходе на отечественные аналоги импортных материалов и оборудования, поскольку это позволит подрядчикам сэкономить на стоимости техники, гарантирует бесперебойность поставок и соответственно, обеспечит отсутствие сбоев в строительстве объектов.
Заместитель губернатора Новосибирской области Анатолий Соболев говорит:
«Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, еще в конце 2014 г., во время посещения Новосибирской области белорусской делегацией, обсуждалась возможность организации производства техники соседней страны на территории региона. Желательно, чтобы данный вопрос рассматривался в координации с Минпромторгом РФ и Военнопромышленной комиссией».
JCB из России?
Впрочем, серьезным препятствием для реализации правительственного решения могут стать такие факты. Российское машиностроение сегодня выпускает не полный перечень номенклатуры специальной и автомобильной техники. В частности, слабо развито производство дорожно-строительных машин и ряда видов коммунальной техники, не выпускается ряд востребованных типов автомобильной техники. Разумеется, в подобной ситуации отечественные строительные компании и специализированные организации различных отраслей обращаются к закупкам спецтехники за границей. Во многих отраслях, в том числе и нефтегазовой, использование техники зарубежных брендов остается единственным выходом по причине отсутствия аналогов местного производства или их низкого качества. В эту категорию попадают тяжелые трубоукладчики, одноковшовые экскаваторы с ковшом объемом более 2,5 куб. м и т.д.
По мнению экспертов отрасли, эти позиции следовало бы исключить из правительственного перечня. Также целесообразно было бы снять ограничения с целого ряда типов строительного оборудования и коммунально-уборочных машин. К примеру, крайне трудно найти отечественные аналоги современных экскаваторов-погрузчиков. По всей видимости, в таких сегментах быстрого импортозамещения не произойдет.
Впрочем, запрет на импорт для госзакупок может простимулировать иностранные компании локализовать свое производство в России. Представители британского производителя JCB отмечают, что на протяжении последних нескольких лет рассматривается вопрос о локализации сборки экскаваторов-погрузчиков на территории РФ. Но в настоящий момент маркировкой «сделано в России» может обладать только та спецтехника, которая достигла уровня локализации не менее 50%. В данной экономической и политической ситуации выйти на такой высокий показатель сразу сложно. Если бы правительство снизило его на переходный период, то в страну пришло бы гораздо больше зарубежных производителей техники и автомобилей.
На этот аспект указывают представители ряда компаний, входящих в европейские бизнес-ассоциации, активно обсуждающие данный вопрос.
Импортеры указывают и на другой аспект импортозамещения. Техника, которая попала под запрет, хотя и имеет отечественные аналоги, но не может составить конкуренцию импорту по причине низкого качества исполнения, невысоких показателей рабочих характеристик. Обращается внимание на то, что ведущие производители-экспортеры инвестировали огромные суммы в разработки, в НИОКР на протяжении многих лет, чтобы выпускать высококонкурентные образцы техники. Отмечается, что замена на отечественную технику, имеющую меньшую производительность и, соответственно, увеличивающую издержки в строительстве - сомнительная перспектива.
Вызов принят
В свою очередь, представители отечественных заводов считают, что данная мера, принятая правительственным решением, является своевременной. Государственные закупки всегда были важной составляющей в структуре сбыта продукции отечественного машиностроения. Предпринимаемые шаги позволят не только поддержать российское машиностроение в краткосрочной перспективе, но и будут иметь эффект в будущем. Решение правительства они оценивают как реальный шанс для развития отечественных предприятий и отрасли в целом. Это позволит преодолеть начавшийся кризис с меньшими негативными издержками. Многие виды спецтехники являются вполне конкурентоспособной продукцией, а при нынешнем валютном курсе ее цена и стоимость владения достаточно привлекательны.
Отечественные производители также отмечают, что подобные ограничительные меры необходимо принять и в отношении б/у техники иностранного производства. Следует учитывать, что девальвация национальной валюты сделала отечественную технику более конкурентноспособной, по сравнению с продукцией из Китая.