На многих СТО при проверке состояния тормозной системы, к сожалению, довольно часто упускают из виду тормозную жидкость, целиком и полностью фокусируясь на тормозных колодках и дисках, суппорте, рабочих цилиндрах и т. д., хотя качество тормозной жидкости оказывает непосредственное влияние на работу системы в целом и эффективность торможения. В данной статье мы собираемся компенсировать это упущение и рассказать читателям о наиболее важных аспектах, связанных с тормозной жидкостью.
Клиент с жалобой на тормозную систему – явление на СТО довольно распространенное. После ряда стандартных вопросов и визуального осмотра выносится вердикт, тоже чаще всего стандартный, – замена. Меняются тормозные колодки, возможно, вместе с дисками. Если подклинивают суппорта, предлагают поменять его, либо в сборе, либо отдельные компоненты (посредством ремкомплекта), вероятно – рабочие цилиндры. И вроде бы проблема решена, машина вновь начинает уверенно тормозить, но в некоторых случаях, спустя непродолжительное время, эффективность торможения существенно снижается, хотя никаких видимых причин для этого нет. В чем же дело? Дело в основе, в жидкости, которая заставляет работать всю систему – в тормозной жидкости.
Итак, что же такое тормозная жидкость. Михаил Маркин, бренд-менеджер, Bardahl:
— Тормозная жидкость – это разновидность гидравлической жидкости, применяемой в гидравлических тормозных системах и гидравлических сцеплениях в автомобилях, мотоциклах, легких грузовиках и т. д. Тормозная жидкость используется для передачи силы в давление и для увеличения силы торможения. Поэтому она является важным элементом тормозной системы, а также системы сцепления автомобиля.
Соответственно, от правильной работы тормозной жидкости зависит бесперебойная работа всей тормозной системы и системы сцепления автомобиля. А следовательно, и безопасность самого автомобиля.
Тормозные жидкости, как известно, бывают разные. Их классификация отталкивается от температуры кипения жидкости и ее кинематической вязкости по нормам DOT (Department of Transportation), изначально принятым Министерством транспорта США. Позднее появились международные стандарты и нормативные документы, среди которых SAE J 1703, ISO 4925, FMVSS 116. Самостоятельные нормативные документы существуют и в отдельных странах, однако глобально принято опираться на классификацию DOT.
Важный параметр, как уже было отмечено, кинематическая вязкость, отвечающая за способность жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при отрицательных рабочих температурах (до минус 40 градусов Цельсия).
Температура кипения в свою очередь декларирует пиковый порог нагревания, после которого тормозная жидкость начинает закипать, что приводит к образованию паров и как следствие критичному снижению (вплоть до потери) функциональности тормозной системы. В этом контексте обычно учитывается температура кипения «сухой» (без примесей воды) и «увлажненной» жидкости. Объемная доля воды в «увлажненной» тормозной жидкости составляет 3,7%, что соответствует примерно двум годам нормальной эксплуатации. Кстати, тормозная жидкость, в которой накопилось 8 и более процентов воды, кипит уже как обычная вода, при 100 градусах Цельсия.
Современная классификация выглядит следующим образом:
DOT 1 и DOT 2 – устаревший тип тормозной жидкости. В настоящее время не применяется.
DOT 3 – тормозная жидкость на основе гликоля, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резине, обладающая высоким уровнем гигроскопичности. Применяется при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа. «Пороговые» температуры: 205 градусов – для «сухой» жидкости и 140 градусов – для «увлажненной».
DOT 4 – это жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резину; они обладают меньшей гигроскопичностью. Применяются на автотранспорте с дисковыми тормозами. Температура кипения уже выше: 230 градусов – для «сухой» жидкости и 155 градусов – для «увлажненной».
DOT 5 – в настоящее время имеет наибольшее расспространение тормозная жидкость, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не впитывает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре не ниже 250 градусов Цельсия «сухая» и 180 градусов «увлажненная».
DOT 5.1 – тормозная жидкость снова на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию, если в ней нет воды.
Денис Двали, технический специалист компании TMD Friction (бренды Textar, Mintex):
— Тормозные жидкости класса DOT 3 можно считать довольно устаревшими, применяются для автомобилей более ранних годов выпуска. Они рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах. DOT 4 – довольно универсальные тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, они подходят для большинства современных автомобилей с дисковыми тормозами. А для автомобилей с ABS часто применяются тормозные жидкости стандарта DOT 4 Class 6.
Тормозные жидкости класса DOT 5.1 (это модифицированный DOT 4 – с более высокой точкой кипения) используются на автомобилях с повышенными динамическими характеристиками, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше – например, на спортивных автомобилях для города.
Что касается тормозных жидкостей класса DOT 5, то, благодаря силиконовой основе, эти жидкости отличаются низкой гигроскопичностью – они не поглощают влагу и не смешиваются с ней. Используют DOT 5, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности и в тяжелых режимах – с частыми разгонами и интенсивными торможениями, сопровождаемыми повышенными динамическими и температурными нагрузками в тормозной системе.
Использование менее эффективной DOT 3 в системах, рассчитанных на DOT 4 или DOT 5.1, в определенных режимах движения может привести к потере торможения.
Кинематическая вязкость всех типов жидкостей при температуре +100 градусов составляет не более 1,5 кв. мм/с., а при -40 – различается. Для DOT-3 это значение должно составлять не более 1500 кв. мм/с, для DOT 4 – не менее 1800 кв. мм/с, для DOT 5 и DOT 5.1 – не менее 900 кв. мм/с.
Денис Двали, технический специалист компании TMD Friction (бренды Textar, Mintex):
— Жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 представляют собой смеси гликолей (NSBF) с добавлением тех или иных присадок, стабилизирующих рабочие параметры. DOT 5 изготавливается на основе силикона (SBBF).
Тормозные жидкости Textar DOT 4LV и DOT 5.1 специально разработаны для применения в современных тормозных системах с ABS, ESP или ASR, обеспечивающих повышенную безопасность. Эти тормозные жидкости отличаются высокой текучестью и обеспечивают быстрое изменение (нарастание и снижение) давления в соответствии с быстро меняющимися условиями движения автомобиля. По сравнению с DOT 4LV, тормозная жидкость Textar DOT 5.1 характеризуется более высокой температурой кипения, что особенно востребовано при эксплуатации тяжелых машин с мощными моторами. Тормозная жидкость с низкой вязкостью значительно улучшает реакцию на нажатие педали тормоза, особенно при низкой температуре – ведь при торможении в критической ситуации на счету каждая доля секунды.
Тормозная жидкость Textar отвечает всем упомянутым требованиям. Ассортимент включает четыре вида тормозных жидкостей для различных тормозных систем – DOT 3, DOT 4, DOT 4 LV, DOT 5.
То, что тормозную жидкость нужно менять регулярно, знают, пожалуй, все мастера. Диапазон замены указывается в сервисной книжке автомобиля и, как правило, составляет от 2 до 4 лет. Однако ждать истечения срока службы тормозной жидкости на не новых автомобилях, далеко не всегда уместно. Особенно эксплуатируемых в сложных условиях, поскольку потерять свои свойства и прийти в негодность она может гораздо раньше. Поэтому проверять ее состояние необходимо как минимум при каждом техническом обслуживании транспортного средства (не реже одного раза в год) и даже чаще. Михаил Маркин, например, рекомендует каждые 40 000 —
50 000 км пробега.
Причина преждевременного ухудшения характеристик тормозной жидкости кроется главным образом в ее гигроскопичности. Дело в том, что тормозная система лишь на первый взгляд кажется полностью герметичной. Атмосферный воздух, а вместе с ним и влага попадают в нее разными путями: через компенсационный бачок, через изношенные уплотнения и сальники, различные не плотности. А каждый лишний процент влаги неизбежно влечет снижение ключевого параметра. К тому же влага становится источником коррозии, при отрицательных температурах она замерзает и т. д. – все это, как вы прекрасно понимаете, «здоровья» тормозной системе не прибавляет.
Денис Двали:
— Тормозная жидкость чрезвычайно гигроскопична, она довольно активно вбирает влагу из окружающей атмосферы. Когда в тормозной жидкости накапливается слишком много воды, происходит значительное снижение равновесной температуры кипения – этот термин определяет ее свойства в конце жизненного цикла, когда содержание воды в тормозной жидкости достигает более 3,5%. Это может привести к появлению в тормозной жидкости паровых пробок, когда она вскипит изза активной работы тормозных механизмов, в результате теряется жесткая связь между педалью тормоза и тормозными колодками – «тормоза пропадают». При эксплуатации машины в условиях российского климата критический излишек влаги в тормозной жидкости накапливается уже за два года эксплуатации. Это и есть максимально допустимый период контрольных замеров состояния тормозной жидкости, если иного не указано в руководстве по эксплуатации конкретной машины.
Михаил Маркин:
— Использование некачественной тормозной жидкости в автомобиле может привезти к негативным последствиям. С течением времени ее свойства ухудшаются изза гигроскопичности – способности впитывать водяные пары, содержащиеся в окружающем воздухе. В результате понижается температура кипения тормозной жидкости, образовываются воздушные пузыри, что приводит к выбросу тормозной жидкости в расширительный бачок, а как результат – низкий уровень, который не позволит создать требуемого давления при резком торможении, и как следствие, возможен провал педали тормоза!
Еще немаловажным предлогом для замены тормозной жидкости является утрата со временем свойств различными присадками, которые входят в состав тормозной жидкости, что также негативно сказывается на ее работе.
Проверить состояние тормозной жидкости можно тремя способами. Михаил Маркин:
— Вопервых, визуально. Открутите крышку расширительной емкости и внимательно посмотрите на содержимое. Цвет должен соответствовать залитому типу жидкости (прозрачножелтый либо красноватый). Если заметили мутный осадок или плавающие черные частицы, тормозную жидкость нужно сменить.
Вовторых, с помощью специальных тестовых полосок. Втретьих, специальным электронным прибором – тестером.
Денис Двали поясняет:
— Состояние тормозной жидкости определяется специальным тестером, датчик которого погружают в бачок с тормозной жидкостью. В основном такие тестеры работают по принципу определения температуры кипения жидкости, либо показывая непосредственно измеренную температуру, либо автоматически пересчитывая получаемые результаты в проценты содержания в ней воды. Обнаружение более 3,5% воды в тормозной жидкости – веское основание для срочной ее замены.
Помимо этого, основанием для замены может быть ремонт тормозных механизмов и долгий период простоя транспортного средства. Желательно менять тормозную жидкость и при покупке автомобиля с пробегом – подобная рекомендация клиенту со стороны механика СТО никогда не будет лишней и предостережет автовладельца от непредвиденных проблем.
К сожалению, бытует ошибочное мнение, что жидкость не обязательно менять полностью, достаточно лишь регулярно доливать ее до регламентированного уровня.
Это в корне неверно!
Тормозную жидкость всегда нужно менять полностью. Долив никогда не обеспечит восстановление требуемых характеристик.
Кстати, утечки тормозной жидкости - еще один принципиально важный аспект. Если автовладелец жалуется на низкую эффективность, это может быть обусловлено разгерметизацией системы. В этом случае механику стоит первым делом проверить ее на наличие течи. Проще всего наличие утечки определить по уровню жидкости в бачке. Если он активно снижается – почти наверняка присутствует течь.
Как свидетельствуют эксперты, в 80 % случаев обнаружить ее удается при визуальном осмотре. Проверять систему на утечку лучше под давлением. Для этого нужно попросить ассистента нажать на педаль тормоза. Утечку помогут увидеть специальные очки и ультрафиолетовая лампа, в свете которой места утечки при наблюдении через очки будут окрашиваться цветом. Если же течь при визуальном осмотре не будет обнаружена, нужно убедиться в отсутствии скрытой течи во внутреннюю полость вакуумного усилителя.
Всегда используйте только ту тормозную жидкость, которую рекомендует производитель вашего автомобиля.
Михаил Маркин:
— Какую тормозную жидкость нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей. Каждый автомобиль сделан из своих материалов, и разные тормозные жидкости могут на них поразному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.
Тормозные жидкости с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу тормозной жидкости изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Жидкости на гликолевой основе: DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. Жидкости класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому по требованиям стандарта FM VSS 116 их нужно окрашивать в темнокрасный цвет. Остальные тормозные жидкости, как правило, желтые (оттенки от светложелтого до светлокоричневого). Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми.
Ну, и в заключение традиционно основные рекомендации экспертов сотрудникам автосервисных станций касательно применения и замены тормозных жидкостей. Их озвучивает Михаил Маркин.
• Необходимо периодически проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, а также своевременно производить ее замену
• Интервал замены жидкости указан в сервисной книжке автомобиля
• Применять только качественные тормозные жидкости известных производителей, по спецификации, одобренной автопроизводителем
• Самостоятельно проверять качество тормозной жидкости. Жидкость должна быть прозрачной, однородной и без осадка
• Тормозную жидкость нужно менять полностью
• Не допускается смешивать тормозные жидкости на разной основе
• Рекомендуется использовать тормозную жидкость сразу после вскрытия
Остается только еще раз повторить: применение качественной тормозной жидкости и ее своевременная замена – залог безопасности дорожного движения. Некачественная тормозная жидкость быстрее положенного теряет свои свойства либо изначально не соответствует требованиям, предъявляемым к ней автопроизводителем. В некоторых случаях она может оказывать агрессивное воздействие на элементы тормозной системы, выводя их из строя. Результатом может стать недостаточная эффективность торможения или неожиданная поломка системы.