+79139857900

Где МАЗ сумел обогнать КАМАЗ?

28 февраля 2020 в 15:27

Соперничество двух производителей тяжелой техники из России и Белоруссии порой приобретает причудливые формы. Сегодня белорусский автопроизводитель МАЗ весьма серьезно проигрывает своему камскому конкуренту. Но есть один сегмент , где КАМАЗ пока явно проиграл белорусам.

Сегодня один из главных трендов развития грузовой и пассажирской техники в стране – газомоторизация. Данный приоритет обусловлен, прежде всего, не только наличием огромной природной базой данного вида ископаемого. Также считается, что природный газ экологичный вид топлива. При его сгорании не образуются твердые частици и прочие вредные вещества, как в дизеле.

Сегодня процесс газомоторизации в РФ в самом разгаре. Для регионов, приобретающих газомоторную технику предусмотрены госсубсидии. Так в прошлом году, на один ЛИАЗ-5292 CNG субсидия составляла 1 млн 866 тыс. руб. за единицу подвижного состава.

Сегодня у КАМАЗа есть модели полунизкопольного и низкопольного автобусов, работающего на кмпримированном природном газе. У его конкурентов Ликинского автобусного, Минского автомобильного и компании «Бакулин Моторз Групп», выпускающей автобусы под маркой Volgobus, также в модельной линейке есть газомоторные автобусы.

CNG_MAZ114  

 

Но в моторном отсеке газомоторного ЛИАЗа устанавливают двигатели российского производства Группы ГАЗ (ЯМЗ-53624 CNG). А вот на ПАО «КАМАЗ» (автобусы НЕФАЗ – это продукт дочернего предприятия камского автогиганта) на городские автобусы большого класса, работающие на компримированном природном газе, устанавливают китайские двигатели. Даже на самую новую модель - на рестайлинговый НЕФАЗ-5299-40-52 устанавливают китайский мотор Weichai WP7NG 260E51. Компания Volgabus выпускает 12-метровый «Ситиритм» 12 GLE / GLF – с моторами Yuchai YC6L280N-52.

Отметим, ранее для газомоторной техники закупали двигатели Mercedes-Benz, но немецкий автопроизводитель теперь сосредоточился на выпуске двигателей Euro-6. Это достаточно сложный и дорогой агрегат. А в нашей стране применение таких двигателей преждевременно, да и дорого.  

nefaz5299_40_1  

Но помимо использования компримированного природного газа (КПГ) весьма перспективным направлением является использование сжиженного природного газа  (СПГ) в качестве моторного топлива на автотранспорте.

Сжиженный метан (природный газ), в сравнении с КПГ обладает двумя важными преимуществами.

Техника на сжиженном природном газе, по сравнению с компримированным обладает двумя преимуществами: меньшим снаряженным весом, следовательно, меньше потерей в грузоподъемности/пассажировместимости, и большим запасом хода. Но единственным препятствием на пути широкого применения СПГ является неразвитость инфраструктуры заправок. Такую технику попросту негде заправлять.

 CNG_MAZ3

Впрочем, ситуация постепенно начинает изменяется. Промышленные гиганты «Газпром» и «Новатэк» разработали программу и приступили к строительству сети криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС). Особенностью данных программ является строительство таких заправок в отдельных регионах (пилотные проекты), так и вдоль главных автомагистралей страны. По мнению специалистов, к 2030 году магистральный автотранспорт будет потреблять до трети всего производимого в России объема СПГ.

И вот в этом направлении КАМАЗ отстал от МАЗа. Минский автомобильный завод уже освоил серийное производство СПГ-техники. КАМАЗ только приступает к ее освоению.

 CNG_MAZ2

У МАЗа уже есть модель тягача с двумя криобаками и запасом хода в 700 км. Модель называется МАЗ-54А02К. Тягач укомплектован 400-сильным двигателем Weichai Power WP12NG 400E50 уровня Евро-5 (2K в индексе модели - это он) и механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S2520 TO. Два криогенных бака для сжиженного метана - производства американской компании Chart, их суммарный объем - 755 л (405+350 л). Фактически модель рассчитана на российский рынок.

CNG_MAZ1  

Распространение СПГ планируется и на пассажирском транспорте. И МАЗ к этому готов. Уже начат серийный выпуск такой техники. В апреле 2019 года МАЗ изготовил опытные образцы 12-метрового и 9-метрового автобусов, работающих на СПГ. Минский автозавод стал первым в странах СНГ, создавшим такие машины и получившим на них официальные ОТТС. В мае автобусы прибыли в Челябинск на испытания.

Почему Челябинск? Все просто, в металлургическом Челябинске в рамках реализации программы «Чистый воздух» было решено закупить городские автобусы как на компримированном (сжатом) природном газе, так и на сжиженном. И Минский автозавод принял участие в этом проекте. Но если конкурс на автобусы на КПГ выиграл ЛИАЗ, то во втором конкурсе победителем был признан МАЗ. В конце прошлого года из Минска были поставлены 33 автобуса на сжиженном метане. А у НефАЗа имеется только опытный образец. Напомним, что КАМАЗ прошлой осенью на выставке Comtrans-2019 в Москве презентовал опытную модель НЕФАЗ-5299-40-57 на СПГ. Однако ей еще только предстоит пройти испытания, а затем и процедуру сертификации. То есть по большому счету, сыграв на опережение, МАЗ получил преимущество: когда Челябинск объявил тендер не поставку автобусов на сжиженном природном газе, у конкурентов просто не было требуемой техники.

CNG_MAZ9

Кстати, минчане хотят обойти и такой пункт нашего законодательства. Субсидии на приобретение выделяют только при закупке росских автобусов ЛИАЗ, НефАЗ, Volgobus. Поэтому чтобы обойти данное законодательное препятствие надо будет локализовать выпуск МАЗов в РФ. В планах проект по организации на территории Челябинской области (г. Миасс) совместного производства белорусских автобусов, работающих на сжиженном газе.

CNG_MAZ11

Кроме того, спрос на автобусы, работающие на сжиженном метане, начинает расти в Европе. И Минский автозавод, получивший козырь в виде автобуса третьего поколения, сейчас вполне серьезно рассматривает эту перспективу.

Поставленный в Челябинск МАЗ-203945 - это первая модель в линейке пассажирской техники Минского автозавода, работающая на сжиженном природном газе (СПГ). Вместо баллонов на крыше автобус оснащен криобаком, который разместился в заднем свесе. Геометрический объем криобака - 350 л, эффективный - 300 л. Он вмещает 120-130 кг сжиженного газа. Это количество топлива обеспечивает запас хода около 400 км при движении в городском цикле.

Еще одно отличие автобуса МАЗ-203945 от собратьев, работающих на сжатом газе, - двигатель. Если на первых устанавливают немецкий 6-цилиндровый движок Mercedes-Benz M 906 LAG EEV/1-02 (278 л.с., Евро-5), то на МАЗ-203945 - китайский газовый Weichai WP7NG 280E51 (в перспективе будет устанавливаться двигатель производства "МАЗ-Вейчай" этой же модели). Данный мотор также рядный 6-цилиндровый, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, с распределенным впрыском газа и искровым зажиганием. Он имеет рабочий объем 7,5 л, мощностью 270 л.с., максимальный крутящий момент 1100 Нм и соответствует экологическому стандарту Евро-5.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >