+79139857900

Еще больше разного метро

15 мая 2023 в 13:58

С недавних пор 15 мая отмечается как профессиональный праздник работников Московского метрополитена. В далеком 1935 году впервые в нашей стране распахнулись двери подземных станций. С тех пор прошло 88 лет. Теперь же в середине мая в РФ отмечают День метро.

В нашей стране считается, что наличие в городе своего метрополитена придает городу не только более высокий статус, но сегодня в эпоху пробок и резкого замедления движения на улицах и магистралях мегаполисов, подземка оказалась  инструментом мобильности, который помогает быстро добраться без задержек, то есть сэкономить время.    

Но сегодня в нашем материале остановимся на одном интересном вопросе, касающемся подземного городского транспорта. Традиционно в нашей стране был принят особый стандарт метро. Российская железнодорожная колея – 1524 мм, длина платформ станций рассчитывалась из условия эксплуатации 20-метровых вагонов. В Москве платформа должна иметь длину не менее 160 метров, чтобы принимать 8-вагонные составы, а в городах-миллионниках - 5-вагонных. Также данным стандартом предусматривался боковой токосъем, то есть вдоль всего пути сбоку устраивался контактный рельс. На ряде станций его можно наблюдать, он обычно закрыт желто-оранжевым кожухом. Такой тип метрополитенов с таким стандартом назвали «тяжелым советским метро».

metro_tonnel

Но в остальном мире, в других странах, пока у нас строилось метро по такому стандарту, был не чужд дух эксперимента. Главная задача при этом преследовалась не только в регулярных перевозках большого числа пассажиров, но более в экономии расходов на строительство и эксплуатацию. Поскольку строительство подземных трасс обходится в колоссальные суммы. Правда, в открытой печати вряд ли можно найти расчеты, насколько же удалось сэкономить при использовании такого подхода.

Но если «скрестить» трамвай и метро, совместить подземные и открытые участки линии, то явно будет экономия. За рубежом такой подход получил наименование «преметро». У нас тоже не чурались такого подхода, в результате появились два советских метротрама – в Волгограде и Кривом Роге. (Термин «преметро» у нас не прижился).

metro_Volgograd

Несмотря на то, что в городе-герое Волгограде такой вид транспорта был открыт еще в далеком 1984 году, дальнейшее его тиражирование не стало трендом для других городов-миллионников.

metro_brussel_station

В свою очередь, в зарубежных странах «преметро» получило довольно-таки широкое распространение. Например, в столице Бельгии - Брюсселе, где на линии есть подземные и наземные участки эксплуатируются обычные трамвайные вагоны, а токосъем осуществляется с контактного провода, расположенного сверху, как у обычного трамвая. В ФРГ такие системы получили название Stadtbahn в Кельне, Штутгарте, Эссене, Ганновере и др.  

metro_brussel

Сегодня во втором по величине городе Польши – Кракове, идет дискуссия, что выбрать – метро или «преметро»? Дело в том, что на городском референдуме, проведенном несколько лет назад, перед горожанами был поставлен вопрос – нужно ли метро в этом старинном городе? Более половины горожан, пришедших на референдум, высказались в пользу подземки. У них перед глазами есть пример польской столицы Варшавы. Там, еще в годы социалистической Польши начали строить метрополитен по советским стандартам, то есть т.н. тяжелое советское метро. Сегодня в городе на берегах Вислы уже функционируют две линии. В Кракове новая перспективная транспортная система в старой части города может нырнуть под землю, а на окраинах пройти по наземному варианту.  

Напомним, что и в столицах соседних стран метро было построено по модели тяжелого советского метро. Такой метрополитен функционирует в Праге, Будапеште, Софии.

Но вернемся в Россию. В постсоветский период был введен в строй только один метрополитен в Казани, столице Республики Татарстан. Метро здесь построено по стандартам  тяжелого отечественного метро. Сегодня здесь полностью введена в строй первая линия, которая пересекла город с севера на юг. Идет строительство второй линии, которая также возводится по отечественным стандартам.

metro_Kazan

Продолжается строительство метро и в двух других городах-миллионниках Приволжского федерального округа – Самаре и Нижнем Новгороде. Наш канал рассказывал об этих метростройках в данном материале. О том, на каком этапе находятся тоннелепроходческие работы, когда будут запущены новые станции «Театральная», «Свободы» и «Сенная».  По сути продлеваются существующие линии метро, по которым сегодня ведется перевозка пассажиров.

Но вот какой интересный момент выявился для двух других городов-миллионников РФ. Как известно, для Красноярска и Челябинска будут выделены федеральные инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) для того, чтобы эти два города смогли построить первые участки своих подземок.

В Красноярске, ушедший в апреле в отставку и ставший сенатором бывший губернатор края Александр Усс в своей прощальной речи завещал новому главе региона достроить метро. Но что это будет за подземный транспорт? Древний советский проект, составленный институтом «Харьковметропроект», предусмотрел метро глубокого заложения. В 90-ые годы, когда были начаты работы по строительству, были проложены участки тоннелей глубокого заложения, а также стволы на месте перспективных станций «Вокзальная» и «Площадь революции». Сегодня по трассе первой линии идут геолого-гидротехнические изыскания, как и работы над проектом. Поставлена задача – «поднять из глубин» будущую красноярскую подземку ближе к поверхности и сделать мелкого заложения. Каков в итоге будет Красноярский метрополитен?

«Будет возведено 17,2 км подземных сооружений скоростного наземно-подземного легкорельсового транспорта, включая перегонные тоннели, станционные комплексы и притоннельные сооружения. Всего будут построены три подземных и одна надземная станция», — говорится в сегодняшнем пресс-релизе красноярского «Бамтоннельстрой-Мост».

В Челябинске еще в позапрошлом году первыми лицами региона была озвучена идея соединить участки построенных тоннелей с наземной трамвайной сетью города. Но пока никаких подробностей о будущем челябинской подземки в открытой печати не было. 

Табл.1

Некоторые технико-экономические показатели работы российских метрополитенов за 2022 год

Город

Кол-во линий

Кол-во станций

Длина 2-путном исчислении, км

Среднетехн. скорость, км/ч

Перевозки, млн пасс.

Москва

14

250

424,02

47,7

2061,8

Санкт-Петербург

5

72

124,8

47,6

649,0

Новосибирск

2

13

15,9

43,9

77,3

Нижний Новгород

2

15

21,82

46,9

29,89

Екатеринбург

1

9

12,7

49,1

38,9

Самара

1

10

11,6

37,0

11,19

Казань

1

11

16,76

48,3

30,49

Составлено по данным Международной ассоциации Метро

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >