+79139857900

Наша платформа автопрома

2 февраля 2021 в 07:33

Глобализация как главный тренд развития российского автопрома получила реальные очертаниях в плане Renaulution, представленном 14 января. Крупнейший отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ теперь будет вести «перестройку» по лекалам французской компании Renault. Какие масштабные перемены ожидают отечественный автогигант, как этот тренд скажется на локализации отрасли автокомпонентов и в целом на отечественном автопроме?

 

Представленный в Париже план Renaulution фактически является антикризисным проектом по выводу из трудного финансового положения, в котором оказался крупнейший французский и европейский автопроизводитель. О его разработке было заявлено еще в конце мая прошлого года. Уже тогда были определены основные черты и характеристики стратегии работы автопроизводителя на рынке. Говорилось о сокращении выпуска автомобилей, закрытии либо перепрофилировании для выпуска электромобилей  существующих сборочных площадок, оптимизации и сокращении затрат и многом другом. Но каких-то подробностей о развитии российского актива компании Renault – марки Lada сказано не было.

Напомним, что в самом начале прошлого года руководители трех компаний франко-японского альянса Renault-Nissan-Mitsubishi объявили о новой стратегии развития, которая, в частности, подразумевала разделение ответственности между членами альянса по ключевым автомобильным рынкам. Ответственность альянса на самом большом в мире китайском рынке отныне была возложена на японского автопроизводителя Nissan. Эта компания также должна была взять кураторство над  домашним (японским) рынком и североамериканским. То есть усиливать позиции в тех регионах, где они достаточно прочны. В свою очередь, кураторство над европейскими рынками возложено на французского автопроизводителя Renault. Французский автопроизводитель также брал ответственность и за географически близкий рынок. Рынки стран Юго-Восточной Азии и Океании оставлены Mitsubishi Motors.

 

transervice_01_PDNGSRW_print-10

 

В принципе, такое распределение географических зон между участниками автомобильных альянсов – обычная практика для исключения дублирования в работе на рынках. В частности, два года назад подобное географическое разделение труда было проведено внутри Volkswagen Group. Кураторство над российским и индийским рынком было поручено чешской компании Skoda Auto.  

Однако вернемся к стратегии альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. В ней также было сказано о таком немаловажном аспекте разделения труда внутри данного объединения. Ключевые разработки в области автомобильных платформ, силовых агрегатов и инновационных технологий для конкретных географических регионов будут возложены «на плечи» одного  курирующего автопроизводителя, который в дальнейшем будет делиться наработками со своими партнерами. Главная цель таких нововведений – сокращение расходов и дублирования работ. Такая схема позволит существенно уменьшить затраты внутри альянса.

В каждом рыночном сегменте у альянса будет один «материнский автомобиль», разработанный одной из трех компаний. А вот разные вариации этой модели под другими брендами будут созданы с учетом максимальной унификации как по платформе, так и по кузову, причем разработкой и производством всего мультибрендового семейства займется одна «материнская» компания. Например, за Renault  закреплены сегмент кроссоверов B-класса (SUV-B) и компактные электромобили на «тележке» CMF-A/B.

В конце мая прошлого года каждый участник альянса Renault-Nissan-Mitsubishi представил собственную стратегию. В презентации, которая была выставлена на корпоративном сайте Renault Group, говорилось о ряде мер.

 

платформа-CMF_B

 

Но вот что было сказано о марке Lada. Для российского бренда Renault планирует «адаптацию производственных мощностей». Вот так кратко и не до конца ясно. Подробной расшифровки представлено не было. Экспертное сообщество сразу заговорило о том, что может скрываться за этими словами, в том числе давно обсуждаемое закрытие московского завода «Рено Россия» и перенос производства кроссоверов Renault на одну из сборочных площадок АвтоВАЗа. В частности, называлось предприятие АО «Лада Запад Тольятти» (бывшее СП GM-АВТОВАЗ), где выпускали Chevrolet Niva, а теперь после ренейминга Lada Niva Travel. 

Но вернемся к плану Renaulution, презентация которого состоялась 14 января с.г. Помимо антикризисных мер, в данном документе высказаны и основные направления инновационного развития французского автопроизводителя. Но эти аспекты программы французской компании пока не сильно касаются российского автопрома, и интересны в плане отдаленной перспективы. 

Главное же в данном документе как для АвтоВАЗа, так и для всего отечественного автопрома – это заявленный стратегический союз двух марок – румынской Dacia и российской Lada, а также дальнейший переход модельного ряда двух производителей на глобальную модульную платформу франко-японского альянса CMF-B. Фактически заявлена полная интеграция крупнейшего российского автопроизводителя в глобальный альянс или даже в глобальный автопром. 

Это поставило точку в уникальной идее возрождения национального российского автопрома как технологичной и высколокализованной отрасли экономики с высокой добавочной стоимостью. В основе этой идеи лежала концепция национальной автомобильной платформы, которая могла бы объединить нескольких зарубежных автопроизводителей. 

Два пути – разный результат 

Несколько лет назад был составлен интересный документ «Комплексное развитие добавленной ценности», автором которого стал бывший вице-президент АвтоВАЗа по инжинирингу Харальд Грюбер. По сути, в документе были сформулированы предложения о том, как переформатировать весь российский автопром. Тогдашний президент АвтоВАЗа Николя Мор этот документ одобрил, но широко данный документ не афишировался.

 

              Разработка национальной платформы даст 80%-ю локализацию выпускаемых в России автомобилей

 

С того момента прошло совсем немного времени, поэтому оценки, данные в документе, верны и сегодня. Отечественный гигант автомобилестроения выпускает автомобили на 4-х платформах: две платформы для внедорожников Niva (4x4, Niva Travel – экс Chevrolet Niva), на платформе Lada B/C построена новейшая разработка Lada Vesta. Отдельная платформа у модели Lada Granta, которая ведет свою родословную от переднеприводной Lada-2108, тележка, естественно, совершенствовалась, но уже морально и физически устарела. Также в производстве автомобили Lada Largus и Lada XRAY, созданные на платформе альянса В0. 

Сегодня Стратегия развития автопрома до 2025 года ставит задачу всемерного повышения локализации выпускаемых автомобилей. Но реальная картина представляет собой довольно унылое зрелище. Автомобили, построенные на зарубежной платформе альянса В0, имеют самую низкую локализацию в модельной гамме отечественного автопроизводителя, без учета т.н. «скрытого импорта». Так, модель Lada Largus локализована на 27%, Lada XRay на 22%. Новая автовазовская модель Lada Vesta , построенная на отечественной платформе, но с использованием автокомпонентов зарубежных производителей, локализована на 47%. Впрочем, согласно отчетам, уровень локализации составляет 71%. Об этом прежний президент АвтоВАЗа докладывал Владимиру Путину на презентации данного автомобиля в 2015 году. Несколько выше локализация моделей Lada Granta – 51-53% и Lada 4x4 (Niva Legend) – 70%. Сегодня принята балльная оценка локализации, но на ней мы остановимся ниже.

Что же может стать альтернативой развитию автопрома на глобальных платформах, сулящих невысокую степень локализации в российском автопроме? В упоминаемом докладе сказано, что таким вариантом может стать работа над созданием собственной национальной платформы и моделей, разработанных в российских НТЦ. Напомним, что на АвтоВАЗе, в середине 80-х годов прошлого столетия, после визита генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева был создан такой центр в Тольятти.

В случае работы над таким проектом средний уровень локализации, как указано в документе, поднимется для выпускаемых моделей, минимум до 80%. Это способствовало бы в течение 10 лет созданию примерно 300 тысяч новых рабочих мест. В экономике дополнительно создавались бы стоимости на сумму 2,5 трлн руб. В докладе отмечается, что сейчас (5 лет назад) был последний шанс изменить ход развития отечественной автомобилестроительной отрасли.   

Впрочем, по мнению авторов, не обязательно доводить уровень локализации до 85-90% и выше. В этом нет экономического смысла. Иначе придется «переизобретать» огромное количество давно и массово унифицированных автокомпонентов . Даже в самом локализованном автомобиле АвтоВАЗа Lada 4x4 (Niva Legend) уровень зарубежных компонентов сейчас около 30%.

В современном российском автопроме наблюдается ситуация, когда автопроизводители, работающие на рынке РФ, действуют каждый сам по себе. Это, в свою очередь, не позволяет обеспечить крупные заказы и объемы (соответственно выгодные цены)  автокомпонентов у поставщиков. К тому же дублируются инвестиции в строительство заводов, что при низких объемах продаж оборачивается финансовыми потерями. Получается, что производители в России, в отличие от Европы и США, мало контактируют и кооперируются между собой и не пользуются эффектом синергии. Разумеется, что довольно-таки сложно представить, чтобы альянсы Renault-Nissan, Hyundai-KIA, Volkswagen-Skoda начали бы долгосрочный процесс по унификации своих технических решений для того, чтобы спасти российскую автомобильную отрасль.

Другой путь, который рассматривается в документе и которым уже пошел российский автопром,  – это использование глобальных платформ с некоторыми локализованными компонентами. Такое фокусирование российского автопрома на глобально разрабатываемых платформах со средним уровнем локализации не выше 30-40% обеспечит создание не менее 27 тысяч рабочих мест и выручку в 1,37 трлн руб. Но нельзя не видеть, что большая часть выручки уйдет за рубеж и обеспечит там создание новых рабочих мест.

С момента появления документа о добавленных ценностях прошло пять лет. Многие здравые идеи, изложенные в нем, не нашли отклик у профильного министерства промышленности и торговли РФ, и сегодня после презентации Renaulution все встало на свои места. Российский автопром и его крупнейшее предприятие АвтоВАЗ продолжат выпускать автомобили на глобальных платформах зарубежных автопроизводителей.

Русский и румын – «братья навек» 

 

 

transervice_01_PRW_print-10

 

14 января 2021 года стало для крупнейшего отечественного автопроизводителя АвтоВАЗа и пожалуй, всего российского автопрома поворотной датой.  В двухчасовой презентации Renaulution, которую произнес шеф французского автопроизводителя Лука де Мео, было объялено об еще одной «революции»: в иерархии концерна Renault Group  бренд Lada будет объединен с румынской маркой Dacia. Оба бренда специализируются на выпуске  недорогих бюджетных автомобилей, поэтому впереди у них полная техническая унификация. 

 

 

transervice_01_PREARW_print-10

 

 

В этом румыно-российском союзе марки останутся равноправными, а «объединенную дирекцию» с 1 января возглавил новый руководитель – бывший вице-президент Renault по продажам и маркетингу Дени ле Вот. Он много лет проработал в России на разных должностях, а с 2016 года входил в Совет директоров АвтоВАЗа. Но политический вес новой структуры все-таки определен не в пользу отечественной марки Lada.

 

              К 2025 году российская Lada и румынская Dacia полностью перейдут на выпуск автомобилей на платформе CMF

 

Сейчас Lada и Dacia используют четыре автомобильные платформы на двоих. Все румынские модели Dacia построены на архитектуре B0 (и ее производных). Как мы уже отмечали выше, автомобили марки Lada построены на четырех платформах собственной разработки. Согласно озвученному плану, к 2025 году обе марки полностью перейдут на модульную платформу альянса CMF-B, которая уже использована для совсем новых моделей Dacia Logan/Sandero третьего поколения. Общее количество моделей и типов кузова будет сокращено с 18 до 11, а совокупный объем производства превысит один миллион машин в год. Перед объединением Dacia-Lada поставлены и финансовые задачи – нарастить прибыль с 3 до 5 млрд евро, в том числе путем усиленной производственной кооперации.

 

transervice_01_PRBRYSDHW_print-11

 

Производственные планы 

В объявленной унификации на основе платформы CMF, места нынешним платформам выпускаемых Lada Niva, Granta и Vesta не остается, и они должны будут уйти в историю отечественного автопрома.  И если первым двум возрастным платформам действительно давно пора на покой, то платформа Lada B/C, на которой построена Vesta, все же нельзя назвать устаревшей – это современная платформа. А с учетом того, что, кроме нее, в России не осталось современных легковых авто собственной разработки, получается, что Renaulution ставит крест на национальном автомобильном инжиниринге. Теперь в НТЦ АвтоВАЗа будут «рисовать» надстройки и дизайн на французской тележке.

 

              Новая Lada Granta появится в 2023 году

 

Что касается модельной линейки, то согласно плану, весь текущий модельный ряд АвтоВАЗа постепенно покинет конвейеры предприятия в период 2023-2025 гг.

Ему на смену придут в 2023 году новая Lada Granta (седан и хэтчбек) на платформе CMF-B в эконом вариации (LS-low spec) с передним приводом и полузависимой задней подвеской. А новое поколение Lada Niva появится в 2024 году, для нее в архитектуре CMF-B должна появиться оффроуд-модификация — с демультипликатором и возможностью блокировки заднего дифференциала. В 2025 году должна появиться модель в размерном классе С. Скорее всего, это будет новая Vesta. 

В свою очередь, в плане обновления модельной линейки, румынская Dacia в конце прошлого года уже начала выпуск нового поколения Logan/Sandero. Далее в ее производственных планах в 2022 году Logan универсал, в 2024 году новое, третье по счету, поколение кроссовера Duster и в 2025 году начало выпуска большого кроссовера С-класса, получившего название Bigster и «засвеченного» на данной презентации. Для следующего поколения кроссовера Duster, а также для SUV-C Bigster предусмотрена «кроссоверная спецификация» платформы с независимой задней подвеской и возможным полным приводом через традиционную электромагнитную муфту, подключающую задние колеса.

И еще один немаловажный аспект. Сегодня два автопроизводителя выпускают (по итогам доковидного 2019 года) около 1,1 млн автомобилей. Планом Renaulution предусмотрено, что в совокупности  Dacia и Lada будут делать на единой платформе CMF-B немногим более одного миллиона автомобилей. То есть примерно столько же, сколько и сейчас.

Учитывая, что производственные мощности АвтоВАЗа сегодня загружены всего лишь на треть, в повестку дня входит весьма щекотливый вопрос о закрытии избыточных мощностей, иными словами, речь может идти о переносе производства в Тольятти и последующем закрытии сборочных заводов в Москве («Рено Россия») и Ижевске («Лада Ижевск»). В целом же по Renault Group планируется загрузить производственные мощности на 110% к 2024 году.

 

transervice_01_PRW_priBRSTnt-11

 

Локализация под вопросом? 

Сегодня степень локализации профильным ведомством Минпромторгом РФ рассчитывается в баллах, согласно Постановлению Правительства №719. Сегодня достоянием гласности стали данные по локализации в 2020 году. Наибольший показатель в российском автопроме оказался у автомобилей Lada Granta и Largus - 3280 баллов. То есть, согласно этой методике расчета, разработанная в России Granta и лицензионный Largus имеют одинаковую «российскую долю». А вот Lada 4х4, то есть классическая Niva, набрала 3260 баллов. Хотя выше ее локализация оценивалась в 70%. Lada Vesta набрала 3200 баллов.

А вот остальные автомобили, производимые на территории Российской Федерации, далеко позади. Внедорожники УАЗ заработали за локализацию только 2216 баллов, автомобили Renault - 2149 баллов, выпускаемые в Санкт-Петербурге кроссоверы Nissan — 1500 баллов. Самая низкая степень локализации у машин «отверточной» сборки: выпускаемые в Калининграде на заводе «Автотор» - BMW, Hyundai и Kia заработали по 50 баллов.

В 2020 году Минпромторг допускал для госзакупок автомобили, набравшие не менее 2000 баллов за локализацию, но в этом году условия заметно ужесточили. Отныне государственные учреждения могут закупать лишь модели, у которых не менее 3200 баллов.

Грядущий переход на платформу альянса CMF-B и усилившаяся кооперация с румынским автопроизводителем Dacia может повлиять на уровень локализации выпускаемых на АвтоВАЗе автомобилей в сторону ее уменьшения. В Румынии создана сильная база по производству автокомпонентов Renault Group.

Нельзя не отметить и такой момент. Франко-японский альянс в 2019 году подписал с Минпромторгом РФ специальный инвестиционный контракт (СПИК), согласно которому он обязался инвестировать порядка 70 млрд рублей в расширение производства новых моделей, углубление локализации, развитие отечественного инжиниринга и пр. А анонсированный план Renaulution, наоборот, заявляет несколько иные цели.

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >