+79139857900

Главный грузовик Победы

8 мая 2023 в 10:16

В новых отечественных фильмах о Великой Отечественной войне произошла кардинальная смена образа грузовой техники. Теперь мало искушенному зрителю предлагается такой визуальный образ. В качестве основного грузовика вермахта (немецкой армии) в таких фильмах снимается отечественный грузовик ГАЗ-51 с измененным носом. В образе главного автомобиля Красной армии выступают ЗИС-5, редко полуторка ГАЗ-А. Часто в виде сделанных в мастерских киностудий образцов на чужом шасси. Что ж, понять создателей таких фильмов можно. Такая техника по прошествии многих лет либо была уничтожена в процессе съемок более ранних фильмов, либо пришла в негодность за истечением времени.

В принципе, уже с конца 70-ых годов прошлого века начался процесс, когда в качестве немецких автомобилей вермахта выставлялись под объективы кинокамер советские автомобили МАЗ-200, или КрАЗ. Никто из режиссеров и создателей тех фильмов не заморачивались такими вопросами. Сегодня наступил лишь апогей этого процесса. Но вот что надо отметить, что из современных фильмов о ВОВ пропал автомобиль, который можно назвать «рабочей лошадкой войны». И в современной кинематографии этот пробел теперь уже вряд ли будет восполнен.

Название «студебекер» встречало всех советских школьников на уроках литературы в младших классах в повести Валентина Катаева «Сын полка». В этом произведении, написанном еще в годы войны в 1944 году, упоминается грузовик с американским именем. Это была сцена, когда 12-летний Ваня Солнцев, которого сопровождал в тыл ефрейтор Биденко, привязавший к себе мальчишку веревкой, крепко заснул в кузове "студебекера". В свою очередь мальчишка, который стремился попасть на фронт, сумел сбежать из «студебекера», развязал веревку, и надел ее на сапог военврача. Вот так подрастающее поколение знакомилось с американским грузовиком. Да и в послевоенных художественных фильмах, а также кадрах кинохроники эти автомобили часто попадали в объектив.

В последний раз на экране «студебекер» наверняка появился в сцене погони детективного сериала «Место встречи изменить нельзя» 1979 г.в.

Почему именно этот грузовик стал «рабочей лошадкой» на фронтах войны? Пусть это и печально признавать, но военные автомобили США обходили советские грузовики абсолютно по всем критериям. Разница была слишком ощутима.

Позднее, уже в 70-ые годы в СССР также будет ощутима разница между западно-германскими грузовиками Magirus-Deutz и отечественными самосвалами на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Самый распространенный грузовик Великой Отечественной назывался Studebaker US6. Грузовик имел три оси, а также полный привод, что выгодно его отличало от отечественной грузовой техники. И было крайне необходимо на дорогах войны, где часто были не дороги, а месиво.

студебек_ЗИС5

В отсутствии отечественных полноприводных грузовиков военные водители безоговорочно признали его самым совершенным, мощным, экономичным и просто лучшим грузовиком Красной армии.

Как же попадал к нам на советско-германский фронт американский грузовик. Это целая отдельная история. Серийный выпуск автомобиля начался в США в январе 1942 года, а уже первые экземпляры стали попадать в автобатальоны РККА весной этого года. Перевозка автомобилей шла по рем путям. Автомобили веззли «северными конвоями», то есть из США и Великобританию в Мурманск и Архангельск. Также через Аляску и в дальневосточные порты СССР. Автомобили поступали в основном в наборах сборочных комплектов, упакованных в деревянные ящики, в меньшей степени в виде частично собранных или комплектных машин. Их сборкой на территории СССР занимались четыре автомобильных завода — московский ЗИС, развернувший конвейерное производство, Ульяновский автосборочный, Московский завод КИМ и после освобождения Белоруссии будущий Минский автомобильный завод.

студебек_иран

Но самый главный маршрут был «южный», через Иран. В августе 1941 года Иран был наполовину оккупирован английским войсками, а северная часть страны – советскими. С тех пор Иран и стал важнейшим, как сказали бы сейчас транспортным хабом, с отлаженной транспортной логистикой.

На территории Ирана работали три сборочных предприятия ТАР (Truck Assembly Plant), откуда одиночные грузовики и автопоезда, до отказа набитые ленд-лизовскими грузами, следовали в СССР своим ходом до 2 тыс. км.

студебек_пушки

В Красной армии грузовики Studebaker широко использовались для доставки личного состава, воинских грузов и буксировки прицепов или артиллерийских орудий калибра до 105 мм и массой до 2,25 т.

Ну и самое главное, на шасси американской машины размещали установки легендарных реактивных минометов «Катюша».

студебек_катюша

Кроме того, в СССР поступило 426 топливозаправщиков U5 с цистерной вместимостью 2 850 л. Каких только надстроек не было на Studebaker? Это и короткобазные самосвалы с задней и боковой разгрузкой, служивших в инженерных и строительных подразделениях. Даже такая специфический автомобиль для работы военных журналистов -  мобильный типографский комплекс, размещавшийся в четырех автофургонах с полным циклом подготовки и печати фронтовых изданий.

студебек_трал

В начале войны в армии ощущалась острая нехватка грузовой техники. Как военным перевозкам часто даже привлекался гужевой транспорт. И подспорье в виде американских грузовиков сильно помогло Красной армии. Подписание с США договора ленд-лиза оказало влияние на весь парк грузовой техники, использовавшейся в ходе войны. По разным источникам в СССР было поставлено от 312,6 тыс. автомобилей всех марок до 477,8 тыс.

студебек_солдаты

Наш канал рассказывал о еще одном популярном автомобиле на фронтах ВОВ марки «Додж». Этот автомобиль, на котором воевал сержант Гусев, фигурирует в книге Владимира Богомолова «Момент истины».

Согласно советской статистки поставки автомобилей Studebaker US6 составили 114 500 грузовиков. При этом в основном поставляли полноприводный вариант автомобиля. В дальнейшем, уже после войны американский грузовик оказал влияние на советский автопром, но это уже другая история. 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >