+79139857900

Как российский автопром снять с крючка глобализма

17 мая 2022 в 11:35

Предыдущие 20 лет российская автомобильная промышленность всеми силами старалась стать частью мирового автопрома. Но в один момент одна из важнейших отраслей экономики страны была отрезана от него. Наш канал посмотрел на этот вопрос с несколько необычной стороны.   

Большинству нашей читающей аудитории известно, что глобализация сильно изменила ландшафт мирового автопрома за последние два десятка лет. Поэтому Российской Федерации предстояло влиться в эту новую мировую нормальность.

 Как известно, мировые автомобильные концерны в целях экономии и оптимизации затрат выпускают несколько моделей автомобилей на одной платформе, часто даже под разными брендами. Чем больше охват, тем эффективнее работает автомобильный концерн: ниже себестоимость автомобилей, поскольку у поставщиков выгоднее покупать большие партии компонентов.

Что понимается сегодня под понятием «автомобильная платформа»? Поначалу под платформой понимали основу силовой конструкции автомобиля. Поэтому в западной автомобильной специализированной прессе появилось другое обозначение – «тележка». Сегодня все большую роль в автомобилях приобретает электроника, поэтому стали использовать такое определение как «архитектура».

platforma_2_MQB

Вот в такой глобальный автопром и следовало вписывать российскую отрасль. Но на самом деле, если повернуть «колесо истории» вспять, то перед российским автопромом маячило три сценария развития. Перечислим их.

Первый сценарий развития состоит в том, что сборочные заводы, расположенные в России, фокусируются на выпуске автомобилей, построенных на глобальных платформах. То есть созданные действующие сборочные мощности загружаются автомобилями, архитектура которых разработана в других странах. При этом средний уровень локализации выпускаемой техники остается довольно низким. При этом львиная доля себестоимости в виде платежей за компоненты уходит зарубежным поставщикам. Этот сценарий и был реализован в Российской Федерации.

Сегодня мы ощущаем негативные итоги реализации этого сценария. Был возможен к реализации и второй сценарий, который противоположен первому. Отрасль могла бы сфокусироваться на собственных платформах и моделях, разработанных в российских НТЦ. В этом случае уровень локализации был бы существенно выше, также в РФ появилось бы  сотни тысяч дополнительных новых рабочих мест.

platforma_2_2

Согласно же первому сценарию, реальный потенциал локализации глобальных платформ в России ограничен уровнем 35-50%. Эту оценку подтверждает реальный уровень таких моделей как Lada XRay, Lada Largus, Renault Logan, Volkswagen Polo и др. Проведя поиск местных поставщиков зарубежные автопроизводители отчитывались о достигнутой локализации в 50-70%. Наш канал писал об этом подробнее.

Но на самом деле, учитывая так называемый «скрытый импорт», истинная локализация таких автомобилей составляет 27-35%. Такой показатель у выпускаемых на АвтоВАЗе автомобилях на французской платформе В0, которые охарактеризованы как самые «локализованные» модели российского автопрома.

Еще одна идея (сценарий) появился несколько лет назад, проводником которой стал экс вице-президент АвтоВАЗа по инжинирингу немец Харальд Грюбер. Суть идеи проста. Как минимум, альянс Renault-Nissan, а также их прямые конкуренты – Volkswagen-Skoda, Hyundai-Kia для получения максимального эффекта должны использовать общие платформы российской разработки. Ключевая идея такой общей платформы заключается в том, что автопроизводители на российском авторынке действуют самостоятельно, сами по себе, и не могут обеспечить крупных объемов (а, значит, и выгодных цен) при заказах у поставщиков. К тому же дублируются инвестиции в строительство заводов (например по производству моторов), затраты на испытания, что при низких объемах продаж оборачивается низкой финансовой эффективностью.

platforma_2_3

Зарубежные автопроизводители относительно мало взаимодействуют друг с другом в России, в отличие от европейского или американского рынка, сегодня фактически не задействован эффект синергии.

Но эта идея не нашла поддержки у Минпромторга РФ. Поскольку в разработанной Стратегии развития автопрома в РФ до 2025 года был взят курс на индивидуальную работу с зарубежными автопроизводителями и подписание с ними специальных инвестиционных контрактов (СПИКов) сроком на 10 лет, где оговаривались объемы инвестиций.

В современных условиях производство в России автомобилей на глобальной зарубежной платформе окупается при годовом объеме производства порядка 100-150 тысяч автомобилей.

До начала спецоперации в России выпускали модели на более чем двух десятках зарубежных  автомобильных платформ. Правда, не все подходили под этот критерий. Уверенно можно назвать только четыре платформы, локализованных в РФ (см. таблицу). Как не покажется странным, но самой массовой платформой оказалась старая французская тележка В0 и ее модификация Global Access.

Таблица

Наиболее массовые автомобили построенные на платформах в российском автопроме

Платформа

Автопроизводитель/ автозавод

Модели

Объем продаж, тыс. шт. в 2021 г

Lada B/C

АвтоВАЗ (Лада Ижевск)

Lada Vesta

113 698

ВАЗ-1118

АвтоВАЗ

Lada Granta

111 430

ВАЗ-2121/2123

АвтоВАЗ

Lada Niva Legend, Lada Niva Travel

51 242

B0/Global Access

АвтоВАЗ, Рено Россия

Lada Xray, Lada Largus, Renault Logan/Sandero, Duster, Kaptur, Arkana, Nissan Terrano

201 865

CMF C/D

Nissan

Nissan Qashqai, Nissan X-Trail

39 484

Mitsubishi GS

Mitsubishi (ПСМА Рус)

Mitsubishi Outlander

17 169

Hyundai GB

Hyundai-KIA (ХММР)

Hyundai Solaris, KIA Rio

144 002

Hyundai J6

Hyundai (ХММР)

Hyundai Creta

68 081

VW PQ25

Volkswagen, Skoda

Volkswagen Polo, Skoda Rapid

88  567

MQB

Volkswagen, Skoda

Volkswagen Tiguan, Skoda Octavia, Skoda Kodiaq, Skoda Karoq

76 586

GA-K (TNGA)

Toyota

Toyota Camry, Toyota RAV4

77 982

 

Теперь, оказавшись в иной реальности, нужно формулировать новые цели и задачи. Как видим, продолжение старой политики привело отрасль в тупик. Наш канал уже затронул эту тему в этом материале. Либо надо совершенствовать свою платформу Lada B/C и строить российское семейство легковых автомобилей. Либо все же продолжая прежнюю линию ждать, когда мировые автоконцерны выстроят новые логистические цепочки и вновь запустят производство на своих производственных площадках на территории РФ. 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >