+79139857900

Это важное слово "локализация"

8 мая 2022 в 10:08

Стремительно в нашу жизнь ворвались слова, которые ранее редко употреблялись даже в профессиональном сообществе. После того, как были наложены санкции и приостановлена работа большинства сборочных площадок зарубежных автопроизводителейв повестку дня встали такие термины, которые зазвучали часто как «импортозависимость», «импортозамещение», «антисанкционный», «локализация» и т.д.

Наш канал разъяснял значение этих слов в своих материалах. Осталось лишь становится на термине «локализация». Потому что именно им как индикатором успешно проводимой политики в автопроме оперировал профильный орган – министерство промышленности и торговли РФ. 

Напомним, что в Стратегии развития автопрома РФ до 2025 года указывались некие контрольные цифры – к этому сроку локализация в отрасли должна была достигнуть по разным типам автомобилей до 70-80%.

москвич_Рено_конвейер

Ранее, локализация высчитывалась достаточно просто. Стоимость автомобиля делилась на две части. Одна - это отечественный металл, из которого сделан кузов и другие части машины, а также детали, произведенные на территории РФ, а другая – это импортированные комплектующие, не имеющие лейбла «сделано в России». Так и определялась локализация. Наш канал часто приводит пример, как в сентябре 2015 года президент АвтоВАЗа Бу Андерсон прокатив Владимира Путина на новом отечественном автомобиле Lada Vesta ответил на вопрос: а какова локализация машины, и стремительно выпалил – 71%. Но если разложить Lada Vesta более детально, то иностранная составляющая в ней окажется намного больше нежели 29%. Дело в том, что многие узлы и детали имеют зарубежные внутренности. Это явление получило свой термин – «скрытый импорт». 

локализация_веста_71

Автомобильные концерны удачно пользовались «скрытым импортом» и отчитывались, что локализация выпускаемых ими автомобилей в РФ растет семимильными шагами. Сегодня мы видим истинную цену этой дутой локализации.

Напомним, что сначала для автопроизводителей, решивших выпускать автомобили в РФ в 2005 году было поставлено условие – локализация за семь лет должна достигнуть 30%. Затем, когда чиновники увидели, что это слишком низкий показатель решили поднять его до 60%. Тогда в период 2010-2011 гг на эти условия подписались лишь АвтоВАЗ с Renault, Volkswagen, Ford и General Motors (два последних ушли из России).

Но когда начали составлять вышеупомянутую стратегию автопрома до 2025 года все же было решено ужесточить требования, потому что разобрав манипуляции со скрытым импортом, чиновники увидели, что "истинная" локализация выпускаемых в России иномарок не слишком то далеко ушла от тех самых 30%.

баллы_локализация

И вот наши профильные чиновники придумали метод балльной оценки, которую теперь применяют, чтобы оценить локализацию и на основе этой оценки выплачивать автопроизводителям компенсации по так называемому утилизационному сбору, а также доступ к госзакупкам. Не будем углубляться в этот стимулирующий к локализации механизм.

В общем систему ввели еще до ковида Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2019 года. Суть вот в чем. Чем больше отечественных компонентов в автомобиле, тем выше балл, да еще чем больше российских материалов в этих компонентах. Вот яркий пример. За технологическую операцию сварки и окраски кузова начисляется 400 баллов, за использование не менее 70% российского металла в общей массе кузова еще 200 баллов.

автопром5

Если все делать полностью из российских металла, деталей и прочего, то можно набрать максимальное количество баллов — 8800.

Уровень локализации подтверждают актами региональные торгово–промышленные палаты. Ни они, ни участники рынка публично не раскрывают эти данные, ссылаясь на коммерческую тайну. Но все же данные проникают в прессу. И вот мы видим какие же автомобили у нас самые локализованные. Естественно, что наиболее локализованными являются автомобили марки Lada. Так, модель Lada Granta набрала 4621 балл, Lada Niva — 4156, Lada Vesta — 3995 и Lada Largus — 3420 баллов.

автоваз_лада_веста

У корейских моделей, которые выпускает петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» — Kia Rio, Hyundai Solaris, Hyundai Creta — по 1550 баллов. У Toyota RAV4 и Toyota Camry — по 1000. Модели кроссоверов Nissan петербургского производства подошли к уровню в 1500 баллов.

По такой балльной расстановке можно оценить, какова же истинная локализация выпускаемых в стране автомобилей. То есть условно, локализация Lada Granta составляет 52%, а Hyundai Creta – 18%. А вместо заявленной Бу Андерсоном 71% локализации автомобиля Lada Vesta, более точная оценка по новой методике показывает цифру 45%.

Вот и судите о реальной локализации, и получите ответ на вопрос, а почему приостановилась работа всех автозаводов в РФ. Потому что автостроение - это одна из самых глобализированных отраслей экономики. 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >