+79139857900

Как КАМАЗ устремился за МАЗом, и что из этого выйдет?

5 июня 2020 в 14:17

Складывается ощущение, что крупнейший отечественный производитель коммерческой и грузовой техники КАМАЗ стремится заявить о себе во всех сегментах и типах. Недавно мы рассказывали о проекте «Компас». Здесь КАМАЗ ставит цель выйти в сегмент, где до сих пор доминирует Группа ГАЗ, со своими «Газелями» и «Газонами». Однако, сегодня для КАМАЗа актуальное направление приобретает работа в сегменте пассажирского транспорта. И здесь его конкурентами станут не только Группа ГАЗ со своими автобусными активами (ЛИАЗ, ПАЗ, КАВЗ), но и зарубежные производители, такие как белорусский МАЗ и китайские компании.     

Сегодня у КАМАЗа на ниве производства автобусной техники несомненные успехи. Марка НефАЗ (дочернего предприятия Нефтекамского автозавода) фактически стала крупнейшим производителем больших городских автобусов страны, занимая в рейтингах автобусного рынка первое место в данном классе. Опередив ликинскую модель ЛИАЗ-5292.

Табл.1 Рынок автобусов РФ в 2020 году. ТОП-10 популярных моделей

Модель

1-4 мес. 2020

ПАЗ 3205

1 057

ПАЗ 3204

498

НЕФАЗ 5299

421

ЛИАЗ 4292

344

ЛИАЗ 5292

335

ПАЗ 4234

297

КАВЗ 4238

96

ПАЗ 3206

87

УРАЛ 3255

86

YUTONG 6119

77

  По данным Автостат-инфо

Недавно пресс-служба камского автогиганта рассказала, что сегодня в Научно-техническом центре КАМАЗа проходят испытания автобуса НЕФАЗ-4299-30-52.

средний_1
Это модель автобуса среднего класса с современным дизайном экстерьера и интерьера. Он будет предлагаться как экономичное решение для маршрутов с невысоким пассажиропотоком – автобус вмещает 72 человека. НЕФАЗ-4299-30-52 полностью соответствует государственной программе «Доступная среда», которая направлена на потребности людей с ограниченными возможностями. Модель оснащена неприхотливым в обслуживании двигателем Cummins мощностью 185 л/c экологического класса «Евро-5», и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Снаряжённая масса 9-метрового автобуса – 8,1 т.

Прототип городского полунизкопольного дизельного автобуса НЕФАЗ-4299-30-52 впервые был представлен общественности в рамках международной выставки «Комтранс-2019» в Москве. «В августе мы планируем передать НЕФАЗ-4299-30-52 на сертификацию, после чего начнётся серийное производство этой модели», –  рассказал директор департамента пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» Алексей Сергеев.

Конкурентный сегмент

Почему КАМАЗ решил выйти на рынок с 9-метровой моделью автобуса среднего класса? Для этого вернемся на 10-15 лет назад. Примерно с середины прошлого десятилетия эту нишу во многих городах РФ начали активную экспансию китайские 9-метровые автобусы. Отечественных моделей  фактически не было. Но потребность в таких автобусах была. Ведь не на всех городских маршрутах нужны автобусы большой и особо большой вместимости. И даже в городах-миллионниках есть маршруты с небольшим пассажиропотоком. Вдобавок в России есть малые и средние города, в которых тоже нужен комфортный транспорт, а не только классические «пазики» модели ПАЗ-3205.

средний автобус_22

Но вернемся к многочисленным китайцам, которые сразу как по команде начали поставки больших партий автобусов среднего класса – Zhongtong, GoldenDragon, Yutong, и даже с таким смешным названием как Mudan. Но предоставленные автобусы были рамной конструкции. Да и сегодня эта традиция продолжается. Посмотрите на разработку Павловского автобусного завода - автобус «Вектор NEXT 8.8».

средний_автобус33

Цифры говорят о длине машины. Вместимость данного автобуса 71 пассажир, длина составляет фактически 9 метров. Причем причудливо удлиненная задняя низкопольная площадка специально сконструирована, чтобы удовлетворять принципам программы «Доступная среда». Напомним, что Российская Федерация в 2008 году присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. В 2012 году появилась госпрограмма «Доступная среда», отсюда и стало возможным появление пассажирской низкопольной техники.

средний автобус33

В то самое время, когда китайцы оккупировали многие российские города, все же появилась 8-метровая модель у Минского автомобильного завода – МАЗ-206/226. В ТОП-10 автобусного рынка России она длительное время обосновалась в списке.

Затем подтянулся и Ликинский автобусный. Сегодня в этом классе представлена ликинская модель ЛИАЗ-4292. Теперь это самая популярная российская 9-метровая модель автобуса (см. таблица). И это не пустые слова. За примером обратимся к программе, которую осуществляет ВЭБ, предоставляя средства на покупку новой пассажирской техники. Сегоддня такая программа реализуется банком  в Тверской области, в которой приобретено 110 единиц автобусов большой вместимости ЛиАЗ-5292.65 и 315 среднего класса ЛиАЗ-4292.60.

средний_авт_ЛИАЗ

То есть потребность в 9-метровых автобусах оказалась в три раза больше, нежели в больших городских. И это понятно, потому что в Тверской области много небольших городов. Да и в самой Твери, несмотря на уничтожение трамваев и троллейбусов есть немалое число маршрутов с небольшим пассажиропотоком. Все это говорит о том, что ниша 9-метровых автобусов среднего класса не заполнена.

средние автобусы_Китай

Вдобавок, приведем пример дальневосточной столицы Владивостока. Недавно, перевозчики закупили партию 9-метровых китайских автобусов Yutong и выводят их на маршруты краевой столицы, вместимостью 73 пассажира.    

Так что вовремя КАМАЗ заметил пустующую нишу.  Несколько слов о новом камском автобусе.  НефАЗ-4299 имеет длину 8,9 м. Оснащен дизелем Cummins ISBe4. Это рядная 4,5-литровая «четвёрка». Дизель хорошо знаком и довольно широко распространён. Этот двигатель неприхотлив в обслуживании, достаточно долговечен и уже прижился на отечественных автомобилях. Настройка мощности 185 л.с. для городского автобуса среднего класса достаточная. С двигателем агрегатирована популярная 6-ступенчатая автоматическая КП Allison T270R, которая специально разработана для пассажирского транспорта.

средний автобус44

Заметим, что сегодня совместное предприятие СП «Камминз-КАМА» выпускает моторы Cummins ISBe в четырех- и шестицилиндровом исполнении. Основу серии составляют рядные «шестерки», которые ставят на грузовики КАМАЗ и автобусы НЕФАЗ. Новый камский автобус позволит увеличить спрос на 4-цилиндровые моторы.

средний автобус55

Также салон автобуса имеет сзади традиционный «амфитеатр». Эта часть пассажирского салона уходит ступеньками вверх, так как ведущий мост КАМАЗ-4297 не портального типа. Выбор прост - традиционная конструкция более надёжно служит на плохих дорогах. В базе автобуса в низкопольной средней части размещён широкий дверной проём (1245 мм). Напротив обустроена вместительная накопительная площадка, предусмотрено место для инвалидной коляски и аппарель для заезда. Передняя дверь одностворчатая шириной 650 мм вполне удобна на маршрутах с неинтенсивным пассажирообменом.

 

 Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >