В Красноярске треть от полученных электробусов стоит в парке без движения. И это при том, что поставки этой пассажирской техники произошли год-два назад. Это красноречивый пример того, что муниципалитетам в глубинке Российской Федерации рано делать ставку на этот инновационный пассажирский транспорт.
Вот Санкт-Петербург, второй город нашей страны сделал более выверенный и правильный выбор. Мэрия Санкт-Петербурга избрала осторожный подход и в «северной столице» этот тип пассажирского транспорта внедряется не так революционно, как в первой столице. Где, как известно, практически одномоментно сняли контактную сеть троллейбуса, подвижной состав, который имел достаточно большой остаточный ресурс раздали в регионы, а теперь по городу на маршрутах регулярных перевозок эксплуатируют подвижной состав марки КАМАЗ с огромной надписью на борту «Я – ЭЛЕКТРОБУС».
Напомним, что в 10 городах, удачно попавших в федеральную программу развития городского электротранспорта, первоначально делалась ставка на развитие и обновление трамвая. Но по какой-то причине вместе с поставками 646 трамвайных вагонов в данную программу вписали и 284 электробусов и 100 зарядных станций для них.
Это чем–то напоминает инструменты приснопамятной советской торговли прошлого, когда вместе с остродефицитным продуктом покупателю навязывали в комплекте банку консервов «Завтрак туриста» или другой неходовой товар. Получается, что сегодня под маской инновации, таким образом, навязывается дорогой и не слишком проверенный в эксплуатации электробус. Результат – треть подвижного состава под забором.
Но в РФ есть и другие примеры, когда в условиях ограниченности муниципальных бюджетов, учета состояния материально-технической базы парков, развития сети, в том числе контактной, продолжается делаться ставка на привычный и так необходимый в регулярных перевозках троллейбус.
Причем на поле отечественного городского электротранспорта можно наблюдать интересный момент – особенно в городах, которые не попали в федеральную программу. Буквально за последний месяц сразу несколько муниципалитетов объявили о строительстве или восстановлении троллейбусных линий. В крупнейшем промышленном центре Кузбасса городе шахтеров и металлургов Новокузнецке объявлен тендер на строительство новой троллейбусной линии стоимостью 374,1 млн руб. В городе Рубцовске Алтайского края принято решение о модернизации контактной сети троллейбуса. А в столице Республики Мордовия – Саранске также появится новый троллейбусный маршрут, как и в Хабаровске, куда направляются новые троллейбусы «Пересвет» отечественного производителя Volgabus. Администрация Рязани заказала разработку проекта продления троллейбусной линии в направлении строящегося микрорайона ДПР-7, 7а, 8 и 9.
Впрочем, есть и примеры более масштабных проектов. Город-миллионник Челябинск реализует троллейбусную концессию с компанией ООО «Синара-Городские транспортные решения Челябинск» сроком на 15 лет. Масштабы преобразований поражают. За предшествующие 20 лет до 2024 года перевозки пассажиров троллейбусным транспортом упали в 6,7 раз, количество маршрутов сократилось на 52%, два троллейбусных депо №1 и №3 в 2011-2012 гг были закрыты из трех функционирующих в предыдущие годы. Согласно соглашению, концессионер реконструирует 72,3 км контактной сети и построит новую протяженностью 4,5 км. Проведет реконструкцию тяговых подстанций и депо. Будут поставлены 168 новых троллейбусов «Синара-6254», из них 98 с автономным ходом.
На днях в Челябинске было открыто новое троллейбусное депо. Здесь будут парковаться и обслуживаться 50 троллейбусов. Для чего возвели автоматический моечный комплекс с замкнутым циклом водоснабжения и очистки воды. На территории построен административно-бытовой комплекс. Также на площадке возведена новая тяговая подстанция.
Немаловажно, но с выполнением условий челябинской концессии «Синара» открыла новое отечественное производство троллейбусов – Челябинский завод электрического транспорта, который пополнил список производителей троллейбусов в Российской Федерации. Помимо Челябинска, куда поставлено уже порядка 100 машин, первые пять троллейбусов «Синара-6254» отправлены в г.Миасс Челябинской области.
Еще один пример положительных перемен в троллейбусном хозяйстве страны. В прошедшем июне в полумиллионном областном центре Пензе также открыто новое троллейбусное депо. Под это был взят инфраструктурный бюджетный кредит размером в 723,4 млн рублей. На площадке будут размещены 45 машин. Также построены моечный комплекс, пункт предрейсового осмотра. Примечательно, что новое депо не соединено с контактной сетью города потому здесь будут парковаться только новые троллейбусы «Горожанин» уфимская модель УТТЗ-6241.01, имеющие автономный ход. Город Пенза получил в течение 2023-2024 гг. 94 таких троллейбуса.
Впрочем, самый масштабный троллейбусный ренессанс происходит в наши дни в Новосибирске, третьем по величине городе страны. Здесь в течение 2022-2024 гг будет приобретено 258 троллейбусов уфимской модели УТТЗ-6241 «Горожанин». Троллейбусы более ранних поставок имеют автономный ход 20 км, а более поздних – 30 км. Этот факт позволили увеличить протяженность маршрутов на треть, проложить их в новые быстрорастущие спальные жилмассивы. Положительный эффект этих мероприятий уже почувствовали горожане. Если ранее маршруты были на обслуживании частных автобусных перевозчиков и маршруток, которые имели свойство не выполнять вечерние рейсы, когда резко падала денежная выручка, то сегодня в вечернее время нет никаких проблем добраться на общественном транспорте в отдаленные районы города благодаря троллейбусам с автономным ходом.
Троллейбусы УТТМ-6241 оснащены тяговыми аккумуляторными батареями «Гамма» производства компании «Системы автономной энергии» из Санкт-Петербурга. Заявленный срок службы – 8 лет. Подсчитано, что для замены всех тяговых аккумуляторов на 258 машинах уже за 2030 годом потребуется сумма 1,1 млрд рублей. Расчет проводился по ценам 2022 года.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz