+79139857900

Как Бразилия стала «законодателем моды» в автомобилестроении

4 мая 2020 в 15:20

Тропический гигант, расположенный в Южном полушарии, не имеет своей собственной марки легковых автомобилей. Тем не менее, он стал «законодателем моды» в мировом автомобилестроении. Наш канал раскрыл эту тайну, оказалось, что это интереснейшая и малознакомая в России страница мировой автоиндустрии.

Действительно, собственных брендов массовых легковых автомобилей в Бразилии нет. Еще более чем полвека назад на их рынке хозяйничала «бразильская четверка», это GM, Ford, Volkswagen и FIAT. И сегодня эти автопроизводители занимают ведущее положение на бразильском автомобильном рынке. Правда, позже к этой «четверке» присоединились такие компании как Honda, Toyota, Hyundai, Chrysler (Jeep). А также и Renault, обосновавшийся в городе Куритиба, столице штата Парана. Этот город особый в нашем рассказе.

Но мы говорим об автомобилестроении и вот тут самое время вспомнить о такой бразильской марке как Marco Polo. У нас о ней практически никто не знает. А вот почему она стала «законодателем моды» в автомире, тут все очень просто.

Причина тому, быстрый рост городов. Бразилия тоже проходила процесс урбанизации с взрывным ростом городского населения. Именно в этот период сильно обостряются транспортные проблемы городов. И одно из решений лежит в области развития общественного транспорта, для массовых внутригородских перевозок.

brt_Куритиба

Перенесемся в далекие 70-ые годы прошлого века. Столица штата Парана тоже быстро росла и преодолела миллионный рубеж (сейчас в городе 1,7 млн жителей). Как бы было у нас? Город, достигший миллиона жителей, был бы поставлен в очередь на получение метрополитена, и даже эта очередь до него бы дошла.

Но в Бразилии в те годы не было таких градостроительных нормативов, а у власти была военная хунта, которую критиковали все прогрессивные силы страны. Ведь военные имеют несколько иной функционал, а управлять сложными городскими системами они не могут априори.

И вот происходит интересный поворот. Губернатор штата Парана (член правящей тогда в Бразилии военной хунты) назначает префектом (мэром) города Жаиме Лернера, тридцатитрехлетнего архитектора-урбаниста, инженера и гуманитария, обладавшего собственными, куда более глубокими идеями по поводу развития города. Вот можно сказать точка отсчета как Бразилия стала законодателем мод в мировом автостроении.

Curitiba_BRT_02

Жаиме Лернер стал основателем новой транспортной системы BRT (Bus Rapid Transit), или метробус. Он первым сообразил взглянуть на ситуацию шире: автобусы нужно «вписать» в условия города. В частности, Лернер догадался выделить специальные полосы для сверхбольших автобусов, а также обеспечить их преимущество в движении. На эти полосы нельзя заехать посторонним легковушкам и прочему транспорту. Именно эти особенности использует система BRT до сих пор. Но, разумеется, она включает еще много сопутствующих факторов, ускоряющих пассажиропоток, — например, специальные посадочные станции (тубусы Лернера). Они состоят из облеченных металлоконструкций, которые не позволяют появляться на них пассажирам неоплатившим проезд. Как у нас в метро.

Новая система БРТ/метробуса, как очень удачная и эффективная для крупных городов, впоследствии в 80-, 90-, 00-ые годы была тиражирована во многих мегаполисах разных стран: от США до Турции, от Мексики до Индонезии, от Франции до Бангладеш и Китая. Но наибольшее развитие BRT получила в городах Латинской Америки, где, собственно, и родилась.

Transmilenio_БРТ

Но тогда в далекие 70-ые за нестандартный заказ подвижного состава взялось крупнейшее в Бразилии автобусное ателье Marcopolo (да-да, то самое, по лицензии которого наш КАМАЗ собирает модель автобуса малой вместимости Bravis).

На улицы Куритибы вышла первая трехсекционная «гармошка» Torino Biarticulado. Построена она была на среднемоторном шасси Volvo B58E и производилась до 1997 года. Гигантский автобус вмещал до 220 человек, при том, что его силовой агрегат 10-литровый дизельный мотор, который развивал невысокую по нынешним временам мощность - всего 185 л.с. Затем, заменили движок на более мощный - 286-сильный. В 2000 году, появились автобусы второго поколения — уже на шасси Volvo В10М и более вместительные (270 человек), но с мотором прежней модели. В 2010 году стартовали машины «третьей серии» — те, что стали самыми длинными в мире. Здесь — более современный кузов, новое шасси В12М, еще более мощный и экологичный двигатель (340 л.с., Euro 3). И вместимость выше — уже не 270, а все 300 пассажиров. Кузова всех метробусов местного производства Marcopolo, позднее появилась и другая фирма - Induscar/Caio.

Вот такую эволюцию прошла бразильская автомобильная компания Marcopolo, став «законодателем мод» в этой отрасли автобусостроения. Примечательно, что у нее появились филиалы. Например, в Колумбии, где работает одна из крупнейших в мире систем метробуса  Transmillenio, в ее 8-миллионной столице Боготе, где  на линиях эксплуатируются автобусы колумбийского филиала Marcopolo-Superior. Всего в системе на 114 км и 8 линиях эксплуатируется 1700 единиц подвижного состава, в большинстве своем трехсекционники. 

В принципе секрет прост. В основе трехсекционника используются шасси трех грузовых марок, заводы которых имеются в Бразилии: Mercedes-Benz, Scania или Volvo. По агрегатам и компоновке трхсекционники немногим отличаются от привычных нам автобусов-гармошек. Двигатели - самые современные, включая газовые, гибридные и даже «спиртовые» (особенность Бразилии); коробки передач — только автоматические.

Scania -БРТ

Кстати, недавно мы рассказывали, что на родине метробуса/БРТ в Куритибе происходит массовое обновление подвижного состава. Новые трёхсекционные сочленённые автобусы, оборудованные автоматическими коробками передач Allison, выходят сегодня на маршруты. Это автобусы на шасси Scania, которые имеют длину 27 метров и способны перевозить до 250 пассажиров. Они оснащены кузовом от местного кузовостроителя Caio и двигателем мощностью 360 л. с., крутящим моментом 1850 Н•м. Впервые тут применена переднемоторная компоновка. Это позволило увеличить пространство, доступное для пассажиров, и упростить их перемещение между тремя секциями автобуса (см. фото).

А сегодня перед Marcopolo и другими бразильскими производителями автобусов стоит задача по экологизации подвижного состава. Многие латиноамериканские города расположены в горной местности Анд и проблема загрязнения воздуха здесь стоит очень остро. И одно из направлений решения экологических проблем  – газомоторизация.

В мексиканский город Пуэбло (кстати, там расположен завод Volkswagen, где выпускают автомобиль Jetta, в том числе и для России) пришли первые 24 автобуса с работающими на сжатом метане двигателями, отвечающими экологическим нормам Евро-6. Это бразильские сочлененники Marcopolo Torino с огромными коробами газовых баллонов на крыше. Эти «гармошки» имеют в салоне кондиционеры и информационные экраны.

Российские города не такие богатые, и рецепт, придуманный когда-то Жаиме Лернером, весьма кстати пригодился бы для решения транспортной проблемы отечественных мегаполисов. Кстати, об опыте Куритибы в 2007 году рассказал глава Общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин в своей статье «Почему этот город движется». С тех пор утекло много воды в российских реках, но никто из российских мегаполисов так и не приступил к реализации проектов БРТ/метробуса. Были попытки столицы Башкортостана Уфы пригласить турецких специалистов поучаствовать в таком проекте в качестве экспертов, но это ничем не закончилось.

Сегодня в Казани столице Татарстана составляют планы по развитию метробуса/БРТ. Руководители города и профильные чиновники понимают, что вторая ветка метро, строительство которой началось, не сможет охватить все сколько-нибудь значимые районы города и по ряду направлений эффективнее запустить скоростную автобусную систему. Какой она будет? Просто выделенные автобусные полосы, как это сделано в Москве, или отдельные полосы как в городах Бразилии, Колумбии или более близкой к нам Турции? Ответа пока мы дать не можем. Очень жаль, что такое инновационное изобретение пока не востребовано у нас в стране, а ведь оно могло бы стать эффективным решением для повышения мобильности российских горожан, коих большинство в населении страны.     

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >