+79139857900

Как под боком у России вырос турецкий автогигант? А мы и не заметили

12 января 2021 в 12:20

Когда в прошлом году началась пандемия, то среди новостей автомобильной ленты преобладала информация о том, что перебои с поставками автокомпонентов и автозапчастей из Китая негативно повлияли на темпы сборки российских автомобилей. Складывалось впечатление, что отечественный автопром сильнейшим образом зависит от Поднебесной.

Действительно, это так. Но вот о том, что российский автопром зависит не меньше  от турецкой автокомпонентной отрасли, нигде не было сказано ни слова. Наш канал решил все же разобраться в данном вопросе. И вот что мы обнаружили.

 

О турецком автопроме у нас знают очень мало. А ведь по объемам производства он сопоставим с российским. А по глубине локального производства и инжиниринга, нашему автопрому есть чему поучиться у южного соседа.

 

Если по итогам 2019 года РФ занимала в табеле о рангах мирового автопрома 13 место с 1 млн 720 тысячами произведенных автомобилей, то Турция занимала следующую ступень – 14 место, и 1 млн 461 тысяч выпущенных  автомобилей. Согласитесь, для страны с вдвое меньшим населением это достижение.

 turk22_11_page-0001

Еще несколько цифр. Если взять «Большую Европу» EU-28, то Турция занимает 3 место по выпуску коммерческой автотехники, 7 место по выпуску легковых автомобилей.

Стояние Турции у порога Евросоюза уже почти полвека принесло свои плоды. Напомним и недавний прецедент. Немецкий Volkswagen, рассматривая строительство новой площадки по выпуску VW Passat и Skoda SuperB, между Болгарией, Румынией  и Украиной, отдал предпочтение Турции. Но из-за сирийского кризиса от проекта было решено отказаться. Наш канал освещал это событие.

 turk33_11_page-0001

Полувековая эволюция

Впрочем, турецкий автопром прошел несколько этапов своего развития, прежде чем, достиг таких высот. Его история начиналось с лицензионной сборки автомобилей на мощностях турецких предприятий в далекие 60-ые годы. Сборка была в основном, как бы мы сегодня сказали, отверточная.  В 70-ые годы начался процесс локализации. Тогда  появляется большое число небольших компаний, которые и составят в перспективе турецкую автокомпонентную отрасль, которая сегодня активно сотрудничает с российским автопромом. В конце концов, сегодня турецкий автопром работает в режиме  зоны свободной торговли с Европейским Союзом.

Этот особый режим привлек в страну крупнейших автопроизводителей, которые построили крупные производства в расчета не только нга местный рынок, сколько на экспорт в страны Большой Европы. Так на Анатолийском полуострове появились заводы Honda, Ford, Toyota, Hyundai и MAN.

Всего за эти годы созданы производственные мощности по выпуску порядка 2 млн автомобилей. (Для сравнения в РФ созданы мощности по выпуску порядка 3,5 млн автомобилей, но степень их загрузки около 45%).  

 turk_toyota_corolla

«Турецкий АвтоВАЗ» с экспортным профилем

Что же выпускают турецкие автозаводы? Мы назовем только модели, которые составляют основу турецкого экспорта. Корейский Hyundai на своей площадке собирает и затем экспортирует младшие автомобили своего модельного ряда – Hyundai i10 и Hyundai i20. На турецкой площадке японский автогигант Toyota выпускает седаны Corolla и младшие кроссоверы CH-R. А вот мало кто знает, что на выпускаемый совместным предприятием Ford-Sollers в Татарстане коммерческий автомобиль Ford Transit, подавляющее число автокомпонентов, узлов и деталей приходит из Турции. Где автомобиль выпускают на местном заводе. Там же выпускают младшую модель коммерческой линейки Ford Tourneo Courier.

turk_ford_transit

Также в Турции находится большая производственная площадка итальянского FIAT, с местным партнером Tofas, где выпускают грузопассажирский FIAT Doblo и легковую модель FIAT Tipo.

turk_fiat_tipo

Но самая масштабная площадка в автопроме Турции, это, несомненно, Oyak-Renault, расположенный в городе Бурса на побережье Мраморного моря. Этакий «турецкий АвтоВАЗ». Эти автогиганты родились даже примерно в одно время. АвтоВАЗ выпустил первую партию «жигулей» в 1970 году, а история Oyak-Renault началась в 1971. А вот объемы производства пока не пользу нашего волжского гиганта. Достаточно посмотреть и оценить объемы производства. В 2019 году на предприятии было произведено 342 тыс. автомобилей, 512,5 тыс. двигателей, 227,3 тыс. коробок переключения передач и 702 тыс. деталей автомобильных шасси. Площадка в Турции единственная в мире, где выпускают седан Renault Megane (Renault Fluence). Помимо этого автомобиля здесь недавно закончен выпуск Renault Clio 4 поколения (хэтчбек), а уже как два года выпускают Clio-V.  Двигатели, выпускаемые на турецком предприятии, поставляются на заводы Renault Group во Францию, Испанию, Румынию, Словению, Марокко, даже в Индию и ЮАР.

А недавно было закончено строительство завода по алюминиевому литью для выпуска блока цилиндров и головок блока, объем инвестиций составил более 100 млн евро.

Интересно, что при запуске нового поколения Renault Clio-V было инвестировано 181 млн евро, дополнительно наняты 350 новых работников, поставщиками автокомпонентов на конвейер стали 70 турецких компаний, а локализация автомобиля составляет 55-60%.

 oyak-renaul_fabrik

Основа успеха - компоненты

Помимо производства, существенную долю в турецком автопроме составляет автокомпонентный сектор. Он является тем фундаментом отрасли на котором она может укреплять свои позиции. Именно такая структура могла бы быть в России, но пока она не сформирована, а автокомпонентная часть является тем самым «слабым звеном», которое определяет диспропорции в развитии автомобилестроения.

Немаловажно, что в структуре турецкого автопрома создано и работают 158 конструкторских и исследовательских R&D центры . Таких центров у производителей автозапчастей и автокомпонентов насчитывается 130, у автопроизводителей OEM – 22 R&D центра и 29 автомобильных дизайнерских студий.

Турецкий автомобильный экспорт в Россию составляет порядка 500 млн евро. Лишь его пятая часть приходится на готовые автомобили. Наш канал рассказывал об основных импортных моделях, читайте здесь.

А вот остальное приходится на закупки автокомпонентов для российских автозаводов. На вопрос, что же поставляют турки к нам, можно привести огромный список узлов, деталей и агрегатов. Но мы ограничимся лишь перечислением небольшого их числа, как то аккумуляторные батареи, автостекло, стеклоочистители, кузовные панели, радиаторы, фильтры, пружины, топливная аппаратура, детали подвески, пластмассовые и алюминиевые детали, детали и узлы для систем сцепления и тормозной системы и др. Глядя на этот далеко неполный список задаешься вопросом, неужели организовать производство в России таких несложных в принципе компонентов так сложно?

Правда, сегодня ряд турецких компаний инвестируют в производство автокомпонентов в России. 

 Welcome to Russia

 

Одним из интересных примеров такого предприятие является COŞKUNÖZ HOLDİN, который вкладывает в свое предприятие в Татарстане, в свободной зоне Алабуга.

Среди потребителей продукции предприятия ведущие российские автомобильные заводы: КАМАЗ, АвтоВАЗ, Volkswagen, Renault и др. Основная продукция – кузовные детали. Предприятие сегодня ведет процесс расширения производственных мощностей, закупку оборудования и его установку.  

 

cokunos11_page-0001

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >