+79139857900

Как щедрая раздача Москвы изменила трамвайную политику в России

20 июня 2023 в 12:26

Осень 2018 года, в Совете Федерации идет правительственный час. На трибуне под жестким обстрелом сенаторов министр транспорта страны Евгений Дитрих. И тут спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко делится от своей недавней поездки в один из областных центров. Она пеняет министру, что в самом центре этого города она увидела «ржавое ведро», которое называется трамвай.

Наверное, это замечание спикера можно определить как начальную точку отсчета трамвайного ренессанса в РФ. А вот вторая точка отсчета – это масштабное обновление трамвайного парка столицы нашей родины – города-героя Москвы. Как известно, московский трамвай кардинально обновил свой парк на новую модель от производителя ПК ТС «Витязь-М». Обновление в результате привело в столичные депо порядка 500 новых многосекционных трамваев. Но поскольку площади трамвайных депо не расширяли, то устаревшие трамваи просто раздали в различные города страны. Партии столичных подержанных трамваев омолодили существующие парки городов Иркутска и Кемерово, Саратова и Новосибирска, Томска и Уфы, Тулы и еще двух десятков городов. Такой щедрости никто в нашей стране никогда не видел. Массовая раздача происходила в 2020-2021 гг. Несколько десятков городов страны получили партии по 20-30 и более вагонов, в относительно неубитом состоянии. Этот бесплатный подарок дал возможность практически без вливания крупных бюджетных сумм этим мегаполисам обновить парк рельсового транспорта.

 

Характерен пример Новосибирска. Если до раздачи трамвайный парк сибирской столицы был изношен на 97%, то сегодня транспортный департамент мэрии рапортует о 57% износе. Правда, следует учесть, что параллельно с получением московских трамваев идет процесс модернизации, за несколько лет сумели обновить 42 вагонов.

То есть в стране произошел разворот к трамвайному движению, о чем много лет говорили урбанисты. Впрочем, дело пошло еще далее. Сегодня в 10 регионах реализуются концессионные соглашения по модернизации трамвайного движения. Партнером в этом интересном проекте выступает госкорпорация ВЭБ РФ, которая инвестирует в этих 10 городах в подвижной состав, реконструкцию депо и тяговых подстанций и путей. Своеобразным «довеском» в программе идет и развитие электробусного движения. Но это отдельная тема. Соглашения подписывают региональные власти сроком на 20 лет по комплексному развитию трамвайного сообщения в областных центрах этих регионов.

tram_tatra1

Впрочем, от нашего внимательного взгляда не укрылся вот такой интересный факт. О чем мы спешим поделиться со своими читателями. Если копнуть глубоко в историю, то три десятка лет назад в прошлую эпоху, когда государство называлось СССР, трамвайные парки городов формировались из двух источников. Первый – это импортные трамваи из социалистической Чехословакии – модель называлась Татра Т-3SU. Таких вагонов из Праги было поставлено более 15 000 штук. В Российской Федерации они поступили лишь в несколько городов – Барнаул, Ижевск, Екатеринбург (Свердловск), Самара (Куйбышев), Нижний Новгород (Горький) и ряд других. А вот второй источник пополнения – Усть-Катавский вагоностроительный завод им.Кирова, расположенный в Челябинской области.  

усть-илим_1

Но если чехословацкие трамваи «Татра» после развала СССР и ЧССР перестали поступать в парки российских городов, то усть-катавские трамваи не только не переставали производиться на Южном Урале, но даже шло развитие их модельного ряда. Если основной моделью в 70-80-ые годы был квадратный трамвай КТМ-5 (71-605), то затем была модель КТМ-8 и позже КТМ-619, которых больше всех передали из Москвы в областные центры России.

tram_623

Затем пришло время подвижного состава с низким полом, в рамках программы «Доступная среда», это связано с появлением переходной первой полунизкопольной модели КТМ-623 (71-623, из-за окраса их еще называли «рыжики»). Кстати, некоторое количество таких трамваев до сих пор работают на маршрутах в Москве. Но их вскоре тоже передадут в регионы.

И вот мы подошли к главному. Казалось бы, Усть-Катавский завод в Челябинской области, который является стуркутрным подразделением Роскосмоса, создав первую низкопольную модель КТМ-628, мог бы почивать на лаврах и выпускать их для своих заказчиков.

tram_628

А заказчиков у этой модели – местный областной центр миллионный Челябинск, куда нужно поставить 74 вагона в рамках обновления парка, и другой миллионник – Краснодар, заказавший 40 вагонов. Есть небольшие заказы и в другие города.

Но тут разворачивается интересное соревнование – кто завоюет титул самого массового современного вагона России?Кто будет чаще в картинке современного городского ландшафта страны?

tram_lev

Недавно на трамвайный рынок страны выходит конкурирующая модель от нового российского производителя ПК Транспортные системы (ПК ТС). Этот симпатичный трамвайчик соло назвали ласково «Львенок» (модель 71-911 ЕМ). Она набрала уже свыше двух сотен заказов. Самые крупные – Ярослваль (47), Пермь (44), Курск (22) и т.д. Причем, в основном это города, где началась реализация трамвайной концессии. Вот так молодой российский производитель бросил перчатку старому трамвайному заводу. Кто победит в этом негласном соревновании? 

tram_911_Lvenok

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >