+79139857900

Как нам построить российский автомобиль?

25 сентября 2020 в 09:22

На днях на отечественном автомобильном гиганте АвтоВАЗе выпущен 30-миллионный автомобиль марки Lada. Для заводчан, для города Тольятти это большой праздник.

Однако на конвейере главной автосборочной площадки страны не только стоят Lada, но и Renault, Datsun, а недавно предприятие выпускало и автомобили Nissan. Впрочем, это автомобили зарубежного происхождения, разработаны в центрах компетенции за пределами Российской Федерации. Да и собственно, отечественные автомобили Lada, на которые теперь устанавливаются все больше зарубежных комплектующих становятся менее «отечественными» и  снижают степень локализации. Так, даже исконно российский внедорожник  Lada 4x4 на 10% состоит из «ненаших» деталей. Не говоря уже о Lada Vesta. Напомним, что во время пробной поездки в 2015 году президент РФ Владимир Путин спросил тогдашнего руководителя АвтоВАЗа Бу Инге Андерсена, а какова локализация этой модели? Топ-менеджер без запинки ответил: 71%. На самом деле, это показатель не учитывает  так называемого «скрытого импорта». Когда деталь или узел автомобиля имеет лейбл «сделано в России», а на самом деле в России проведена только его сборка из комплектующих, доставленных с зарубежных заводов.

иран_русский5

У многих возникает вопрос, а что если международная обстановка обострится, санкционное давление на нашу страну усилится, как станет чувствовать себя наш автопром? Вопросы весьма серьезные. Ситуация в мире и вокруг страны ухудшается и потому эти вопросы требуют ответа. Поскольку зависимость от мирового автопрома и зарубежных производителей автокомпонентов настолько высока, что любое прекращение импорта может вызвать коллапс.

Пока наши чиновники отвечают, что уровень приемлемой локализации для российского автопрома должен составлять 80%. Мол, нельзя же все детали и узлы выпускать в нашей стране, это будет невыгодно экономически, да и в этом нет необходимости. Отметим, пока нет. Например, санкции американского Минфина для Группы ГАЗ российского олигарха откладываются и откладываются. Новый срок введения калечащих санкций перенесен на март будущего года. Так что угроза существует и отворачиваться от нее нельзя.    

В этом плане следует посмотреть на пример тех стран, которые попали в схожие обстоятельства. Именно такую «модель» развития ситуации можно наблюдать на нашем южном соседе Иране. Как известно, несколько лет назад в 2014 году во времена президента Барака Обамы с Ираном была заключена сделка. В обмен на свертывание ядерной программы странами «коллективного Запада» было снижено санкционное давление на эту страну. Мировой автопром отреагировал на эти изменения, ряд фирм начали сотрудничество с местными предприятиями, а немецкий Volkswagen даже объявил о строительстве автозавода. Самыми мощными инвесторами в иранский автопром стали французские Peugeot и Renault.

Однако эта идиллия была недолгой. И уже при нынешнем президенте США Дональде Трампе над Ираном снова навис новый раунд санкционного давления. В результате импорт в страну автомобилей оказался под запретом, работали лишь местные автопроизводители. Падение продаж было беспрецедентным. В 2019 году продажи упали на 45%. А еще годом ранее спад составил 35%. То есть как у нас после введения санкций за Крым в 2015-2016 гг . Только иранский спад сильнее.

иран_руссий1

Какой же выход нашло иранское руководство, чтобы не ставить на колени целую отрасль реального сектора своей экономики? Выход простой – покупка лицензии и постановка на конвейер зарубежной модели.

Концерн Iran Khodro (IKCO) - крупнейший автопроизводитель Ирана - готовит к производству новую модель - компактный седан K132. Показ этой перспективной разработки руководству страны состоялся в феврале 2020 года. В преддверии скорого запуска в производство Iran Khodro распространил фирменные студийные снимки K132, на которых ее можно рассмотреть во всей красе.

иран_русски3

Новую модель называют "самым иранским автомобилем" в истории, поскольку доля иностранных комплектующих в нем сведена к минимуму. В K132 92,5% деталей - национального производства, за рубежом закупаются лишь остальные 7,5%.

Иранцы гордо заявляют, что новый автомобиль разработан своими силами IKCO. Это не совсем так - еще в 2019 году иранский автопроизводитель купил у французского концерна PSA Peugeot-Citroen (своего давнего партнера) лицензию на производство платформы от седанов Peugeot 301 / Citroen C-Elysee, именно на ее базе и построен K132. Более того, он унифицирован с ними по несущему каркасу кузова и ходовой части. Однако все наружные панели кузова у перспективного "иранца" - собственные, они формируют оригинальный экстерьер.

иран_русски4

Напомним, что "настоящие" Peugeot 301 / Citroen C-Elysee французы разработали специально для развивающихся рынков, их производят с 2012 года. "Триста первый" собирали в т.ч. на мощностях IKCO, однако в связи с возобновлением санкций против Ирана в 2018 году производство приостановили. В России седаны Peugeot 301 и Citroen C-Elysee также продавались некоторое время назад, но из-за низкого спроса и конкуренции со стороны одноклассников Renault, Hyundai/ KIA, VW/Skoda покинули рынок, после девальвации национально валюты в 2014-2015 гг. Также концерн не сделал ставку на локализацию производства в России.

Но вернемся к самому иранскому автообилю. Седан K132 имеет габариты 4505х1748х1466 мм соответственно, его колесная база составляет 2652 мм, то есть машина сопоставима с российской Lada Vesta.

Автомобиль будут оснащать бензиновым мотором PSA объемом 1,6 л мощностью 110 л.с. Он сочетается с 5-ступенчатой МКП или 6-диапазонным "автоматом". Двигатель отвечает строгим экологическим нормам Евро-5.

Выпуск товарных экземпляров IKCO K132 стартует в октябре нынешнего года, машина будет продаваться на местном рынке по цене от 12 000 долларов (911 000 рублей).

Вот такой выход из сложной ситуации предпринял Иран. И этот опыт надо учесть и нам.

иран_русски2

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >