С недавних пор 15 мая отмечается как профессиональный праздник работников Московского метрополитена. В далеком 1935 году впервые в нашей стране распахнулись двери подземных станций. С тех пор прошло 88 лет. Теперь же в середине мая в РФ отмечают День метро.
В нашей стране считается, что наличие в городе своего метрополитена придает городу не только более высокий статус, но сегодня в эпоху пробок и резкого замедления движения на улицах и магистралях мегаполисов, подземка оказалась инструментом мобильности, который помогает быстро добраться без задержек, то есть сэкономить время.
Но сегодня в нашем материале остановимся на одном интересном вопросе, касающемся подземного городского транспорта. Традиционно в нашей стране был принят особый стандарт метро. Российская железнодорожная колея – 1524 мм, длина платформ станций рассчитывалась из условия эксплуатации 20-метровых вагонов. В Москве платформа должна иметь длину не менее 160 метров, чтобы принимать 8-вагонные составы, а в городах-миллионниках - 5-вагонных. Также данным стандартом предусматривался боковой токосъем, то есть вдоль всего пути сбоку устраивался контактный рельс. На ряде станций его можно наблюдать, он обычно закрыт желто-оранжевым кожухом. Такой тип метрополитенов с таким стандартом назвали «тяжелым советским метро».
Но в остальном мире, в других странах, пока у нас строилось метро по такому стандарту, был не чужд дух эксперимента. Главная задача при этом преследовалась не только в регулярных перевозках большого числа пассажиров, но более в экономии расходов на строительство и эксплуатацию. Поскольку строительство подземных трасс обходится в колоссальные суммы. Правда, в открытой печати вряд ли можно найти расчеты, насколько же удалось сэкономить при использовании такого подхода.
Но если «скрестить» трамвай и метро, совместить подземные и открытые участки линии, то явно будет экономия. За рубежом такой подход получил наименование «преметро». У нас тоже не чурались такого подхода, в результате появились два советских метротрама – в Волгограде и Кривом Роге. (Термин «преметро» у нас не прижился).
Несмотря на то, что в городе-герое Волгограде такой вид транспорта был открыт еще в далеком 1984 году, дальнейшее его тиражирование не стало трендом для других городов-миллионников.
В свою очередь, в зарубежных странах «преметро» получило довольно-таки широкое распространение. Например, в столице Бельгии - Брюсселе, где на линии есть подземные и наземные участки эксплуатируются обычные трамвайные вагоны, а токосъем осуществляется с контактного провода, расположенного сверху, как у обычного трамвая. В ФРГ такие системы получили название Stadtbahn в Кельне, Штутгарте, Эссене, Ганновере и др.
Сегодня во втором по величине городе Польши – Кракове, идет дискуссия, что выбрать – метро или «преметро»? Дело в том, что на городском референдуме, проведенном несколько лет назад, перед горожанами был поставлен вопрос – нужно ли метро в этом старинном городе? Более половины горожан, пришедших на референдум, высказались в пользу подземки. У них перед глазами есть пример польской столицы Варшавы. Там, еще в годы социалистической Польши начали строить метрополитен по советским стандартам, то есть т.н. тяжелое советское метро. Сегодня в городе на берегах Вислы уже функционируют две линии. В Кракове новая перспективная транспортная система в старой части города может нырнуть под землю, а на окраинах пройти по наземному варианту.
Напомним, что и в столицах соседних стран метро было построено по модели тяжелого советского метро. Такой метрополитен функционирует в Праге, Будапеште, Софии.
Но вернемся в Россию. В постсоветский период был введен в строй только один метрополитен в Казани, столице Республики Татарстан. Метро здесь построено по стандартам тяжелого отечественного метро. Сегодня здесь полностью введена в строй первая линия, которая пересекла город с севера на юг. Идет строительство второй линии, которая также возводится по отечественным стандартам.
Продолжается строительство метро и в двух других городах-миллионниках Приволжского федерального округа – Самаре и Нижнем Новгороде. Наш канал рассказывал об этих метростройках в данном материале. О том, на каком этапе находятся тоннелепроходческие работы, когда будут запущены новые станции «Театральная», «Свободы» и «Сенная». По сути продлеваются существующие линии метро, по которым сегодня ведется перевозка пассажиров.
Но вот какой интересный момент выявился для двух других городов-миллионников РФ. Как известно, для Красноярска и Челябинска будут выделены федеральные инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) для того, чтобы эти два города смогли построить первые участки своих подземок.
В Красноярске, ушедший в апреле в отставку и ставший сенатором бывший губернатор края Александр Усс в своей прощальной речи завещал новому главе региона достроить метро. Но что это будет за подземный транспорт? Древний советский проект, составленный институтом «Харьковметропроект», предусмотрел метро глубокого заложения. В 90-ые годы, когда были начаты работы по строительству, были проложены участки тоннелей глубокого заложения, а также стволы на месте перспективных станций «Вокзальная» и «Площадь революции». Сегодня по трассе первой линии идут геолого-гидротехнические изыскания, как и работы над проектом. Поставлена задача – «поднять из глубин» будущую красноярскую подземку ближе к поверхности и сделать мелкого заложения. Каков в итоге будет Красноярский метрополитен?
«Будет возведено 17,2 км подземных сооружений скоростного наземно-подземного легкорельсового транспорта, включая перегонные тоннели, станционные комплексы и притоннельные сооружения. Всего будут построены три подземных и одна надземная станция», — говорится в сегодняшнем пресс-релизе красноярского «Бамтоннельстрой-Мост».
В Челябинске еще в позапрошлом году первыми лицами региона была озвучена идея соединить участки построенных тоннелей с наземной трамвайной сетью города. Но пока никаких подробностей о будущем челябинской подземки в открытой печати не было.
Табл.1
Некоторые технико-экономические показатели работы российских метрополитенов за 2022 год
Город |
Кол-во линий |
Кол-во станций |
Длина 2-путном исчислении, км |
Среднетехн. скорость, км/ч |
Перевозки, млн пасс. |
Москва |
14 |
250 |
424,02 |
47,7 |
2061,8 |
Санкт-Петербург |
5 |
72 |
124,8 |
47,6 |
649,0 |
Новосибирск |
2 |
13 |
15,9 |
43,9 |
77,3 |
Нижний Новгород |
2 |
15 |
21,82 |
46,9 |
29,89 |
Екатеринбург |
1 |
9 |
12,7 |
49,1 |
38,9 |
Самара |
1 |
10 |
11,6 |
37,0 |
11,19 |
Казань |
1 |
11 |
16,76 |
48,3 |
30,49 |
Составлено по данным Международной ассоциации Метро
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz