+79139857900

Импортозависимость, импортозамещение, локализация и антисанкционность в российском автопроме. В чем отличия?

19 апреля 2022 в 13:48

Как стремительно ворвались в нашу жизнь эти новые термины. Простому российскому автолюбителю остается только понимать их значение и употреблять правильно.

Судя по всему, эти термины «пропишутся» в нашем лексиконе надолго. Потому имеет смысл рассмотреть их значение на конкретных примерах, чтобы получить достаточно ясное представление.

Начнем с понятия «санкции». Это слово стало общеупотребительным. Но на самом деле «санкции» - это некий инструмент целенаправленного регулирования. Формальное применение любого инструмента нацелено на то, чтобы добиться от страны каких-то решений, или пострадать самим от этих решений, как сегодня «страдает» Европа от введения антироссийских санкций. 

На этот раз «гордиться» можно беспрецедентностью объема санкций против РФ. По другим странам санкционное меню таково: против Ирана введено 3 616 санкций, Сирии – 2 608, КНДР – 2 077, Венесуэлы - 651, Мьянмы – 510 и против Кубы - 208. Сегодня у РФ 7 116 антироссийских санкций. Действует пятый пакет санкций ЕС, начато согласование шестого, готовится седьмой. Санкции это не безболезненное меню. Ущерб до конца года может вылиться в падение от 3 до 5% валового внутреннего продукта (ВВП) РФ (по оценке консалтингового агентства JP Morgan).

Напомним, в период крымской весны 2014 года ущерб от санкций выразился падением ВВП страны на 0,5%, то в следующем 2015 году уже 3,7%, и в в 2016 еще полпроцента.  

Ограничения сохранятся надолго, и только после прекращения украинской спецоперации прекратится их усиление, но не отмена.

 Импортозависимость. Поставщики высокотехнологичных товаров и услуг подконтрольны BIS (Бюро промышленности и безопасности – американский Минпромторг) и обязаны получать лицензии на экспорт в Россию электроники и компонентов. Запрещен не только экспорт товаров американского производства, но и произведенных в других странах, если при их производстве используются американские технологии (например, софт или оборудование). А таких товаров чуть больше, чем все. Эти санкции отрезают много отраслей в том числе такие как нефтяная, газовая, добыча полезных ископаемых и проч. Зависимость отраслей от импортных поставок очень высока.

Понятно, что будут искать схемы отхода. Освоить быстро производство такого уровня оборудования практически невозможно.

импортозамещение таблица

Импортозависимость отечественного автопрома представлена наряду с другими отраслями экономики в масштабном и глубоком исследовании, которое в 2016 году провели специалисты НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Они выяснили, что средний уровень импортозависимости российских компаний был около 40%. В автомобильной отрасли этот уровень гораздо выше (см. диаграмма). За последние 5 лет ситуация стала еще хуже. В автомобилестроении импортозависимость за шесть лет не снизилась. Программы локализации в автопроме, на которые в последние годы потрачены огромные бюджеты, эффекта не дали.  

 импортозамещение 2

С импортозависимостью должно «бороться» импортозамещение. К сожалению, отечественные аналоги импортных комплектующих чаще всего отсутствуют на рынке. Но если присутствуют, то они менее качественные, дороже и требуют для производства импортных материалов, технологий, софта или оборудования. Импортозамещение достаточно трудоемкий и долгий процесс, требующий не только огромных инвестиций, но и организационных, управленческих ресурсов, обучения сотрудников и т.д.

Тем не менее достойные примеры импортозамещения в автомобилестроении имеются. Почему-то вспоминается такой процесс, который был проведен Группой ГАЗ по выпуску средних дизелей ЯМЗ серии 530. Отливки блока и головки цилиндров производят на литейном заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде, раньше привозили из Германии от компании Fritz Winter. Поршневую выпускает костромской завод «Мотордеталь». Поковку коленвала освоил «КАМАЗ», из Димитровграда поставляют вкладыши, а маховик, распредвал, шестерни ГРМ делают на ЯМЗ.

 импортозамещение_ямз

Поскольку сегодня в мире несколько технологических центров, то сейчас многие промышленники ищут спасение, обращаясь на китайский рынок. Но тут нужно очень четко понимать, что попадая в зависимость от поставок китайских предприятий, импортозависимость не снижается. В таком случае не происходит и импортозамещения. Просто предприятие встает на тропу «антисанкционности». Недавно мы рассказывали о том, как Минский автомобильный завод представил антисанкционный автобус МАЗ-203047, который оснащается китайским мотором Weichai и коробкой Fast Gear, произведенной в Республике Беларусь на совместных предприятиях в особой экономической зоне «Великий Камень» под Минском. Но поскольку локализация производства этих моторов невелика и основные узлы и детали привозят из Китая для сборки в Минске импортозависимость МАЗа не снизилась, просто поменялось направление импорта. Ранее автобусы МАЗ оснащались моторами Mercedes-Benz. 

О локализщации мы поговорим подробнее в следующих материалах. 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >