+79139857900

Хроника объявленного удушения. Как спасают Группу ГАЗ

6 марта 2020 в 15:46

Все меньше времени остается до 31 марта, когда российская Группа ГАЗ в полной мере на себе ощутит всю тяжесть калечащих санкций Минфина США. Американский орган внес отечественного автоопроизводителя в список в апреле 2018 г., как и российского олигарха Олега Дерипаски, владельца этих автомобильных активов. Как могут отразиться данные меры на отечественном автопроме и российском автомобильном рынке? Как в дальнейшем можно выйти из-под санкций. Об этом наш материал. 

 Напомним, что в апреле 2018 года с берегов Потомака из Вашингтона прозвучал грозный набат, извещающий о санкциях Минфина США целую группу российских компаний и их владельца Олега Дерипаску, которых внесли в черный список. В прошлом году олигарх все же смог договориться о судьбе крупнейшего в мире производителя алюминия компании «Русал» (Русский алюминий). Дерипаска снижает свою долю в материнском холдинге En+, владеющим контрольным пакетом алюминиевой компании, и санкции отменяют, введя в совет директоров английских и американских менеджеров.

 Такой же вариант Олег Дерипаска предложил и по Группе ГАЗ, но американцы не захотели обсуждать этот вопрос. По мнению британского делового издания Financial Times американцы таким образом хотят расчистить российский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) для популярной в России модели Ford Transit, которая в свою очередь выпускается на заводе в Елабуге (Республика Татарстан).    

До недавнего времени этот автомобиль продавался с объемами меньше, чем Газель, но после того, как стало известно о санкциях разрыв между ними стал сокращаться. Здесь следует отметить, что санкции ударяют не по самому предприятию, а по поставщикам, которые сегодня у Группы ГАЗ в основном зарубежные. Достаточно беглого взгляда на список компаний, среди которых можно увидеть канадскую Magna, японскую Takata, американские Delphi, Visteon, южнокорейскую Mando и т.д. Дело в том, что если эти компании будут работать с Группой ГАЗ, то им грозят весомые финансовые потери. Поэтому зависимость ГАЗа и выпускаемых на нем автомобилей семейства «Газель» и «Газон» обернулась вот такой негативной стороной. В принципе, можно найти других поставщиков, ведь советский автопром не зависел от зарубежных поставок, разве что в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ, экономическая организация социалистических стран куда входили СССР, ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Вьетнам и др).  

gaz_el22        

Сегодня, в преддверии введения санкций, зарубежным партнерам Группы ГАЗ проще прекратить поставки, нежели попадать под регулирующие меры могущественного ведомства США.

То, что Дерипаска уже точно попадет под давление и его активы будут обесценены, стало понятно после его поездки на деловой форум в Давосе. По итогам которой он говорил о невозможности договориться. Кроме того, через газету Financial Times был послан недвусмысленный сигнал. Была опубликована статья, о том, что российский олигарх выполняет определенные функции для высшего российского руководства.

 Операция «Спасение Группы ГАЗ»

В этих условиях, олигарху ничего не оставалось другого как приступить к распродаже активов Группы ГАЗ. Впрочем, все началось еще в 2018 году, когда начались переговоры между владельцами Группы и «Объединенной машиностроительной группой» (ОМГ).

Дело в том, что в свое время в Группу ГАЗ вошли не только автомобилестроительные активы (Горьковский автозавод и автобусные заводы в Ликино, Павловске и Кургане), но и предприятия выпускающие грузовики (АЗ Урал), Ярославский моторный, и несколько  предприятий, специализирующийся на выпуске спецтехники и ряд других машиностроительных активов, которые часто называют непрофильными.

 

gaz_el3

 

Так вот на днях «Объединенная машиностроительная группа» (владелец Дмитрий Стрежнев) закрыла сделку по приобретению у Группы ГАЗ автозавода «Урал» (г.Миасс), также получила долю в Ярославском моторном заводе, двигателями которой оснащаются грузовики и вездеходы «Урал». Кроме того, ОМГ отошли и другие непрофильные активы. Прежде всего ООО «РМ-Терекс», которое управляет такими предприятиями как «Тверской экскаватор», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Брянский арсенал», «Заволжский завод гусеничных тягачей». Отдельно стоит сказать о ЯМЗ, крупнейшем в России производители дизельных двигателей. ОМЗ отошло 47,2% акция ярославского предприятии, примерно такой же пакет остался у Группы ГАЗ. 

По словам экспертов, сделка с ОМГ сократила долг Группы ГАЗ и поддержала ее финансово на фоне падения рынка и негативного влияния угрозы полномасштабного введения американский санкций. Вливание средств позволит не сокращать инвестиционную программу ГАЗ на 2020 год. 

 URAL_1_1111

Могуч ли Урал?

О своих ланах в отношении приобретенных заводов владелец ОМГ Стрежнев рассказал в интервью «Интерфаксу». И вот что интересно, у нового акционера есть достаточно амбициозные планы по развитию автозавода. В прошлом году АЗ «Урал» смог реализовать 7836 автомобилей, что на 17% больше чем годом ранее. Причем доля экспортных поставок в объеме предприятия превышает 20%, а основными зарубежными рынками являются страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и даже Латинской Америки. В перспективных планах у предприятия дальнейшее развитие линейки грузовых автомобилей «Урал» с бескапотной компоновкой. Этого первенца показали в Москве осенью на выставке Comtrans-2019. Самосвал с модернизированной бескапотной кабиной с колесной формулой 6х4. Бескапотные дорожные автомобили могут использоваться в строительстве и в дорожно-коммунальном хозяйстве. Также на Comtrans 2019 экспонировалась новинки – капотный «Урал Next 6x4» на газовом топливе и новая модификация внедорожного автомобиля «Урал Next» 6х6: это бортовой автомобиль с краноманипуляторной установкой.

Ural_1_3

Также владелец ОМГ заявил о том, что на предприятиях сохранятся все наработки на предприятиях сегмента спецтехники, которые производятся на площадках РМ-Терекс.  

 

ГАЗ или НеГАЗ?

А вот что может произойти с заводами оставшихся в Группе ГАЗ после 31 марта 2020 года? Пока сказать сложно. С одной стороны, мы не могли не отметить, что чешская компания Skoda на мощностях ГАЗа начала производство своего нового кроссовера Karoq. Ведь после масштабного скандала под названием «дизельгейт», где группе Volkswagen по требованию американских регулирующих органов пришлось выложить несколько миллиардов долларов не должны пройти даром. Нести потери в России из-за контрактной сборки чешских  автомобилей в РФ на попавшем под санкции предприятии, было бы опрометчиво. Либо чешский менеджмент знает что-то больше нас.

С другой стороны, сегодня ГАЗ активно обкатывает предсерийные образцы «Газели NN», производство которой должно стартовать в конце этого года. В новом автомобиле установят более 30 систем помощи водителю: камеры, радары, ультразвуковые датчики. Если компания справится с американским давлением и решит проблемы с комплектующими, то у ГАЗ есть шанс остаться крупнейшим производителем LCV  российского рынка.

Дело еще в том, что в конце февраля Минпромторг РФ предложил повысить транспортный налог для коммерческих автомобилей экологического класса ниже «Евро-3». Если это предложение будет оформлено законодательно, то мелким перевозчикам и даже крупному российскому бизнесу придется избавляться от старых LCV и активнее закупать новые. Инициатива Минпромторга обострит конкуренцию между Ford и ГАЗом. А специалисты отрасли утверждают, что санкции американского Минфина как раз и расчищают дорогу коммерческим Ford Transit, удаляя с рыночного поля серьезного конкурента в лице Группы ГАЗ и его Газели.

 

Уважаемые читатели, как вы считаете, действительно ли санкции поспособствуют резкому ослаблению отечественного предприятия? Пишите в свои мнения в комментариях.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >