+79139857900

Как итальянский FIAT вытаскивал «Восточный блок» в общество потребления

6 июня 2023 в 11:45

Что было общего у популярного в свое время мультфильма про Болека и Лелека и началом массовой автомобилизации? Не поверите, название Бельско-Бяла. В этом городке находилась студия мультфильмов, где «родились» герои мультсериала, и еще автомобильный завод, где был начат выпуск легендарного «Малюха». Это народное название автомобиля FIAT-126 polski

6 июня 1973 года, ровно 50 лет назад, с конвейера завода сошли первые серийные «малюхи». Это крохотный автомобильчик длиной чуть более 3 м (примерно как отечественная Ока). Правда, были они собраны из итальянских деталей.

Оригинальный FIAT-126 был презентован публике на автошоу в Турине в ноябре 1972 года. Примерно годом ранее, представители польского коммунистического правительства подписали лицензионное соглашение, по которому данная модель автомобиля FIAT, имела право выпускаться в Польше.

FIAT-126_warsaw

Это было замечательное время, когда лицензии покупались на Западе, из-за того, что коммунистические правительства советского блока беспокоились об удовлетворении запросов возросшего благосостояния трудящихся и ликвидации появившегося дефицита. Наш канал рассказывал, как была проведена фактически спецоперация по аналогичному соглашению между советским правительством и тем же итальянским FIAT-oм. Отставание с Западом становилось все более заметным.  

FIAT-126_33

Руководитель народной Польши Эдвард Герек, объявивший новый экономический курс,  фактически поступил как «старший брат», купил у итальянцев лицензию, построил с нуля завод. Для нового руководителя народной Польши это был знаковый проект, поскольку если в 50-60-ые годы на первых порах индустриализации было достаточно небольшого количества автомобилей, выпускаемых варшавской фабрикой, на основе советских автомобилей «Победа», то с ростом благосостояния трудящихся нужны были другие подходы. Так, был начат выпуск автомобиля FIAT-125 p.

FIAT-125_P

А чтобы польским трудящимся было доступно очень дешевое средство передвижение ставка была сделана на младшую модель FIAT-126, который и получил имя «малюха». Этот маленький «фиатик» позволял небогатой польской, венгерской, болгарской семье обрести собственное средство передвижения. В самых западных районах СССР в 70-80-ые годы нередко можно было увидеть польских туристов на этих FIAT-126 p. Говорят, что они везли дефицитный товар и продавали его у нас, то есть спекулировали, таким образом, закрывая дыры, созданные плановой экономикой. 

FIAT_126_34

Для «малюха» было начато строительство нового завода в шахтерском силезском крае в городке Тыхы. Хотя все же 50 лет назад FIAT-126 p сошли с конвейера завода в Бельской-Бяле. В дальнейшем на этом заводе выпускали двигатели.

Несколько слов о самом «малюхе». Несмотря на то, что весь мир в начале 70-ых активно переходил на передний привод при переднем расположении силового агрегата, итальянцы в этой модели остались верны проверенной временем заднемоторной схеме. А вот следующий FIAT – 127-й уже был переднеприводным и потому на 30% дороже.

FIAT_126_32_motor

«Пламенным сердцем» 126-го сначала был двухцилиндровый двигатель Straight-2 объемом 594 см³ c воздушным охлаждением. Он развивал всего 23 л. с. и обеспечивало весьма скромные   скоростные характеристики - разгон до 100 км/ч занимал 48 секунд, а максимальная допустимая скорость составляла 105 км/ч.

Затем объем мотора немного увеличили до 652 куб. см. Но характеристики остались фактически прежними, лишь увеличился крутящий момент с 39 Нм до 43 Нм. В 1987 году мотор 126p претерпел более радикальную модернизацию. Модель под названием 126 Bis уже оснащалась мотором 26 л.с., а разгон до 100 км/час составил 33 секунды. Мотор уже имел жидкостное охлаждение.

FIAT_126_31

Как и в других социалистических странах Восточного блока, спрос превышал предложение. Как вспоминал редактор одного польского автомобильного издания Станислав Уклански, это было невероятным, заполняете карточку, и тебя вносят в список ожидания. Система работала так, что автолюбителю приходилось сначала заплатить, а затем некоторое время ждать конверта с приглашением за автомобилем.

При этом длительное время польская версия «фиатика» была самым дешевым и доступным автомобилем в Европе, превосходя по этому показателю не только легендарный Mini, но и восточногерманский пластмассовый Trabant.

FIAT_126_35

В 1991 году предприятие FSM было приватизировано итальянским FIAT и получило название Fiat Auto Poland. С 1992 года FAP выпускает автомобили Fiat, а в последние годы и Lancia, и JEEP.

В начале года здесь стартовало производство автомобиля Jeep Avenger, признанного «Автомобилем года 2023». Jeep Avenger мало чем напоминает культовые американские внедорожники: эта модель разработана специально для Европы на платформе Stellantis и во многом унифицирована с Peugeot. 

FIAT_poland

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >