+79139857900

Как чехословацкие трамваи Tatra еще полвека будут возить россиян

27 ноября 2023 в 15:02

Сегодня, когда государство обратилось к проблеме обновления парка пассажирской техники в российских городах, оказалось, что согласно нормативам, потребность в новых транспортных средствах до 2030 года составляет 65 000 автобусов, 5100 троллейбусов, а трамваев – 4200.

При этом, как недавно отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев, у автобусов сегодня средний возраст, по данным регионов, превышает 8 лет при нормативном сроке службе от 7 до 10 лет. Средний возраст парка троллейбусов страны 15 лет, при сроке 12-15 лет, а средний возраст российского трамвайного парка 25 лет. Иными словами, парк пассажирской техники настолько изношен, что подошел к пределу нормативных сроков эксплуатации.  

Труднее всего обновлять парк трамваев. Трудность в том, что из всех видов транспорта,  трамвайный вагон имеет самую высокую стоимость - он в несколько раз дороже троллейбуса и дизельного автобуса. В тоже самое время, трамвайный вагон на сегодня самый «долгоиграющий» вид подвижного состава городского пассажирского транспорта.

татра_Прага_G

Многие в прошлые годы посещали Прагу в качестве туристов. В этом городе парк состоит преимущественно из вагонов модели Tatra T3, хорошо известной в нашей стране. После проведенной модернизации эти вагоны выглядят очень привлекательно, как одна из достопримечательностей чешской столицы. Это важно, поскольку «Злата Прага» - это еще и один из туристических центров Старого континента, и вагонный парк не должен портить имидж города.

татра_самара_пара

В Российской Федерации, в советские времена, трамвайные парки городов формировались вагонами как отечественного производителя УКВЗ из Усть-Катава Челябинской области (ныне подразделение Роскосмоса), но были и другие города, в которых парк был сформирован из импортных вагонов чехословацкого производства. В основном это была модель Tatra T3SU. К таким «татро-городам» относят обычно Барнаул (самый восточный «татро-город» страны), Екатеринбург, Самара, Волгоград, Ижевск, Орел. Также большая доля чехословацких вагонов в парках таких городов как Златоуст, Краснодар, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Саратов, Ульяновск. И, конечно, до последнего времени, самый большой парк чехословацких трамваев был в столице нашей страны городе-герое Москве.

Татра_Москва_синий

Но поскольку столичный парк полностью обновил свой состав на вагоны отечественного производства «Витязь-М», то из парка были выведены чехословацкие вагоны, которые прошли модернизацию на столичном заводе. Этот модернизированный и обновленный подвижной состав был передан из Москвы ряду областных центров в Европейской части страны. Конечно, передача столичной техники подкорректировала показатели общего износа, но все же не смогла сильно повлиять на омоложение.

Татра_Мск2

Сегодня новый низкопольный трамвай отечественного производства стоит более 80 млн руб. Соответственно, когда трамвайный парк состоит из нескольких сотен чехословацких вагонов, то требуется гигантская сумма в несколько миллиардов рублей для омологации. Таких сумм обычно, нет в городском бюджете.

Наш канал рассказывал, что в 10 российских городах были заключены концессионные соглашения, в которых предусматривается не только реконструкция трамвайной сети, но и обновление подвижного состава. В эту программу попали и некоторые «татро-города» - Нижний Новгород, Липецк, Курск, Ростов-на-Дону. В них, конечно же, появится новый отечественный подвижной состав. Но охват неполный таких городов неполный, во многих останется внушительный парк старой чехословацкой техники.   

В данном случае надо учесть тот факт, что поставки чехословацких трамваев осуществлялись до развала мировой социалистической системы в самом начале 90-ых прошлого века. Ведь Чехословакия, в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи) была главным «трамваестроителем» соцстран. Трамвайные вагоны марки Tatra поставлялись не только в республики Советского Союза, но и в Восточную Германию (ГДР), Болгарию, Румынию, Югославию и трамвайные системы своей страны ЧССР.

Таким образом, не трудно посчитать возраст этой техники. Во всех вышеперечисленных городах нашей страны возраст трамваев Tatra перешагнул за три десятка лет, и они продолжают интенсивно эксплуатироваться. Особенностью моделей данной марки является «неубиваемая» трамвайная тележка. Она может работать несколько десятилетий, поскольку в ее основе удачная конструкция. Поэтому для российских «татро-городов» логическим представляется решение – модернизация с использованием проверенной годами тележки. Причем стоит непростая задача - из высокопольного трамваи сделать, удовлетворяющие требованиям «доступной среды». Это означает, часть салона должна быть низкопольной, куда без проблем может заехать пассажир с ограниченными возможностями движения, или мама с коляской. Но надо иметь ввиду, что конструкция старой «неубиваемой» тележки имеет определенную высоту, и водрузить на нее современный низкопольный кузов невозможно: для полностью низкопольных вагонов конструируют особые тележки.

Татра_БКМ_Нск1

Однако модернизация старых вагонов с использованием тележек несет существенную экономию. Здесь уместен пример Новосибирска. Правда, в этом городе модернизируют трамваи на отечественной основе. Стоимость такого модернизированного новосибирского трамвая составляет примерно 22 млн руб., что в несколько раз ниже, в сравнении с покупкой современного низкопольного отечественного вагона.

В этом городе работает совместное российско-белорусское предприятие ООО «БКМ-Сибирь», которое уже обновило 42 вагона. На тележки от отечественного трамвая КТМ-71-605 устанавливают кузов первой комплектности из Минска белорусской модели БКМ-62103.

Поскольку дизайн этого белорусского вагона уже устарел, то мэр города Анатолий Локоть пожелал, чтобы у модернизированных трамваев был более современный дизайн. Со следующего года, БКМ Холдинг будет поставлять вагоны первой комплектности с обновленным дизайном.

Таким путем модернизации решили пойти власти «татро-города» Самары. В городе парк чехословацкой техники насчитывает более 300 трамваев. Недавно ТТУ Самары заключило контракт с белорусским производителем на реновацию пробной партии вагонов. От старых Tatra, чей возраст приближается к полувековому юбилею, оставят «вечную» платформу и колесные тележки, и на них установят полностью новый кузов.

татра_самара реновац_G

«Мы смонтировали у себя платформы с колесными тележками от двух вагонов и отправили их в Минск. Там на них будут ставить новый кузов. Поскольку это первый такой опыт - посмотрим, как на БКМ сумеют адаптировать новый кузов к старой основе», рассказал директор ТТУ Михаил Ефремов. Впоследствии, если заказчика удовлетворит данный метод реновации, то задействуют мощности местного Северного депо, по модели реновации, как в Новосибирске.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >