+79139857900

И в России будет автомобильный альянс

25 февраля 2020 в 14:18

Глобализация в мировом автопроме приводит к образованию альянсов производителей. Причем часто состав таких альянсов довольно необычен. Призрак консолидации мирового автопрома дошел и до России: ведущий отечественный производитель грузовиков КАМАЗ и отечественная группа «Соллерс» объявили о возможном создании альянса.

 

История создания альянсов в мировом автопроме насчитывает уже несколько десятков лет. Некоторые альянсы устойчивы и весьма продуктивны, другие, оказываются,  ситуативными, и, в конце концов, распадаются. Причины распада могут быть разными.

 

Как японский мотор стал французским

Однако глобализация диктует свои правила поведения на мировом авторынке. На фоне неустойчивости спроса на автомобили, в том числе в России, крупным компаниям вместе легче оптимизировать расходы на комплектующие, унифицировать производственные процессы, выстраивать дистрибуцию, обмениваться технологиями. Как показал опыт вышеупомянутого альянса Renault-Nissan, устойчивость таких союзов чрезвычайно велика, ведь каждый из его членов получает многое. Сегодня в мировом автопроме помимо альянса Renault-Nissan-Mitsubishi образовался еще один глобальный альянс. Речь идет о союзе итало-американской группы FCA (FIAT и Chrysler) и французской группы PSA. 

 Если франко-японская группа за 20 лет существования прочувствовала эффект синергии альянса, то новому альянсу еще предстоит сконструировать внутреннюю модель взаимодействия и распределения ролей и нащупать специализацию внутри столь разнородной группы.

А эффекты обязательно будут. Это видно на примере нашей страны и нашего автопрома. Сконструированный японцами из Nissan бензиновый двигатель объемом 1,6 л под индексом HR16 применяется для автомобилей всех марок, входящих в альянс. В частности, этот движок, который уже имеет французский индекс H4M, прописался в моторных отсеках, выпускаемых в РФ автомобилях Renault, Nissan, Lada. Таких примеров много. Японские разработки применяют в французских машинах, а французские, в свою очередь, в японских.

 отор h4m

Ситуативный альянс

Но в истории мирового автопрома есть примеры, когда время нахождения тех или иных игроков в альянсе недолговечно. Сегодня мало кто помнит альянс Daimler-Chrysler-Hyundai-Mitsubishi. На поверку временем он оказался ситуативным и некрепким. Его участники быстро разочаровались и пути их разошлись. Но в память об этом альянсе остались разработанные в начале прошлого десятилетия его участниками двигатели 2.0 и 2.4. Эти моторы устанавливаются как на Hyundai, так и на родственный бренд Kia с 2004 года а если вспомнить историю корейского автопроизводителя, то сразу все встанет на свои места. Созданный тогда в альянсе двигатель 2.4 GDI оказались не только достаточно надежными, но и еще долгожителями. Мотор 2.4 GDI мощностью 184 л.с. с непосредственным впрыском и фазовращателями на обоих распредвалах устанавливается не только на кроссовер Sportage, но также знаком по двум другим автомобилям Kia – более крупному кроссоверу Sorento Prime и седану Optima. Аналогично эти два двигателя используются в модельной линейке Hyundai.

 отор_Ниссан террано

Что же притягивает КАМАЗ и Соллерс?

Недавно было объявлено, что крупнейший российский производитель грузовиков КАМАЗ и один из ведущих производителей легковых и легких коммерческих автомобилей «Соллерс», хотят создать альянс. Детали проекта пока неизвестны: заявлено, что дорожная карта развития нового объединения будет представлена до конца года.

Об этом сообщила газета «Ведомости».

Принципиальное решение о создании альянса с «Соллерсом» принято. Желание создать альянс есть, вопрос находится в проработке. Идея создания альянса уже представлена курирующему автопром вице-премьеру правительства РФ Юрию Борисову и руководству Минпромторга РФ. Они не против.

Сейчас формируется дорожная карта будущего альянса. На первом этапе компании намерены реализовать совместные инвестиционные проекты в сфере производства автокомпонентов и развития новых технологий, цифровой трансформации в области маркетинга и продаж. Также интересны совместные закупки – эффект масштаба позволит сэкономить. Это будет полезным и для совместных предприятий, которые есть у «Соллерса» и КАМАЗа.

отор_соллерс

КАМАЗ уже давно проявляет интерес к перспективному сегменту легких коммерческих автомобилей: в конце прошлого года в прессу просочилась информация о его проекте малотоннажного автомобиля «Компас», который, имея грузоподъемность 1,5–2,2 тонны, целится на захват доли рынка LCV, и «Соллерс» в качестве партнера развития в этом направлении подходит идеально. Но все-таки наш канал видит и такой аспект создания первого отечественного альянса в автомобилестроении.

А именно, суть его заключается вот в чем. Эту мысль несколько лет назад озвучил Адиль Ширинов, занимавший тогда пост первого вице-президента и исполнительного директора Ford-Sollers, а ныне он руководитель группы «Соллерс».

Сегодня у компании 300 локализованных компонентов от 70 отечественных поставщиков. Но если проанализировать структуру компонентной базы, то вырисовывается следующая картина: сырье для производства и компоненты 2-го и 3-го уровня, в подавляющем числе будут зарубежными. Таким образом, в отечественных по своему происхождению  автокомпонентах заложена валютная составляющая цены. Ширинов тогда  отмечал, что в стране просто не существует производства многих исходных видов сырья для выпуска  автокомпонентов, например, таких как боросодержащие и нержавейные сорта сталей, ряд полимеров, резинотехнических смесей. Предприятия автокомпонентной отрасли вынуждены использовать около 60% сортов импортной стали, при наличии мощной отечественной металлургии, 90% сырья для полимеров, резиновых смесей  и т.д.

Адиль Ширинов тогда призвал автопроизводителей обсудить данную проблему с поставщиками из смежных отраслей и максимально локализовать сырьевую компоненту.

В интересах государства рассмотреть данный вопрос и скоординировать действия участников из разных отраслей, поскольку это приведет к созданию новых производств, рабочих мест, новые компетенций и технологий. В свою очередь, фактор ценообразования автокомпонентов будет в меньшей степени зависеть от валютной составляющей.   

Ширинов тогда призвал автопроизводителей работать над высоко локализованной продуктовой линейкой. Он отметил, что это магистральный путь не только отдельно взятого автопроизводителя, но и всей автомобилестроительной отрасли страны. Вот теперь понятно, почему КАМАЗ и Соллерс хотят создать альянс.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировой рейтинг автопроизводителей, или почему Chery больше Mazda, а Geely соперничает с Renault

Мировой рейтинг автопроизводителей показал в 2023 году существенные подвижки

16 апр 2024 в 06:00

Подробнее >
Photo

Milano раздора, или как отстаивают национальные интересы

Почему у Италии возникли претензии к концерну Stellantis

16 апр 2024 в 05:49

Подробнее >
Photo

Прощай, Samsung. Или как устоять и интегрироваться

Почему марка Samsung уходит с автомобильного рынка

15 апр 2024 в 09:27

Подробнее >