+79139857900

Как американский мотор стал российским, или цап-царап по-камазовски

3 января 2023 в 16:25

Оказывается, о партнестве с крупнейшим мировым моторостроителем Cummins задумывались еще во времена СССР более тридцати лет назад. Однако реализовать его удалось только в Российской Федерации. А сегодня моторы Cummins "национализированы" отечественным автогигантом. 

Недавно совместное предприятие Камминз-КАМА было переименовано в «Кама Дизель», здесь выпускают два семейства моторов Cummins серий B и L.

Данное совместное предприятие начало работу в 2006 году, когда страна интегрировалась в мировую глобальную экономику. Тогда руководство КАМАЗа взяло курс на создание совместных предприятий, партнерами камского автогигната выступали такие ведущие производители узлов и агрешатов как Cummins, ZF, Knorr-Bremse, также были открыты производства Federal Mogul и других мировых производителей автокомпонентов.

Примерно пять лет спустя, в интервью журналу «Эксперт», которое имело броский заголовок «Хочешь стать сильным значит будь глобальным» руководитель КАМАЗа Сергей Когогин так отзывался о двигателях Cummins (о семействе ISB 6.7).

«У нас есть продуманная и реализуемая стратегия производства. В диапазоне от 150 до 300 лошадиных сил — это СП с Cummins. Шикарнейший двигатель, самый массовый в своем классе. Он производится в США, Латинской Америке, Англии, Китае, Индии, а теперь и в России. У двигателя нет никаких серьезных проблем. Высочайшее качество, отличная технология и очень низкая себестоимость. Последнее для нас особенно важно, поскольку наша цель — добиться цен, сопоставимых с китайскими аналогами».

kamaz_motor4

Впрочем, эти лестные слова в адрес американского силового агрегата от руководителя крупнейшего в России производителя грузовой техники свидетельствуют об одном. Создание СП с американским производителем преодолевает технологическое отставание флагмана российского грузового автопрома, которое комплектовало свои грузовики устаревшими моторами V8.

И вот какой интересный парадокс можно обнаружить, если отлистать несколько страниц истории. Оказывается, в далеком 1987 году еще в СССР Набережные Челны (тогда еще город Брежнев) посетила американская делегация из Cummins. Сложно поверить, стороны основали СП КамДизель, чтобы оснащать советские КАМАЗы камминсовскими моторами.

А какие планировались масштабы! Сначала объемы поставок должны были составить 25 тыс. моторов в год, с последующим ростом до 150 тысяч силовых агрегатов. Но в 1993 году сгорел камазовский завод двигателей, а с ним и российско-американское СП. И совместное предприятие Камминс КАМА возродилось только лишь в 2006-м.

Какие выводы можно было сделать из той давней истории? За год до этого руководитель страны Михаил Горбачев, как известно, посетил Волжский автомобильный завод, где произнес нетленку: «А почему бы не сделать ВАЗ законодателем мировой автомобильной моды»? Как известно, плановая советская экономика отреагировала тем, что денежные средства Минавтопрома СССР в ту пятилетку срочно перекинули на строительство и создание НТЦ ВАЗа в Тольятти.

А вот перед грузовым автопромом страны Советов не была поставлена такая амбициозная задача об автомобильной моде. Да и незачем. Потому и пришелся ко двору визит камминсовской делегации годом спустя. Современный мотор для грузовиков уже тогда в советском автопроме, как оказалось, был необходим.

Но к решению проблемы удалось вернуться только в нулевые годы с создания совместного предприятия с Cummins.

kamaz_motor1   

По сути, сегодня камский автогигант взял на вооружение такой подход к оснащению своей модельной линейки, сделав ставку на рядные дизели. Cummins ISB (КАМАЗ-667 Е5250) обеспечивает потребности техники с мощностными характеристиками до 300 л.с. Они устанавливаются на автобусы НефАЗ-5299, на самосвалы КАМАЗ-43255-G5 с колесной формулой 4х2. Моторами КАМАЗ-667.510-310 (аналог Cummins ISB6.7E5310) мощностью 300 л.с. оснащаются трехосные КАМАЗ-65115-5H, 65116-5H, 65117-5H. Эти серия силовых агрегатов самая массовая, занимающие 80% объема выпуска «КамаДизель».

На ступеньку выше КАМАЗ-689, аналог Cummins ISL в версиях 340, 360 и 400 л.с. Такие моторы идут на КАМАЗ-61115-RR и КАМАЗ-65201 с колесной формулой 8х4. Также ими оснащается КАМАЗ-6520 Люкс, с кабиной К4 от Axor.

kamaz_motor3

Старшим в модельной линейке является новый отечественный силовой агрегат КАМАЗ-910, обеспечивающий потребности тяжелой техники. Это двигатели экологического класса «Евро-5» с рабочим объёмом 12 л, диапазон мощности двигателей – от 380 до 630 л.с. Кроме того, в первом полугодии 2023 года планируется переход на двигатели модели 910.50 с увеличенным рабочим объёмом до 13 л.

Kamaz_motor_6520_LUX

Примечательно, что уход Cummins по политическим мотивам не застопорил процесс производства, хотя вызвал определенные трудности. Но руководитель КАМАЗа Сергей Когогин очень оптимистично оценивает ситуацию, да вдобавок гордится экономическими показателями.

«Сегодня все заводы с иностранным участием принадлежат ПАО "КАМАЗ", все работают. Мы не потеряли ни людей, ни технологий. Только по мотору 6,7 литра локализовано 86 деталей, из них 68 – за март и апрель. Вдумайтесь! У нас, когда мы начинали производство таких двигателей, цель была – обрабатывать только базовые крупные узлы. [Эту часть] мы проинвестировали. Остальное поступало из Европы, Китая, США. Наступило время, чтобы освоить то, что мы раньше не делали… Когда мы завершили локализацию мотора объемом 6,7 литра, он имел один из самых низких уровней себестоимости в мире и мог конкурировать по цене с Китаем. Вот такую работу мы провели и продолжаем", - рассказал Сергей Когогин ведомственному камазовскому изданию в ноябре прошлого года.

kamaz_motor2

Правда, камазовцы пользуются и параллельным импортом (в получивших ОТТС летом и осенью моделях сохранились блок управления Cummins, ТНВД – Cummins и Bosch, форсунки Bosch, турбокомпрессор Holset), и, соответственно, поставками из дружественных стран. 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >