Действительно, в новейшую историю российского авторынка год 2022-й войдет как начало третьей по счету китайской волны. Как известно, первая волна китайской экспансии на российский авторынок началась в 2004 году, когда первые китайские самосвалы пересекли реку Амур. Тогда в стране были так называемые тучные годы и выполнялась национальная программа доступное и качественное жилье гражданам России. Потребность в технике стремительно возросла, а отечественные автопроизводители не смогли предоставить строителям качественную недорогую и эффективную технику. Китайские автопроизводители в чем-то компенсировали этот пробел
Тогда, своеобразным символом первой китайской волны стал самосвал марки Howo. Хотя помимо этой марки отечественные строители открыли для себя грузовики других марок Shaanxi, Hanya, FAW, Dongfeng и др. Но этот праздник китайской строительной техники длился не так долго и уже в 2010 году были приняты меры по защите российского рынка и первая волна схлынула.
Во второе десятилетие главной китайской маркой стал Shacman (Shaanxi). Конечно, до уровня первой волны объемы импорта не поднялись. И вот уже сегодня наверняка можно говорить о третьей волне, которая оказалась настолько мощной, что фактически перевернула весь российский рынок грузовой техники.
Итак, что же сегодня покупают российские грузоперевозчики? Какова структура рынка и какое место на нем занимают китайские партнеры?
Табл.1 Продажи новых грузовиков в РФ в 2022 году
Марка |
11 мес. 2022 |
Динамика к АППГ, %% |
КАМАЗ |
28 549 |
-8,9 |
Shaanxi |
8 168 |
257,9 |
ГАЗ |
4 911 |
-42 |
Урал |
4 356 |
-1,9 |
FAW |
3 657 |
376,5 |
МАЗ |
3 042 |
55,7 |
Howo |
2 992 |
205,6 |
Sitrak |
2 377 |
- |
JAC |
2 194 |
209,4 |
Isuzu |
1 652 |
-62 |
Volvo |
1 577 |
-94 |
Scania |
1 190 |
-96 |
Hino |
1 109 |
-79 |
Mercedes-Benz |
1 086 |
-80 |
MAN |
1 004 |
-61 |
По данным ОАО АСМ холдинг
Даже беглый взгляд на результаты 11 месяцев 2022 года грузового рынка РФ показывает, что роль и место китайских брендов грузовой техники выросло в несколько раз. В ТОП-10 уже оказалось пять китайских марок. В свою очередь, марки «большой европейской семерки» показали нисходящую отрицательную динамику, скатились за пределы десятки. Их участь печальна, потому что со временем, да уже в следующем году их роль на российском авторынке будет ничтожна.
В свою очередь по итогам ноября 2022 года самыми популярными грузовыми автомобилями в России стали китайские, об этом сообщает агентства Автостат. Причем, если учитывать только месячную статистику, то это произошло впервые.
Так, в последний осенний месяц в нашей стране было куплено 3646 новых грузовиков китайских марок, что составляет 45,6% от общего объема. Немного уступила им продукция отечественных брендов, которая разошлась тиражом в 3496 единиц (доля – 43,7%). Таким образом, почти 90% рынка в ноябре поделили между собой китайские и российские производители грузовых машин. На третьем месте, с огромным отставанием от них, находятся белорусские грузовики (437 шт.; доля – 5,5%).
Однозначно, уже сегодня на исходе 2022 года можно сделать вывод, что китайская грузовая техника совершила на рынке России новый прорыв. Каков будет ответ российских автопроизводителей?
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz