Сегодня мало кто помнит, что еще задолго до Renault российским АвтоВАЗом интересовался один амбициозный автопроизводитель. Наш канал решил приоткрыть эту страницу истории.
После падения «Берлинской стены» в 1990 году, автозаводами, расположенными в восточной части Европы, начали интересоваться западные автоконцерны. На предприятие приезжали представители западных компаний, которые оценивали их, и, в конце концов «прибирали к рукам». Так, итальянский FIAT забрал себе завод в польских Тыхах, где выпускали «польские фиаты», немецкий Volkswagen забрал себе завод в восточногерманском Хемнице, Opel прибрал к рукам предприятие в Айзенахе и т.д. Ну а самым масштабным приобретением, конечно, стала приватизация чешской Skoda.
Но не все предприятия оказались в роли «невест на выданье». Некоторые с распродажей подзадержались. Самый последний крупный актив ушел французам в 1999 году. Это заводы Dacia в Румынии.
Но нам надо обратить внимание на одного амбициозного игрока. Он пришел в регион со своим планом, который заключается в следующем.
Автопроизводитель заходит на предприятие, правительство, в свою очередь, создает для него режим «наибольшего благоприятствования». Поднимает пошлины на импорт новых и подержанных автомобилей. Инвестор вкладывается в модернизацию сильно устаревшего оборудования автозавода, на нем выпускается современная линейка автомобилей и дело сделано.
О ком идет речь? Конечно, это корейская компания Daewoo Motors, которая к тому периоду времени созрела для мировой экспансии.
Напомним, что в 90-ые годы вице-президентом по инжинирингу в Daewoo Motors в мюнхенском центре работал Ульрих Бец. Под его руководством компания и стала, как сказали бы сейчас, глобальным игроком.
А одной из сторон этого успеха стала разработка и запуск в серийное производство современной модельной линейки. Многие ее помнят. Это Daewoo Matiz -первый четырехдверный мини-автомобиль, Daewoo Lanos, Daewoo Leganza и Daewoo Nubira. Причем, эти автомобили были нацелены на мировые рынки, и европейский рынок, в частности.
Daewoo нужны были площадки для выпуска этой линейки как для заполнения местных рынков, так и экспорта в Европу. Поэтому у корпорации был высокий интерес к географическому региону стран Восточной Европы, Центральной Азии. Потому Daewoo Motors приобрела активы в Польше, Румынии, Украине и Узбекистане, а также Чехии (завод Avia).
И вот тут в поле зрения корейцев в России попадает АвтоВАЗ. Уже в те годы, завод хотя и работает относительно стабильно, но модернизация модельного ряда буксует. Афера "Логоваза" ничем хорошим не обернулась. Чем же закончился этот неподдельный интерес корейцев к нашему автогиганту? В общем ничем. Было на то ряд причин.
В нашей стране у Daewoo Motors сложилось партнерство лишь с компанией Doninvest (Таганрогским автомобильным заводом). О чем наш канал рассказывал здесь.
Сегодня, зная дальнейшую историю падения Daewoo Motors, несложно представить, что было бы с АвтоВАЗом. Скорее всего, во-первых, эта линейка корейских автомобилей оказалась бы на конвейерах российского предприятия. Matiz, Lanos и другие модели выпускались на варшавском заводе FSO в Польше, в Румынии, в Узбекистане и даже на Запорожском автозаводе выпускался долгое время Lanos (ZAZ Chance).
Как известно, банкротство Daewoo Motors из-за азиатского кризиса 1997 привело к тому, что его активами стал распоряжаться General Motors, к которому перешли собственно корейские активы, остальные заводы в этих странах были отпущены в самостоятельное «плавание».
Наверное и АвтоВАЗ поплыл бы. Но тут был еще один шанс. Именно в тот период времени АвтоВАЗом интересовался американский GM. Напомним, в 2003 году было создано совместное предприятие GM-АвтоВАЗ по выпуску автомобиля Chevrolet Niva. Инвестиции в него составили $300 млн. Смог ли АвтоВАЗ перейти под полное владение американцев? Вопрос открытый.
Вот такая интересная история неслучившегося приобретения АвтоВАЗа еще задолго до французов.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен