Удивительно, но самый длинный трамвай в мире, достойный Книги рекордов Гиннеса, чуть-чуть не достиг 60-метровой отметки. Получается, что в длину он равен трем вагонам нашего обычного метрополитена. Построенный чешской Skoda Group шестисекционный трамвай будет работать в немецком Мангейме. Уточним, длина этого чешского по рождению и финского по исполнению трамвая составляет 58,7 метра.
Примечательно, что это трамвай узкоколейный и будет работать на трамвайной сети с шириной колеи 1000 мм, аналогичной как в нашем Пятигорске. И все-таки зачем транспортная администрация региона Рейн-Неккар заказала такой длинный трамвай? Ответ прост. Конечно, для комфортного передвижения пассажиров, чтобы не было ситуации, когда люди дышат друг другу в затылок. Вместимость трамвая заявлена в 366 пассажиров, включая 144 места для сидения.
Предыдущий рекорд длины принадлежал трамваю, работающему в Будапеште, где на маршрутах 1, 4 и 6 курсируют испанские модели CAF Urbos с 9 секциями и длиной 55,9 метров. Такие «испанцы» появились в середине прошлого десятилетия. А немного ранее, немецкий Siemens поставил в венгерскую столицу 6-секционные трамваи модели Combino Supra NF128 длиной 54 метра. Как было указано в техническом задании такие трамваи могут осваивать пассажиропотоки >10000 пасс. в час. При этом заявлялось относительно свободное размещение пассажиров в салоне.
Но вот что примечательно, в нашей стране в прошлый и даже в текущий исторические периоды, максимальная пассажировместимость подвижного состава общественного транспорта исчисляется из расчета 8 чел/кв.м пола салона. По отношению к пассажирам такой показатель можно оценить лишь как «издевательство». До сих пор в практике отечественных производителей транспорта в ходу данный показатель. Например, в технических характеристиках трамваев Усть-Катавского завода указываются два показателя – номинальная и полная вместимость.
Понятно, из какого расчета вычисляется полная вместимость. Показатели низкопольного вагона КТМ-628 составляют - номинальная 119 пасс., полная – 170 пасс. Также указаны показатели вагона «Львенок», выпускаемые ООО ПК Транспортные системы. Вместимость этого распространенного трамвая заявлена в пределах 111-155 пассажиров. Даже в паспортных данных знаменитого московского трамвая «Витязь-М» указан разброс по вместимости 185-265 пасс.
Исторически так сложилось, что в трамвайных парках городов Российской Федерации в основном эксплуатируются одиночные вагоны, или как их называют «соло». В прошлый исторический советский период, когда автомобилизация населения была очень низка, и на излете СССР в среднем составляла 60 легковых автомобилей на 1000 жителей, когда надо было осваивать большие пассажиропотоки, особенно при доставке нескольких тысяч, а в некоторых случаях и десятка тысяч тружеников к проходным предприятий, использовались сцепки из трамвайных вагонов. Их называли СМЕ (системы многих единиц). Обычно в такой сцепке работали два вагона, но в некоторых городах часто встречались СМЕ из трех вагонов.
Для увеличения вместимости подвижного состава еще в далекие 60-ые годы различные производители начали экспериментировать с многосекционными вагонами. Сегодня европейские производители рельсового транспорта практически прекратили выпуск вагонов «соло». Чего не скажешь об отечественных производителях подвижного состава. У нас 15-16 метровые одиночные вагоны составляют костяк производственной программы всех производителей.
Первые попытки сконструировать многосекционный трамвай предпринимались еще Рижским вагоностроительным заводом (РВЗ), а также петербургским ПТМЗ и др. В новейшее время в 2013 году белорусский производитель Белкоммунмаш поставил для Казани перед летней Универсиадой трехсекционную модель БКМ-847.
Затем сформировался определенный тренд. "Эстафетную палочку" создания многосекционников подхватили другие производители. УКВЗ вышел с моделью 631, а затем на рынке появился новый производитель трамвайного транспорта ООО "ПК Транспортные системы" со своей моделью «Витязь-М». Столичное правительство заказало более четырех сотен трехсекционных «Витязей-М». Это самый большой парк многосекционников в стране.
Новая волна из трех секций
Будет ли продолжение истории с многосекционными трамваями в Российской Федерации? Ведь пока вне столицы такие трамваи редкость, за исключением нескольких экземпляров в Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде. Впрочем, самым мощным препятствием в их приобретении другими крупными городами является цена такой техники.
Некоторые города идут по проторенному пути. Тем городам, где наблюдаются высокие пассажиропотоки, и вагоны «соло» не справляются, эксплуатирующие организации обращаются к практике составления СМЕ. Показателен в этом плане город-миллионник Челябинск.
Сегодня там проводится широкомасштабная транспортная реформа, составной частью которой является полномасштабное обновление трамвайного парка. В ней ставка сделана на продукцию Усть-Катавского завода, который поставляет низкопольную модель «соло» 628. Для вывоза мощных пассажиропотоков используют проверенный годами рецепт СМЕ.
Но нельзя не отметить, что сегодня к теме многосекционных трамваев обратились все производители трамвайных вагонов как России, так и соседней Беларуси.
Белорусский БКМ Холдинг сегодня работает над моделью Т856, на стапелях минского предприятия заложено 3 таких вагона. Адрес заказчика - Нижний Новгород. Как сообщает телеграм канал белорусского производителя на берега Волги будет поставлено 26 трехсекционников. Данная модель создается на базе односекционной модели Т811. Длина нового трамвая 27,5 м. И как сообщает производитель, полная вместимость 287 пассажиров, включая 55 человек, которые расположатся на сиденьях.
Отметим, что в производственных программах трамваестроителей пока сделан упор на трехсекционные вагоны. Хотя модульное построение таких трамваев позволяет составлять их и из большего количества таких секций. Соответственно увеличится и цена.
Сегодня первую полностью низкопольную трехсекционную модель сконструировал старейший в стране Усть-Катавский вагоностроительный завод. Эта модель 71-639 получила имя собственное «Кастор». Его опытная эксплуатация сначала проходила в Челябинске, а сегодня закончены испытания в Екатеринбурге. Еще весной руководителями Свердловской области и Екатеринбурга сделаны громкие заявления о закупке большой партии этой модели для уральской столицы. Однако пока ничего не слышно о конкретных соглашениях. Тогда в мае заявлялось о 80 единицах.
«Кастор» имеет длину 25,7 м, показатели вместимости заявлены производителем 187 – 261 чел., 64 пассажира размещаются на сидениях.
С трехсекционной модели стартует производственная программа нового трамваестроителя страны. Известный производитель железнодорожной техники компания "Синара" создала дочернее предприятие "Синара - Городской рельсовый транспорт". На мощностях екатеринбургского предприятия "Ремпутьмаш" будет развернуто новое производство трехсекционных трамваев. Это будет специальная модель, которая будет работать на колее 1435 мм в Ростове-на-Дону. Новый трамвай представят в следующем 2025 году. Об этом стало известно на форуме "Общественный транспорт", прошедшем в конце октября в Москве, где выступил директор "Синара-ГРТ" Сергей Шунин.
Тем не менее, московским заказом не ограничивается производственная программа по выпуску трехсекционных моделей компании ООО "ПК Транспортные системы". Для города-героя Волгограда, где находится линия скоростного трамвая начаты поставки 12 двухсторонних трехсекционных трамваев "Невский". Первые экземпляры уже поступили в город на Волге.
Их особенностью является наличие двух кабин в "голове" и "хвосте". Это необходимо для эксплуатации на маршруте СТ-2, где на конечной станции расположены оборотные тупики, как на линиях метро. Также "Невский" имеет двусторонне расположение дверей, аналогично вагону метрополитена. Длина "Невского" 27,1 м, а пассажировместимость заявлена в пределах 205-247 чел.
Сегодня, как видим, тренд на трехсекционные сочлененные трамваи обозначился в отрасли городских пассажирских перевозок страны. Но он очень слабый и сдерживается, как указано выше, ценником таких вагонов. Пока сложно сказать, когда же закупки станут массовыми, а муниципальные заказчики будут обращать внимание на комфортность перевозок пассажиров, а не только экономию средств своих бюджетов.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz