+79139857900

Форум автобизнеса «ForAuto – 2020»: итоги и прогнозы российского авторынка

26 февраля 2020 в 10:47

20 февраля 2020 года в Москве проходил ежегодный форум автомобильного бизнеса «ForAuto – 2020», организатором которого выступило аналитическое агентство «АВТОСТАТ».

В этом году форум стал юбилейным, десятым по счету. Его посетили около 200 гостей, среди которых были дистрибьюторы и дилеры, производители запчастей и маркетологи, аналитики и собственники бизнеса, а также представители финансовых, страховых и лизинговых компаний.

По традиции форум начался с обсуждения итогов прошедшего года. Эксперты и аналитики обсудили негативные тренды на автомобильном рынке, которые, в первую очередь, сформировались под влиянием макроэкономических факторов – уменьшение численности трудоспособного населения, стагнация или снижение мировых цен на нефть, повышение ставки утилизационного сбора и, как следствие, - рост цен на новые автомобили. Кроме того, средний возраст легковых автомобилей продолжает расти и уже достиг 13,7 года. Меняется парадигма потребления – альтернативой покупке автомобиля становится каршеринг, авто по подписке, развитие общественного транспорта в крупных городах. Неожиданным, но важным фактором риска в этом году стал китайский коронавирус – из-за него уже рвутся цепочки поставок запчастей и комплектующих. Зато эксперты перестали считать отложенный спрос на автомобили фактором, оказывающим влияние на рынок.

Многие аналитики прогнозируют дальнейший спад продаж как на рынке новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом, а также в сегменте коммерческого транспорта, который в целом реагирует на экономику острее и быстрее, чем население. По прогнозам агентства «АВТОСТАТ», эта цифра в среднем по рынку новых легковых машин составит -6%. При позитивном сценарии продажи останутся примерно на уровне 2019 года, при негативном – падение может достигнуть 10%.

Итоги, прогнозы

Президент Ассоциации «РОАД» (Российские автомобильные дилеры), Олег Мосеев считает, что в наступившем году стоит ожидать снижения рынка новых автомобилей до 8%, при этом рынок автомобилей с пробегом останется на уровне 2019 года. В РОАД считают, что был достигнут некий «потолок», и пока население не станет богатеть, а автомобили не перестанут дорожать, цифры по рынку расти не будут.

Директор аналитического агентства «АВТОСТАТ», Сергей Целиков, выступая с обзором ситуации по авторынку, отметил, что соотношение продаж новых автомобилей и автомобилей с пробегом меняется и сейчас составляет 1 к 3,3. Однако этот показатель сильно отличается в зависимости от региона. Например, в Москве на 19 купленных новых автомобилей приходится 21 с пробегом, а на Дальнем Востоке, где продается мало новых, но огромное число автомобилей с пробегом, этот показатель составляет 3 к 46.

Эксперт также отметил сокращение дилерской сети в 2019 году – минус 80 дилерских контрактов. При этом продажи автомобилей на 1 ДЦ остались примерно те же, что и в 2018 году – 484 единиц.  

Что касается рынка «не легковых» видов транспортных средств, то и здесь по итогам 2019 года наблюдался спад продаж в сегменте среднетоннажных (-5%) и крупнотоннажных (-1%) автомобилей. Продажи легких коммерческих автомобилей остались на уровне прошлого года, и лишь в сегменте автобусов был отмечен рост рынка (+6%). Комментируя ситуацию, Сергей Целиков пояснил, что на эти рынки оказывают влияние не столько доходы населения, сколько факторы экономики – невысокие мировые цены на нефть, экономические санкции США и ЕС, повышение НДС и акцизов, рост цен на топливо и энергоносители. Поэтому пока неясно, чего стоит ожидать в 2020 году. Специалисты «АВТОСТАТ» смоделировали три варианта развития событий, но уверены, что более точный прогноз можно будет сделать только после получения результатов по 1 кварталу (из-за ситуации с коронавирусом).

 

Финансовые инструменты авторынка: страхование, лизинг, кредитование  

Большое внимание на форуме уделялось ситуации на рынках страхования, лизинга, кредитования.

О снижении доли электронных договоров ОСАГО и грядущих изменениях в тарификации рассказал Михаил Порватов, РСА. Он отметил, что изменение структуры рынка автострахования создало предпосылки для конкуренции между страховщиками (в ТОП-10 страховщиков доли у лидеров выровнялись). Сейчас на рынке ОСАГО примерно 50 компаний, хотя еще несколько лет назад их количество было в районе 200.

Его коллега Алексей Власов, Ингосстрах, уверен, что для оказания качественного сервиса по автомобилям с пробегом, автопроизводители должны запустить свою собственную линейку запчастей «второго уровня» - то, что сейчас делают Bosch и другие крупные производители запчастей. Переходя к теме лизинга, Артем Кохтачев, Газпромбанк Автолизинг, отметил, что сегодня преимущества автолизинга доступны только компаниям, а не обычным людям, что ограничивает рост лизинга – за последние 10 лет проникновение автолизинга увеличилось лишь на 10%.

Об одном из самых важных инструментов для развития авторынка в целом рассказал исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. Речь идет об автокредитах, доля которых за последние 6 лет увеличилась с 35% до 60%. В частности, в 2019 году доля продаж в кредит новых автомобилей выросла на 4% по сравнению с 2018 годом и достигла 44%, чему способствовали программы господдержки. В прошлом году также выросло и количество заявок на кредиты, а количество их одобрений, напротив, сократилось. Что касается, автомобилей с пробегом, то здесь также отмечен рост выдачи кредитов на 3%, однако сама доля здесь существенно меньше – всего 26%.

Продолжил тему автокредитования Владимир Шикин, НБКИ (Национальное Бюро кредитных историй). Он отметил, что в 2019 году в кредит было продано рекордное за последние 6 лет количество автомобилей – около 950 тыс. единиц, то есть 44% от общего объема продаж. На основе данных кредитных историй НБКИ рассчитывает ПКР – персональный кредитный рейтинг для каждого заемщика, который сейчас доступен для получения совершенно бесплатно. На основе этого показателя в будущем банки вынуждены будут конкурировать за «умных» клиентов с высоким ПКР.

 

Изменение поведения потребителей онлайн, оффлайн, в соцсетях – новая парадигма потребления

Пожалуй, самый интересный вопрос форума – как в этих условиях будут вести себя конечные потребители? Андрей Заволока, Google, представил результаты онлайн-опроса покупателей новых автомобилей, который проводится с 2012 года. Согласно результатам этого опроса, в 2019 году снизилась лояльность клиентов к определенному бренду. При этом на этапе выбора молодые люди (от 18 до 30 лет) рассматривали 7 марок авто, а вот более старшее поколение (старше 54 лет) ограничилось лишь 4. В среднем процесс выбора авто занимает 88 дней или 2,8 месяца, и эта цифра практически не меняется. Эксперт отметил, что в прошлом году резко возрос интерес покупателей к видео, которое имеет преимущество перед печатными промоматериалами. Кроме того, влияние сайтов автопроизводителей на принятие решения о покупке выросло до 85%.

Тему выбора автомобиля онлайн продолжил Максим Харитонов, MaхPoster. Он подчеркнул, что сегодня классифайдов, помогающих выбрать автомобиль с пробегом, стало меньше, однако их аудитория возросла многократно. Доля классифайдов в продажах подержанных авто превышает 90%. Уже сейчас с каждого проданного автомобиля с пробегом автосалон отдает 10% маржи классифайдам, а в дальнейшем эта цифра может вырасти.

Константин Локтев, Nielsen, познакомил аудиторию с результатами исследования индекса потребительского доверия. Согласно им, 75% российских потребителей считают, что экономика находится в состоянии рецессии. Каждый пятый сообщает, что у него нет свободных средств на покупки, а большинство покупателей все чаще говорят об ограниченном бюджете и приобретают только те товары, которые действительно необходимы. При этом, несмотря на ограничения, покупатели все еще готовы платить за качество и удобство, а также за то, что поможет сэкономить им время.

Какие автомобильные темы в начале текущего года больше всего интересовали пользователей в сети, рассказала Надежда Жуковская, Медиалогия.  По данным исследования, в январе 2020-го больше всего информации в СМИ было о бренде Toyota. А вот в соцсетях на первом месте была отечественная LADA. В Facebook и Instagram лидировал Audi. Но большую часть (60%) автомобильного контента составляли посты про авто с пробегом.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировой рейтинг автопроизводителей, или почему Chery больше Mazda, а Geely соперничает с Renault

Мировой рейтинг автопроизводителей показал в 2023 году существенные подвижки

16 апр 2024 в 06:00

Подробнее >
Photo

Milano раздора, или как отстаивают национальные интересы

Почему у Италии возникли претензии к концерну Stellantis

16 апр 2024 в 05:49

Подробнее >
Photo

Прощай, Samsung. Или как устоять и интегрироваться

Почему марка Samsung уходит с автомобильного рынка

15 апр 2024 в 09:27

Подробнее >